О Государственной итоговой аттестации
28 марта 2019 г., 10.00-12.45
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт
Кудина Жанна Леонидовна – главный специалист отдела мониторинга качества образования Республиканской службы по контролю и
Русский язык
ГИА-2019
Что такое ГИА в 11 классе?
АПРОБАЦИЯ ККЗ
Пояснительная записка
Бланк ответа
Критерии оценивания
Демонстрационный вариант
Типология ошибок
АНАЛИЗ ОШИБОК
Но!!!
Пунктуационные ошибки
Орфографические ошибки
Грамматические ошибки
СОДЕРЖАНИЕ
Что делать?
Рекомендации по квалификации ошибок  
Типология ошибок
ПАМЯТКА ДЛЯ ЭКСПЕРТА
НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ (исправляются, но не учитываются при проверке):
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами
3) графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения
4. написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:
4. написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:
5. написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения:
Негрубые ошибки
Негрубые ошибки
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
2019 год
Творческое задание
Памятка для учителя
Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
Основные средства связи между предложениями в тексте
Практикум №1
Творческое задание
Путями доброты
Путями доброты
Что делать?
ТРЕНИНГ
Языковое оформление
Содержание
Количество баллов
Количество баллов
82 балла = «4»
ОЦЕНИВАНИЕ
Задачи эксперта
Общепринятые классификаторы грамматических ошибок
Общепринятые классификаторы грамматических ошибок
Общепринятые классификаторы речевых ошибок
Общепринятые классификаторы речевых ошибок
ПРИГЛАШАЕМ!
6.11M
Категория: ОбразованиеОбразование
Похожие презентации:

О Государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования

1. О Государственной итоговой аттестации

LOGO
О Государственной
итоговой аттестации
по основным образовательным программам
среднего общего образования
28 марта 2019 года
[email protected]

2. 28 марта 2019 г., 10.00-12.45

Инструктивно-методический семинар
для руководителей и членов предметных групп
республиканских предметных комиссий
по централизованной проверке
экзаменационных работ обучающихся,
выполненных на основе контрольных комплексов
заданий для проведения
государственной итоговой аттестации
по основным образовательным программам
среднего общего образования
РУССКИЙ ЯЗЫК

3. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Республиканская служба
по контролю и надзору в сфере образования и науки
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования»

4. Кудина Жанна Леонидовна – главный специалист отдела мониторинга качества образования Республиканской службы по контролю и

Зарицкая Виктория Григорьевна – проректор по научнопедагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский
институт дополнительного педагогического образования», к.ф.н.,
доцент
Кудина Жанна Леонидовна – главный специалист отдела
мониторинга качества образования Республиканской службы по
контролю и надзору в сфере образования и науки
Громак Надежда Ивановна – заведующий отделом анализа и
методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ
ДПО
«Донецкий
республиканский
институт
дополнительного
педагогического
образования»
Мельникова Лариса Васильевна – заведующий отделом русского
языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский
институт дополнительного педагогического образования»

5. Русский язык

3
1
Приказ МОН ДНР № 23 от 10.01.2019 г.
2 Приказ Ресобрназдора №67 от 28.02.2019
г.
3
Приказ МОН ДНР № 334 от 14.03.2019 г.
4
Приказ МОН ДНР № 354 от 18.03.2019.
[email protected]

6. ГИА-2019

Государственный
обязательный экзамен
по русскому языку
(изложение с творческим заданием)
является обязательным.
[email protected]

7.

РЕСОБРНАДЗОР
Телефоны (071) 441 34 27
"горячей линии" (071) 441 34 26
http://gia.resobrnadzor.ru/
http://gia.resobrnadzor.ru/

8. Что такое ГИА в 11 классе?

9. АПРОБАЦИЯ ККЗ

10.

Нормативная база

11.

Методические рекомендации

12.

Расписание

13.

Программа

14. Пояснительная записка

15.

Пояснительная записка

16. Бланк ответа

17. Критерии оценивания

18. Демонстрационный вариант

19. Типология ошибок

20.

