65.68K
Категория: СоциологияСоциология

Виды этничности / этнического самосознания и типы этнических сообществ

1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
10. ЛЕКЦИЯ Виды этничности / этнического самосознания и типы этнических сообществ
Сикевич З. В. – под этничностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности
переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе
биогенетического и биосоциального единства и проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе
группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.
Этничность/этническая идентичность/этническое самосознание – самоопределение, которое
формируется субъектом (группой) в результате самоидентификации с этническим сообществом.
Виды этнической идентичности
- нормальная идентичность – тип идентичности, при котором образ своего народа воспринимается как
положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории;
- этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и
самоидентификация индивида с ней;
- этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее
предпочтительной перед всеми другими видами идентичности;
- этнический фанатизм – тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и
целей, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;
- этническая индифферентность – тип идентичности, при котором люди практически равнодушны к проблеме
собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов;
- этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей;
- амбивалентная этничность – явно невыраженная этническая идентичность, широко распространённая в
смешанной этнической среде.

2.

Этническое самосознание в структуре идентичностей соотносится с типом этнической общности
Ранние опыты типологизации человеческих сообществ основывались на мифологической картине мира; позже
опирались на социо-культурные (цивилизационные) и конфессиональные оппозиции: эллины-варвары,
христиане-язычники и проч.
В новое и новейшее время возникло деление на исторические и неисторические народы.
Формационная теория марксизма (научного коммунизма) определила историческую типологию
этнических сообществ в советской этнографии
В 1940-е гг. первая попытка создать типологию исторических форм самоорганизации человеческих сообществ
на основе формационной теории была предпринята И.В. Арским и А.Д. Удальцовым.
В 1960-м гг. в рамках советской теории этноса сложилась схема исторической типологии этносов:
– племя, соответствующее первобытно-общинному строю,
- народность, существующая в период рабовладения и феодализма,
- нация, появляющаяся с эпохой капитализма.
Корректировка схемы исторической типологии этносов в советской этнографии продолжалась в 19701980-е гг.
В.И. Козлов:
- понятия «этнос с первобытно-общинной структурой» (ЭПС), «этнос с рабовладельческой структурой» (ЭРС),
«этнос с феодальной структурой» (ЭФС), «этнос с капиталистической структурой» (ЭКС) и «этнос с
социалистической структурой» (ЭСС).
Ю.В. Бромлей:
этнос проявляет себя в форме этнокоса или ЭСО
- этникос - «соплеменность», «народность» и «национальность».
- этно-социальный организм (ЭСО) - племя, народность, капиталистическая и социалистическая нации

3.

Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав в
качестве критерия интенсивность выраженности этнических свойств:
-элементарные этнические единицы (представляющие предел делимости этнических общностей) – отдельный
человек или этнофор;
- субэтнические подразделения (составные части основных этнических подразделений, характеризующиеся
меньшей интенсивностью этнических свойств);
- макроэтнические единицы или метаэтнические общности/суперэтносы (охватывающие несколько
основных этнических подразделений, но характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств).
Субэтносы в структуре этноса:
этнографические (этнолокальные) группы, обладающие языковой, культурной, конфессиональной спецификой
в рамках этноса;
этнические группы, обладающие помимо языковой, культурной, конфессиональной специфики, выделенным
самосознание.
Структура этнографических и этнических групп подвижна; между этническими общностями нет
непроницаемой границы, в ходе исторического развития одни могут переходить в другие.
Ю.В. Бромлей подчеркивал, что в развитии этносов возможны различные схемы.
Наиболее типичная: этнографическая группа > этнос > историко-этнографическая область > историкоэтнографическая провинция > метаэтнос/суперэтнос.
Суперэтносы:
- метаэтнические общности, возникающие по конфессиональному признаку;
- метаэтнические общности, возникающие по историко-культурному/цивилизационному признаку;
- метаэтнические общности, возникающие на основе политического взаимодействия и проч.

