Похожие презентации:
Мультикультурализм и политика интеграции мигрантов в странах Европейского Союза
1. Азизов Саид
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАКвалификация – Бакалавр
По специальности: 41.03.05 «Международные
отношения»
По теме: «Мультикультурализм и политика
интеграции мигрантов в странах Европейского
Союза»
2.
АННОТАЦИЯСовременные национальные общества переживают один из самых
сложных периодов своей истории. Процессы глобализации в сферах
экономики, политики, культуры, общественной жизни, технологической
модернизации производства и массовых коммуникаций постепенно
стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами,
национальными государствами, которые еще несколько десятилетий
назад казались относительно изолированными и не столь активно
подвергались взаимному влиянию.
В работе была использована обширная, преимущественно англоязычная,
литература, посвященная проблемам мультикультурализма и его критике,
также используется публикации отечественных авторов, анализирующие
особенности политики интеграции иммигрантов в отдельных странах
Запада.
Во введении представлена актуальность и степень изученности данной
темы, предмет и объект изучения, а также цели и задачи работы.
В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы
исследования вопроса и его характеристика.
Во второй главе были проанализированы проблемы этнокультурной
плюрализации западноевропейских обществ, а также характеристика и
перспективы данной проблемы.
В третьей главе рассматривается современные миграционные процессы в
Европе в контексте трансформации международной коммуникации.
В заключение подводится итог работы, учитывая все вышесказанное.
3.
СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОПРОСА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА ……………...12
1.1. «Мультикультурализм: понятие и сущность ……………………..………..12
1.2. Иммиграционная политика и политика интеграции: подходы к определению
понятий ………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПЛЮРАЛИЗАЦИИ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ОБЩЕСТВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
…………………………………………………………………...28
2.1. Факторы этнокультурной плюрализации Европы …………………………28
2.2. Этнокультурный плюрализм и проблема интеграции общества …………42
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ В
КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОММУНИКАЦИИ………………………………………………………………...53
3.1. Сравнительный анализ политики интеграции иммигрантов в Великобритании,
Франции и ФРГ: общее и особенное ………………………..53
3.2. Мусульманское меньшинство и кризис национальной идентичности в странах
Западной Европы и их влияние на региональную
безопасность…………………………………………………………………….........77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...94
4.
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Современные национальные общества
переживают один из самых сложных периодов своей истории. Процессы
глобализации в сферах экономики, политики, культуры, общественной жизни,
технологической модернизации производства и массовых коммуникаций
постепенно стирают границы между континентами, цивилизациями, обществами,
национальными государствами, которые еще несколько десятилетий назад
казались относительно изолированными и не столь активно подвергались
взаимному влиянию.
Самым мощным дестабилизирующим фактором современного
межгосударственного взаимодействия и внутреннего социального "порядка"
является глобальное движение населения. В этой связи термин" глобализация
"является альтернативой термину"стабилизация". В границах национальных
государств иммиграция принимает проблемную форму не столько из-за сложности
интеграции "своих" и "чужих" (этот опыт хорошо известен в различных
национально-культурных традициях), сколько из-за объема, массы
иммиграционных потоков, которые меняют в относительно короткие сроки
этнокультурный и социальный облик исторически сложившихся национальных
образований. Усиление иммиграционного давления на западноевропейские
государства и другие промышленно развитые страны в последние несколько
десятилетий XX века. она настолько велика, что ни национальное государство (в
его обычном понимании), ни его центральная культурная система (Э. Шилс) не
могут справиться с ней в полном объеме и в обычном интеграционноассимиляционно-разрозненном режиме. Это означает, что необходимо серьезно
трансформировать прежние формы межкультурного, межэтнического
взаимодействия между национальным большинством и меньшинствами.
5.
Степень изученности темы. Миграция имеет не только экономическое, социальное, демографическое,но и политическое, культурное, социально-психологическое, правовое и другие измерения.
Сегодня существуют многочисленные работы, посвященные анализу причин и факторов миграции (М. С.
Блинова, Н. Гонзалес, Д. Деланти, Ф. Дювель, Т. И. Заславская, В. Л. Иноземцев, В. А. Ионцев, С. Кастлз, Э.
Ли, Д. Массей, Л. Л. Рыбаковский, Б. Томас, М. Торадо, Дж. Хансон, Т. Н. Юдина и др.); исследованию
механизмов саморазвития и самоподдержания миграции (С. Блантер, Ж. А. Зайончковская, Х. Злотник, Д.