Пояснительная записка

21. АНАЛИЗ ОШИБОК

Изложение
с творческим заданием
Многие
обучающиеся
не соблюдали
технологию
написания
изложения:
не составляли
план,
не писали текст
изложения и
творческого
задания на
черновике и
др.
[email protected]

22. Но!!!

Позитивное
О
1
П
Все справились!
3
2
[email protected]

23. Пунктуационные ошибки

ЗП в ССП и СПП
Пр. с ПО и ДО
93%
ВК и – между П и С
[email protected]

24. Орфографические ошибки

ПБГ
П частицы НЕ
ПН
86%
ПО
ППС
ПС и КП
Орфограммы
[email protected]

25. Грамматические ошибки

НПП
ПСС

Инверсия и др.
65%
41%
[email protected]

26. СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
Не овладели
умением
составлять
программу
высказывания; не
владеют логикой
изложения; не
знают, как ввести
в текст ответ на
творческое
задание!
С – 25 %
Л – 25 %
Ф – 28 %
Р
Е
Ч
Е
В
Ы
Е
Р – 72%
[email protected]

27. Что делать?

1
2
Рекомендации
3
4

28. Рекомендации по квалификации ошибок  

Рекомендации по квалификации ошибок
1. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь
русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. (А также последующие
издания.)
2. Орфографический словарь русского языка / Акад. наук СССР. Ин-т
языкознания. – М.: ГИС, 1956. (Словарь был переиздан более 30 раз.
Издания 5-е, 13-е, 29-е публиковались с изменениями и дополнениями.)
3. Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический
справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук; Институт русского
языка им. В.В. Виноградова. – М.: Эксмо, 2006. (А также последующие
издания.)
4. Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР,
М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М.:
Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)
5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
(Издания разных лет.)
6. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / РАН; Ин-т
русского языка им. В.В. Виноградова / Под ред. В.В. Лопатина, О.Е.
Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

29. Типология ошибок

Орфографическая
ошибка
– это написание слова,
не
соответствующее
орфографическим
нормам.
Орфографические
нормы
устанавливаются
академическими
орфографическими
словарями
и
справочниками.
Пунктуационная
ошибка
– это неиспользование
пишущим
необходимого
знака препинания, его
употребление там, где он
не требуется, а также
необоснованная
замена
одного знака препинания
другим. Пунктуационная
ошибка
противопоставляется
пунктуационной
норме,
отраженной
в
пунктуационном правиле.

30. ПАМЯТКА ДЛЯ ЭКСПЕРТА

В школе изучаются далеко не все тонкости русской
орфографии и пунктуации.
Некоторые правила русского правописания предоставляют
пишущему возможность выбора написания и способа
пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
Рекомендации словарей и справочников по правописанию не
всегда совпадают.
Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации,
связанные с переходностью языковых явлений.
В некоторых случаях возможно двоякое объяснение
синтаксической структуры предложения и, соответственно,
разная пунктуация.

31. НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ (исправляются, но не учитываются при проверке):

1) нарушение правил, не включенных в школьную программу или обусловленных
явлениями языковой переходности:
употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь
Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных именах, употребленных в
переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон,
ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот);
буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных
именах (Мариетта);
написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых
глаголов (слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить), а также в кратких формах
отглагольных прилагательных (Девочка взволнованна);
слитное / раздельное написание не с отглагольными прилагательными на -мый (неделимый на
части – не делимый людьми);
написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования),
не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау,
папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант);
пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце
обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не
отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая
запятая не нужна);
отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или
частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем
(запятая не нужна);

32. 2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами

и словарями. Примеры правил, которые допускают
вариативность
слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое
толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача
нетрудная и Эта задача не трудная);
вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано;
травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;
ошибки в переносе слов;
употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным
оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как
блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус;
употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные
круги и А в доме стук, ходьба;
обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным
именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец
в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;
обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты
они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество
горшочков;
пунктуационное
оформление
сложноподчиненного
предложения
с
придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил
про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася говорил про эту встречу – совершенно
забылось;
в передаче авторской пунктуации;

