Похожие презентации:
Религия, как форма общественного сознания
1. РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
2. РЕЛИГИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
ФИЛОСОФСКОЕ. Религия это - мировоззрение, мироощущение, атакже соответствующее поведение и специфические действия
(культ), которые основываются на вере в существование той или
иной разновидности сверхъестественного.
АТЕИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ дает такое определение: религия это одна из форм общественного сознания, отражение
действительности
в
иллюзорно-фантастических
образах,
представлениях, понятиях. По своему существу - один из видов
идеалистического мировоззрения. Главный признак - вера в
сверхъестественное.
ТЕОЛОГИЯ определяет религию как отношение, связывающее
человека с богом.
3. N.B.:Сверхъестественное
мировоззренческая категория, которая определяет то, чтонаходится «над» физическим миром измерений и действует вне
влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и
зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и
воздействующее на неё, что не может быть проявлено в
материальном мире.
В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через
понятия сверхчувственного, нетелесного существования, которое
невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и
приборами.
В более узком смысле сверхъестественное также может
рассматриваться как некое измерение иного, метафизического
пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению
4. КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИИ
• Верования и представления, составляющие систему догматов имифологию данной религии.
• Культ - совокупность религиозно-магических действий, выполняемых
в соответствии с канонами религии специальными лицами и
верующими.
• Религиозные организации, объединяющие приверженцев религии,
выступающий как средство упорядочения отношений внутри
религиозного объединения и связей со светскими группами и
организациями.
• Эмоциональные переживания, связанные с культом и вероучением
религии.
• Нормы нравственности, освящаемые и поощряемые религией.
5. Структура религии
1) Религиозное сознание.2) Религиозная деятельность
3) Религиозные организации
6. 1. Религиозное сознание
Обыденный уровеньПредстает в виде образов,
представлений, стереотипов,
установок, мистерий, иллюзий,
чувств, чаяний, направленности
воли, привычек и традиций
людей, которые являются
непосредственным отражением
условий бытия людей.
Выступает во фрагментарном
виде. Компоненты консервативные и подвижные.
Концептуальный уровень
специально разрабатываемая,
систематизируемая совокупность
понятий, идей, принципов,
аргументаций. В составе:
1) упорядоченное учение о боге
(богах), мире, природе, обществе,
человеке, вероучение, теология,
богословие; 2) интерпретация на
основе религии экономики,
политики, права, морали и т.п.; 3)
религиозная философия.
7. 2) Религиозная деятельность
внекультоваякультовая
Разработка религиозных идей,
систематизация и интерпретация
догматов
теологии
сочинение
богословских
произведений
(миссионерство, участие в работе
соборов,
преподавание
богословских дисциплин в учебных
заведениях,
управленческая
деятельность
в
религиозных
организациях
и
институтах,
пропаганда религиозных взглядов
через
СМИ,
религиозная
пропаганда в семье и в других
контактных группах.
Реализация религиозной веры в
действиях социальной группы
или отдельных индивидов
Индивидуальны для разных
религий
8. 3. Религиозные организации
Религиозная культовая деятельность немыслимабез коллективных действий. Последние нуждаются
в упорядочении, организации, поэтому на базе
культовых действий и отношений формируется
религия как социальный институт. Становление
религии как социального института представляет
собой процесс институционализации религиозных
культовых систем.
9. Первые в истории религиозные институты
• религиозная группа (возникающая на основесовместного отправления религиозных обрядов,
присуща первобытному обществу и совпадает с
первыми социальными институтами- род, племя,
община. Круг участников культовых действий
совпадал с кругом участников трудовой деятельности)
• Постепенно выделяются специалисты по проведению
культовой деятельности, и в эпоху становления
раннеклассового общества эволюционируют в
самостоятельное сословие - жреческую корпорацию.
10.
• Усложнение общественных отношений влечет за собой иусложнение религиозный организаций. В развитой
форме религиозные организации представляют собой
сложный социальный институт, с разделением функций
между управляющей и управляемой подсистемами.
Регулирование этих отношений осуществляется при
помощи
так
называемых
организационноинституциональных норм. Эти нормы содержатся в
различного рода уставах и положениях.
11. Типы религиозных организаций
Типы религиозныхорганизаций
Буддизм - монастыри
Христианство: церковь, секта,
деноминация
Ислам - умма – единая общность
мусульман, мечеть, медресе
(религиозные школы)
12. Классификация религий
I родоплеменные верования:магия (система сознания, заключающаяся в вере в тайные
силы и в обращении к ним);
тотемизм (сопоставление человеческой сущности с
природным объектом - животным, растение, и поклонение
ему);
анимизм (вера в духов, потусторонних существ);
фетишизм (вера в предметы, якобы наделенные
магической силой);
шаманизм (взаимосвязь с миром духов через шамана).
13. II. Национально-государственные религии
II. Национальногосударственные религиисоставляющие основу
религиозной жизни
отдельных наций: иудаизм,
индуизм и др.
14. III. Мировые религии
Буддизм,Христианство (католицизм, православие,
протестантизм),
Ислам (суннизм, шиизм)
Признаки мировых религий:
• Объединение крупной общности людей
• Наличие последователей во многих странах и среди
различных народов
• Достаточно развитые религии имеют свою
организацию - церковь, упорядочивающую жизнь
религиозной общины
15. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
1. Мировоззренческая функция - объясняет человеку явленияокружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем
состоит смысл человеческой жизни.
2. Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду,
опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не
случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые
моменты своей жизни.
3. Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь
поколений.
4. Коммуникативная функция - осуществляет общение людей,
прежде всего в культовой деятельности.
5. Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует
поведение людей в обществе.
6. Интегративная функция - способствует объединению людей,
объединяя их мысли, чувства и стремления.