Массей, Е. Нагайцева, Л. Л. Рыбаковский, Е. Ю. Садовская); создан ряд экономических и социологических
теорий глобальных миграционных процессов (С. Н. Глик, Дж. Голдстоун, А. В. Дмитриев, А. Золберг, М.
Кастельс, С. Кастлз, Э. Ли, Д. Массей, С. Сассен).
Блинова М:С. Современные социологические теории миграции населения. М., 2009; Дмитриев А.В.
Миграция: конфликтное измерение. М., 2007; Иноземцев В; Иммиграция: новая проблема нового
столетия. Исторический очерк // Государство и антропоток. Центр стратегических исследований
Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг»
//http://antropotok.archipelag.ru/text/al86.htm; Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и
история изучения. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура — М.,
2001; Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Мир в зеркале международной
миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл.ред.
В,А,Ионцев. М., 2002; Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред.
Ж.Зайончковской, И.Молодиковой, В.Мукомеля. М., 2007; Рь1баковский Л.Л. Миграция населения. Три
стадии миграционного процесса (Очерки теории и методологии исследования). М.3 2001; Садовская Е.Ю.
Социология миграций и современные западные теории международной миграции // Социальная
политика и социология. 2004. № 1 ; Сассен С. Глобальный город: введение понятия / Глобальный город:
теория и реальность / Под ред. Н.А.Слуки. М., 2007; Castles S. Migration and Community Formation under
Condition of Globalisation // International Migration Review. 2002. Vol. 36 (4); Delanty G. Citizenship in a global
age. - Buckingham, 2000; Glick S.N. Building a Transnational Perspective on Migration // Transnational
Migration: Comparative theory and Research Perspectives. An informal workshop. Oxford, 2000; Goldstone J.A.
Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International
Affairs. 2002. Vol. 56. № 1; Immigration policy and the welfare system / Ed. by T Boeri., G. Hanson. Oxford , 2002;
Lee E.A. Theory of Migration // Demography. 1969. Vol. 3. № 1; Zolberg A.R. The next waves: migration theory for
a changing world // International Migration Review. 2002.Vol. 33 (3) и др.
6.
Предметом исследования является политика интеграции новых иммигрантов впринимающие западные общества: Великобританию, ФРГ и Францию.
Цель работы состоит в том, чтобы в сравнительном исследовании проанализировать
политику интеграции иммигрантов, осуществляемую ведущими странами Запада.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
• выяснить содержание понятия «иммиграционная политика государства»;
• выяснить содержание понятия «мультикультуризм;
• установить связь между характером миграционных процессов, государственной
иммиграционной политикой и актуализацией социальных и этнокультурных проблем в
принимающих западных обществах;
• исследовать особенности идеологии и политики мультикультурализма в ведущих странах
Западной Европы;
• проанализировать специфические проблемы социокультурной адаптации иммигрантов из
мусульманских стран;
• оценить успехи и неудачи интеграционной политики в трех ведущих странах Западной
Европы, принимающих основные потоки иммигрантов: Великобритании, Франции и ФРГ;
• выяснить причины кризиса национальной идентичности и роста этнической ксенофобии в
странах Запада.
Научная новизна работы заключается в следующем:
Во-первых, автором выявлены отличия идеологии и политики мультикультурализма в
странах Западной Европы и объяснены их причины;
Во-вторых, проанализированы и выявлены специфические особенности трех основных
вариантов политики интеграции иммигрантов в странах Западной Европы:
коммунитаристской модели мультикультурализма (Великобритания); модели культурной
ассимиляции (Франция) и модели аккультурации (ФРГ);
В-четвертых, определены основные проблемы и трудности, возникшие в осуществлении
политики интеграции иммигрантов из мусульманских стран.
7.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯВОПРОСА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. «Мультикультурализм: понятие и сущность
Термин «мультикультурализм» имеет много значений и используется для
определения достаточно широкого круга явлений. Мультикультурализм понимают
как некую научную концепцию, теоретический конструкт; как специфический
дискурс относительно культурных различий и отношение к ним; как реальную
ситуацию в обществе с неоднородной по своему составу этнонациональной
структурой; как политику интеграции меньшинств в социум и стратегию
управления межэтническим, межкультурным взаимодействием.