33. 3) графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения

между звуками устной речи и буквами, которыми они
обозначаются.
К числу наиболее распространенных графических ошибок
обычно относят:
пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте
(следует: строится);
перестановка
букв, например: новые наименования пордуктов
(следует: продуктов);
замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное
Ледовое побоище (следует: легендарное);
добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых
сложных, условиях... (следует: даже);
к графическим средствам помимо букв относятся различные приемы
сокращения
слов,
использование
пробелов
между
словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения;
[email protected]

34. 4. написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:

бог / Бог
водноспортивный / водно-спортивный
вторая мировая война / Вторая мировая война
деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный:
делан(н)ая улыбка)
естественно-научный / естественнонаучный
заполдень / за полдень
заполночь / за полночь
зорянка / зарянка (птица)
как-то / как то (перед перечислением, например: Острогою бьется
крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)
лироэпический / лиро-эпический
масленица / Масленица
масс-культура / масскультура
масс-медиа / массмедиа
мелочовка / мелочевка
[email protected]

35. 4. написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:

народнопоэтический / народно-поэтический
народнохозяйственный / народно-хозяйственный
не сегодня-завтра / не сегодня завтра
невзирая на лица / не взирая на лица
непрошеный (прил.) / непрошенный (прил.)
первобытнообщинный / первобытно-общинный
плащевка / плащовка
плейер / плеер
рождество / Рождество
интернет / Интернет
розыскник / разыскник
розыскной / разыскной
считанный / считаный (в знач. малый по количеству:
считан(н)ые минуты)
церковнославянский / церковно-славянский
черно-бурый / чернобурый;
[email protected]

36. 5. написания, регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения:

5. написания, регулируемые орфографическими
правилами, в которые были внесены изменения
1
6
Переходные
языковые
единицы
2
3
:
5
4
[email protected]

37. Негрубые ошибки

1
2
3
написание фамилий,
имен автора и
героев
произведений
(включая
анализируемый
текст)
написание
большой буквы
в составных
собственных
наименованиях
слитное и дефисное
написании сложных
прилагательных,
написание которых
противоречит
школьному правилу
[email protected]

38. Негрубые ошибки

1
2
3
трудные случаи
разграничения
сложного
прилагательного,
образованного
сращением
наречия и
прилагательного, и
прилагательного с
зависимым
наречием
необоснованное
написание
прилагательных
на -ский
с
прописной буквы
случаи,
когда вместо
одного знака
препинания
поставлен
другой
пропуск одного из сочетающихся знаков препинания
или нарушение их последовательности
[email protected]

39.

1
Однотипными
считаются
ошибки на
одно правило,
если условия
выбора
правильного
написания
заключены в
грамматическ
их (в армии, в
роще; колют,
борются) и
фонетических
(пирожок,
сверчок)
особенностях
данного слова.
2
Не считаются
однотипными
ошибки на
такое правило,
в котором для
выяснения
правильного
написания
одного слова
требуется
подобрать
другое
(опорное) слово
или его форму
(вода – воды;
рот – ротик;
грустный –
грустить;
резкий – резок).
3
Необходимо
учитывать
также
повторяемость
и
однотипность
ошибок.
Если ошибка
повторяется в
одном и том же
слове или в
корне
однокоренных
слов, то она
считается за
одну ошибку.
[email protected]

40. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

:
;
,
ПО

V

41. 2019 год

2015
2016
2017
2018

42. Творческое задание

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на
вопрос, приняв в качестве тезиса формулировку
задания.
Экзаменуемый выражает собственное мнение по
сформулированной проблеме.
Своё
мнение
аргументирует,
опираясь
на
читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения.
Текст,
созданный
экзаменуемым,
должен
отличаться
смысловой
цельности,
речевой
связностью и последовательностью изложения
текста.

43. Памятка для учителя

Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его
части должны быть связаны между собой.
Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не
прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль
раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Помни об абзацах. Наличие абзацев — неотъемлемая
часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты
сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не
меньше, чем пунктов плана.

44. Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– видовременная соотнесенность глагольных форм;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь
между ними;
– структурная соотнесенность предложений;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль
вопросительных предложений в тексте).

45. Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства
1.Слова-заместители
2. Лексические повторы
3. Соответствие видовременных
глагольных форм
4. Предлоги
5. Анафора (единоначатие) и
эпифора (концовка)
6. Параллелизм
7. Противопоставление
8. Вопросительные
предложения.
9. Союзы
10. Порядок слов в предложении
(прямой, обратный)
11. Последовательность в
изложении мыслей
Пример
местоимения девушка – она
наречия в лесу – там
синонимы быстро, стремительно
различные оценочные обозначения
храбрец – богатырь
родовидовые слова деревья – березы
имя собственное – имя нарицательное
офицер – Соболевский
Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно
мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю. Олеша)
Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои
слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)
Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание
вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных
обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта
вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались
армейские колонны.
…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на
всю жизнь (М. Цветаева).
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов
А.П.)
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)
2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы
сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает.
(Д. Гранин)
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых
голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)
встал, умылся, позавтракал
12. Слова-организаторы логических вот, почему, из этого следует и др.
связей
13. Вводные слова, организующие
порядок высказывания
итак, наконец, в заключение разговора.

46. Практикум №1

Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Напишите письмо на тему текста виртуальному
адресату из прошлого или будущего, включив в
текст размышления о времени и о себе.
*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – российский учёныйлитературовед и общественный деятель, академик РАН, член редколлегии
академической серии "Научно-популярная литература", создатель
общероссийского государственного телеканала "Культура", первый
кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

47.

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать
писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по
лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя
постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.
Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке,
пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить
именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне
приходило на ум и по мере того, как я писал. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего
только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали
неслышно.
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое.
Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в
каждодневных заботах.
И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно
быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над личными
повседневными заботами и думать о смысле жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не
останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Ещё людьми владеет досада на дурного и эгоистичного
человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стёрся в памяти. Люди, ни о ком не
заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
Люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят
их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с
недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет
большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое
ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих
интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!
424 слова По Д. Лихачёву*

48. Творческое задание

Напишите подробное изложение.
Напишите письмо на тему текста
виртуальному адресату из прошлого или
будущего, включив в текст размышления о
времени и о себе.
*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – российский учёныйлитературовед и общественный деятель, академик РАН, член редколлегии
академической серии "Научно-популярная литература", создатель
общероссийского государственного телеканала "Культура", первый кавалер
ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

49. Путями доброты

Здравствуй мой дорогой далекий предок, житель эпохи, называемой светлым словом
Возрождение!
Не думаю, что ты слишком удивишься, получив это письмо, ведь понятно, что у нас, в
твоём далеком будущем, технические возможности пошире, чем у вас.
Да, мы далеко ушли по пути технического прогресса. Нам покорилась энергия воды,
ветра, солнца, даже атома. Мы приоткрыли глубины космоса и мирового океана, победили
многие болезни и разгадали тайны природы и человеческого организма. Но стала ли наша
жизнь счастливее и безопаснее? Нет! Планета задыхается в парниковых газах, захлебывается
в бытовых и промышленных отходах. Любое изобритение тут же становится смертельным
оружием.
Общество в своем развитии тоже шагнуло далеко вперед. Декларациями и
Конституциями нам гарантированы такие права и свободы, которых вы в своем возрождении
и не представляете. Но часто они так и остаются на глянцевой бумаге деклараций и
конституций.
Современные информационные технологии позволяют любому человеку, не выходя из
дому, любоваться полотнами Леонардо и Рафаэля, читать Сервантеса, Шекспира и других
гуманнистов всех времен и народов. Но стали ли мы добрее, нравственнее, чище? Нет! И в
этом, мне кажется, корень всех прочих зол и проблем нашей современности.
Поэтому я обращаюсь к тебе. Твоя эпоха – прекрасное время для того, чтобы
человечество выбрало другой путь розвития – не технологического и техногенного
прогресса, а путь доброты, милосердия и гуманизма.
КОЛИЧЕСТВО СЛОВ – от 150!
[email protected]