Сущность идеи мультикультурализма можно определить формулой: единство при
разнообразии. Речь идет o
гармоничном взаимодействии носителей разных
культур в рамках единого политико-территориального сообщества - нациигосударства. И хотя под определение «культурно отличные группы» подпадают и
лица с нетрадиционным типом сексуальной ориентации, и инвалиды и
представители нетрадиционных религий и т.д., имеются в виду, прежде всего,
представители этнических меньшинств, особенно из числа иммигрантов. Именно
попытка более успешно интегрировать их в общество, избегая принудительной
ассимиляции, и обусловила разработку концепции мультикультурного общества,
которое базируется не на гегемонии одной культуры, а стремится обеспечить
равноправное существование различных культур и равное участие носителей этих
культур в общественной жизни.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ В КОНТЕКСТЕТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1. Сравнительный анализ политики интеграции иммигрантов в Великобритании,
Франции и ФРГ: общее и особенное
В Европе вплоть до второй половины ХХ в. альтернативой сегрегации и дискриминации
этнических меньшинств, в том числе иммигрантских, была их последовательная культурная
ассимиляция, т. е. безусловное принятие членами таких групп культурных образцов
поведенческих стандартов принимающего большинства. В Америке этот подход получил
политико-культурное оформление в известной метафоре «плавильного котла».
«Предполагалось, что становление политической нации должно опираться на общую систему
ценностей и единую культурную традицию. Культурные различия рассматривались как
преодолимые, а вопрос об их совместимости не был предметом общественных дискуссий».
[24, C.78]
Однако экономический бум 1960-х гг. и социальные завоевания рабочего и молодежного
движений конца того же десятилетия привели к введению жестких правил регулирования
рынка труда и целой системы социальных гарантий, открыли дорогу новой волне трудовой
иммиграции в страны Запада. Были запущены механизмы привлечения дешевой и
социально не защищенной рабочей силы из стран третьего мира – гастарбайтеров.
Интеграция в западное общество гастарбайтеров, приезжавших на заработки, никого не
интересовала, поскольку официально считалось, что эти рабочие приехали лишь на то время,
которое указано в их трудовых контрактах, и, заработав денег, уедут назад, к своим семьям.
Однако, как заметил известный швейцарский драматург Макс Фриш: «Доставляли рабочую
силу, но прибыли живые люди». Они не уехали, напротив, их семьи стали приезжать Европу.
Все ведущие страны Европы столкнулись с проблемой, возникшей из-за политики
воссоединения семей, результатом которой стал значительный рост числа иммигрантов, не
занятых общественно полезным трудом, что серьезно увеличивало нагрузку на социальную
инфраструктуру государств Европы. В 1970-е гг., в условиях экономического и
энергетического кризисов и в ходе структурной перестройки экономик стран Запада резко
снизилась потребность в неквалифицированном труде, многие гастарбайтеры стали
безработными, вступили в конкуренцию за рабочие места, в результате возникло
дополнительное напряжение в социальной сфере. Все чаще ухудшение качества жизни и рост
преступности связывали с присутствием иммигрантов.
14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕМультикультурализм является одним из важных теоретико-методологических
направлений, развивающихся в социальных науках промышленно развитых стран
Западной и Северной Европы, Австралии, США и Канады. Его важной
особенностью является то, что попытки теоретического осмысления современного
состояния и перспектив развития полиэтнических, многонациональных
обществах тесно связаны с практикой решения социальнх, межнациональных,
межкультурных противоречий и конфликтов, возникающих в национальных
государствах. Являясь формой либеральной идеологии, мультикультурализм в той
или иной степени затрагивает весь спектр социальных, политических и
этнокультурных проблем современных национальных обществ. Она включает в
себя не только национальный уровень анализа отношений между различными
этническими и культурными группами, между меньшинствами и национальным
большинством, между центром и периферийными регионами, но и
международный уровень - между отдельными нациями, национальными
государствами и международным сообществом.
В связи с этим существует несколько уровней понимания мультикультурализма:
идеологический, политико-демографический или дескриптивный, каждый из
которых отражает определенную сферу социальной реальности, ее
процессуальную природу, а также основные подходы к пониманию и оптимизации
этнических и социальных процессов.
Методологическое значение мультикультурализма наиболее ярко представлено на
идеологическом уровне. Два основных типа либерализма, в которых развиваются
поликультурные идеологии, предполагают определенный алгоритм
взаимоотношений национального большинства и меньшинств, а также
определяют позицию и роль государства как действующего субъекта в
формировании и поддержке политических, культурных коммуникационных
стратегий социальных групп в границах Национального общества.