50. Путями доброты

Здравствуй, мой дорогой далекий предок, житель эпохи, называемой светлым словом
Возрождение!
Не думаю, что ты слишком удивишься, получив это письмо, ведь понятно, что у нас, в
твоем далёком будущем, технические возможности пошире, чем у вас.
Да, мы далеко ушли по пути технического прогресса. Нам покорилась энергия воды,
ветра, солнца, даже атома. Мы приоткрыли глубины космоса и мирового океана, победили
многие болезни и разгадали тайны природы и человеческого организма. Но стала ли наша
жизнь счастливее и безопаснее? Нет! Планета задыхается в парниковых газах,
захлебывается в бытовых и промышленных отходах. Любое изобретение тут же становится
смертельным оружием.
Общество в своем развитии тоже шагнуло далеко вперед. Декларациями и
конституциями нам гарантированы такие права и свободы, которых вы в своем
Возрождении и не представляете. Но часто они так и остаются на глянцевой бумаге
деклараций и конституций.
Современные информационные технологии позволяют любому человеку, не выходя из
дому, любоваться полотнами Леонардо и Рафаэля, читать Сервантеса, Шекспира и других
гуманистов всех времен и народов. Но стали ли мы добрее, нравственнее, чище? Нет! И в
этом, мне кажется, корень всех прочих зол и проблем нашей современности.
Поэтому я обращаюсь к тебе. Твоя эпоха – прекрасное время для того, чтобы
человечество выбрало другой путь развития – не технологического и технического
прогресса, а путь доброты, милосердия и гуманизма.

51. Что делать?

Общие
Конкретные
Критерии
1
Объём
изложения
От чьего лица?
Отсутствие
творческого
задания
2
Объём
творческого
задания

Текст передан
без изменений
3
Название текста
4
Пропуск строки
между
изложением и
творческим
заданием
Аргумент из
художественного
произведения


Пример из
жизненного
опыта
Будут ли
критерии
оценивания на
каждого?
5


52. ТРЕНИНГ

Выносим ошибки в таблицу, смотрим Критерии оценивания и ставим
отметку
4
Читаем вариант (образец) задания, находим ошибки, выносим их на поля
3
Читаем (вслух) творческое задание
2
Читаем (вслух) текст изложения
1
[email protected]

53.

ПРИЧУДЫ ВРЕМЕНИ
Причуды Времени давно интересовали автора. Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение
его растёт и обостряется с возрастом, и к старости, чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер.
Спицы позвякивали в её руках. Петля цеплялась за петлю... Внутри межконтинентального времени струилось старинное неизменное
время наших бабушек. На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне
Кошкино. А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье
прицела – и время, которое вдруг кончилось. Оно явно остановилось вместе с сердцем: стрельба замерла, оборвался звук мотора, в
раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...
Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. Есть моменты, когда ход Времени
чувствуется воспалённо-остро. Оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел – и день куда-то провалился, и
снова стоишь перед зеркалом бреешься. А бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. Вдруг оно начинает
тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. От чего это зависит? Насыщенность? Но есть ли тут связь? Когда время не
замечаешь, когда много дел или же когда отдыхаешь? Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу
медлительностью... Нет, тут случается по-всякому. И как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что
его тормозит...
Люди деловые, организованные уверяют, что они – хозяева Времени. Нарастающий культ Времени становится показателем
деловой хватки, умения жить. Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. Он должен находиться в курсе, на уровне,
соответствовать. Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. Не время расписано, а человек расписан.
Время командует. Гончие Времени мчатся по пятам. Каждого человека можно представить как потребителя времени. Он
перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё
равно принято считать, что времени не хватает, его мало. Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со
Временем становится всё настоятельней. Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его
деятельности. Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить.
Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно
в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь
ко Времени. И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.
428 слов
По Д. Гранину*
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Завершите изложение рассуждением о том, что такое любовь ко Времени и как учить беречь Время.
*Даниил Александрович Гранин (1919–2017) – русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема его произведений
– реализм и поэзия научно-технического труда, борьба между учёными, творческими принципиальными людьми и карьеристами,
бюрократами. Автор произведений «Иду на грозу», «Собственное мнение», «Зубр», «После свадьбы», «Кто-то должен» и другие.

54.

Причуды Времени
Автор давно интересовался причудами Времени. Он заметил, что маленькие дети плохо чувствуют время. Но с возрастом его
ощущение обостряется, а к старости, когда Времени остается не слишком много, ход его становится слышнее.
Автору вспоминается женщина, поразившая его в самолете, который летел через океан в США. Она вязала свитер, и спицы
позвякивали в ее руках, петля цеплялась за петлю. Старинное Время наших бабушек струилось внутри межконтинентального Времени.
Все было, как в детстве, в деревне Кошкино: пахло хлебом, светилась лампадка, пищали цыплята. А под крылом Боинга проносились
Азорские острова.
Вспоминает автор войну, когда Время, попав в прицел танкового триплекса, вдруг кончилось. И вместе с ним остановилась сердце.
Время идет то медленно, то быстро, а иногда оно и вовсе останавливается. Бывает, что ход Времени чувствуешь особенно остро и
мчится оно с невероятной скоростью. Но иногда время мучает нас неторопливостью и медленностью. Оно словно начинает
вытягиваться в нескончаемую нить. Что же влияет на скорость времени? Когда его не замечаешь: во время работы или в минуты
отдыха? Насыщенный делами день может пролететь незаметно, а может измотать неторопливостью. Случается по-всякому, и не
совсем понятно, что-же все-таки влияет на скорость Времени.
В современном мире нарастает культ Времени, который становится показателем умения жить. Люди деловые, предприимчивые
считают себя хозяевами Времени. Стрелки часов подгоняют, и человек спешит, боясь отстать. Он служит Времени, как языческом
Богу, принося в жертву свою свободу. Время руководит человеком. Каждый из нас становится потребителем Времени. Мы
перерабатываем его на мысли, чувства, дела. Но используется лишь небольшая часть, а все остальное пропадает впустую. Поэтому
Времени всегда не хватает.
Актуальной проблемой современности становится разумное обращение человека со Временем. И дело здесь не в экономии,
решение этого вопроса поможет человеку понять смысл его деятельности. Время – это народное достояние, такое же, как земли, леса,
озера. Его можно использовать разумно, а можно погубить: проболтать, проспать, потратить на пустые ожидания, на выпивку. Когданибудь в наших школах детей начнут учить рационально использовать Время. Любовь ко Времени нужно воспитывать с детства, как
любовь к природе. Нужно учить, как беречь Время, как его находить.
Время… Человек не в силах повлиять на его ход. А как же хочется порой остановить прекрасные мгновения! Насладиться
прелестью весеннего утра. Остановиться и забыть обо всем. Успеть спасти человека от беды, затормозить время перед страшной
аварией. Но это невозможно.
Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше. И никто из нас не может ни повернуть вспять свое библиографическое время, ни
изменить. Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить. Это зависит от качества жизни. Есть такое
выражение «потерянное время». Мы теряем его очень часто. Чтобы это увидеть, достаточно проанализировать хотя бы один прожитый
день. Сколько драгоценных минут потрачено впустую! У драматурга В. Шварца есть замечательная «Сказка о потерянном времени».
Герой сказки Петя Зубов – большой лентяй, который некуда и никогда не спешит. Он не осознает, что его лень – это время,
потраченное зря. Петя и его друзья, такие же бездельники, становятся жертвой злых волшебников, которые превратили ребят в
стариков, воспользовавшись их временем. Петя и его друзья прошли немало испытаний, чтобы вернуть свое время.
Любовь ко Времени – это умение распоряжаться каждой прожитой минутой и осознание того, что Время не возвратить. Это
возможно только в сказке. Любовь ко Времени – это уважение к себе, осознание уникальности и неповторимости собственной жизни.
Разумно обращаться со временем нужно учиться с детства. Это непростая наука, но каждому под силу ее одолеть. Планируйте свой
день, ведите дневник, правильно расставляйте приеиоритеты – и Время щедро наградит вас за внимательное отношение к себе.

55.

56. Языковое оформление

57. Содержание

58. Количество баллов

Содержание
Языковое оформление
43
39

59. Количество баллов

60. 82 балла = «4»

Отметка
82 балла = «4»

61. ОЦЕНИВАНИЕ

ЯО
С
Сумма
Отметка

62. Задачи эксперта

Ознакомиться с нормативно-правовой базой по ГИА
1
Ознакомиться с обязанностями эксперта
2
Изучить пакет документов ГИА по русскому языку
3
Изучить критерии оценивания изложения с ТЗ,
4
распечатать критерии оценивания
Написать (можно с учениками) изложение с творческим заданием,
5
отработать механизм проверки

63. Общепринятые классификаторы грамматических ошибок


Вид ошибки
Примеры
1.
Ошибочное словообразование
2.
Ошибочное
образование
существительного
формы Многие чуда техники, не хватает время
3.
Ошибочное
образование
прилагательного
формы Более интереснее, красивше
4.
Ошибочное
числительного
Ошибочное
местоимения
образование
формы С пятистами рублями
образование
формы Ихнего пафоса, ихи дети
5.
Трудолюбимый, надсмехаться
6.
Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
7.
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят,
увлекающимися джазом.
8.
Нарушение управления
Нужно сделать свою
красивую.
Повествует читателей
9.
Нарушение связи между подлежащим и Большинство возражали
сказуемым
оценки его творчества.
10.
Нарушение
способа
выражения Он написал книгу, которая эпопея.
сказуемого в отдельных конструкциях
Все были рады, счастливы и веселые.
серьезно
природу
более
против
такой

64. Общепринятые классификаторы грамматических ошибок

11. Ошибки в построении предложения с Страна любила и гордилась поэтом.
однородными членами
В сочинении я хотел сказать о
значении спорта и почему я его
люблю.
12. Ошибки в построении предложения с Читая текст, возникает такое чувство…
деепричастным оборотом
13. Ошибки в построении предложения с Узкая
дорожка
была
покрыта
причастным оборотом
проваливающимся снегом под ногами.
14. Ошибки
в
предложения
построении
сложного Эта книга научила меня ценить и уважать
друзей, которую я прочитал еще в
детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи
16. Нарушение границ предложения
Автор сказал, что я
мнением рецензента.
не
согласен
с
Когда герой опомнился. Было уже
поздно.
17. Нарушение
видовременной Замирает на мгновение сердце и вдруг
соотнесенности глагольных форм
застучит вновь.

65. Общепринятые классификаторы речевых ошибок


1.
Вид ошибки
Употребление
слова
несвойственном ему значении
Примеры
в Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
Мысль развивается на продолжении всего
текста
2.
Неразличение
оттенков Мое отношение к этой проблеме
значения, вносимых в слово поменялось.
приставкой и суффиксом
Были приняты эффектные меры
3.
Неразличение
слов
4.
Употребление
слов
стилевой окраски
5.
Неуместное
употребление Астафьев
то
и
дело
прибегает
к
эмоционально-окрашенных слов употреблению метафор и олицетворений
и фразеологизмов
6.
Неоправданное
употребление Таким людям всегда удается объегорить
просторечных слов
других
7.
Нарушение
сочетаемости
не
синонимичных В конечном предложении автор применяет
градацию
иной Автор, обращаясь к этой проблеме,
пытается направить людей немного в
другую колею
лексической Автор увеличивает впечатление.
Автор
использует
художественные
особенности (вместо средства)

66. Общепринятые классификаторы речевых ошибок


Вид ошибки
Примеры
8.
Употребление лишних слов, в том
числе плеоназм
9.
Употребление однокоренных слов В
этом
рассказе
в близком контексте (тавтология) реальных событиях
10.
Неоправданное повторение слова
11.
Бедность
и
однообразие Когда писатель пришел в редакцию, его
синтаксических конструкций
принял главный редактор. Когда они
поговорили,
писатель
отправился
в
гостиницу
12.
Неудачное
местоимений
13.
Речевая недостаточность
Красоту пейзажа автор передает нам с
помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный
рассказывается
о
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного
употребление Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем
воображении
Привлечь
проблеме
<…>
читателей
к
данной

67. ПРИГЛАШАЕМ!

Стать ПОДПИСЧИКАМИ
блога отдела
русского языка и литературы
kabruss.blogspot.com

68.

LOGO
Отдел русского языка и литературы
(ул. Артёма, 129А, каб. 106, 108)
English     Русский Правила