4.

Формы самоорганизации этносов (типы этнических сообществ) соотносятся с формами потестарнополитических образований
В современной науке популярна концепция нелинейной эволюции обществ, в рамках которой
существует множество вариантов потестарно-политической организации
Американский исследователь Э. Сервис выделил пять ее типов : локальная группа, община, вождество,
архаическое государство и государство-нация.
Н.Н. Крадин предложил универсальную схему потестарно-политического развития:
- архаичные общества охотников-собирателей и оседлых рыболовов – эгалитарные общества,
характеризующимся отсутствием жесткой системы управления;
- ранние этнические общности (с неолита) - формирование института лидерства, которое имело два
основных варианта: наследственное (вождь) и ненаследственное (бигмен);
- появление племенной организации - формирование вождества
(надлокальная централизация; иерархическая система принятия решений; четкая социальная организация;
редистрибуция (перераспределение продукта); общая идеологическая система; ограниченные полномочия
вождя; верховная власть имеет сакральный характер):
суперсложные вождества – ранние государства (кочевые империи);
- формирование государства.
Ранние государства – «точечные» (номовые, города-государства), «территориальные», кочевые империи
Вплоть до средневековья политические объединения базировались на единстве территории и подданстве, а не
на этничности. При определении границ между государственными образованиями приоритет отдавался
династическим связям.
С Нового времени (со времени Французской революции) на первый план вышли вопросы нации и
национализма.

5.

Этнический фактор на протяжении с нового времени играл значительную роль в формировании и развитии
государственных структур, которые могли иметь различные формы устройства:
- империи;
- федерации (типологизируются по разным признакам):
симметричные (все субъекты обладают равным статусом, например США);
ассиметричные (статус субъектов может быть различным, например Индия);
территориальные (США, Германия);
национальные (СССР, Югославия);
смешанные (Россия);
конституционные;
договорные;
централизованные (Россия);
децентрализованные (Швейцария);
- конфедерации (союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или
действий);
- унитарные системы, при которой все части являются административно-территориальными
образованиями и не имеют политических полномочий; при этом этнополитический фактор также играет
незначительную роль:
централизованные;
децентрализованные;
сложные;
простые;
национальные.

6.

В «Декларации прав человека и гражданина» Французской Республики 1789 г. впервые в истории
было провозглашено, что источником власти в государстве является нация, при неоднозначности ее
трактовки.
Лозунг о праве наций на самоопределение впервые был использован в 1792 г. - в результате плебесцита
произошло присоединение анклавов Авиньон и Венсенн, находившихся под управлением Папы Римского, к
Франции.
Этот лозунг активно использовался в ходе революций 1848-1849 гг. в Европе; к Первой мировой войне он стал
доминирующим в мировой политике.
Большевики, пришедшие к власти в России в 1917 г., расширили его до лозунга «право наций на
самоопределение вплоть до отделения», чем положили начало распаду Российской империи и предвосхитили
создание СССР в 1922 г.
С 1945 г. право наций на самоопределение получило признание ООН в ходе начавшегося процесса
деколонизации.
В 1960 г. этот принцип был зафиксирован в «Декларации о предоставлении независимости колониальным
странам и народам».
В СССР (союзном федеративном государстве с высоким уровнем централизации) 1922-199 гг.- право наций
на самоопределение было закреплено в Конституции.
РФ наследовало стратегии национальной политики СССР.В
В 1996 г. принята Концепция государственной национальной политики РФ.

7.

При Президенте РФ в 2012 г. создан Совет по межнациональным отношениям, который разработал Стратегию
государственной национальной политики до 2025 г.
2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года
Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и
нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политикоправовом опыте российского многонационального государства.
В Стратегии используются следующие понятия:
российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) - сообщество граждан
Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих
свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством
(согражданство);
российская гражданская идентичность - общее и единое для граждан Российской Федерации осознание
своей принадлежности к российской нации;
этническая общность (народ, этнонация) - исторически возникшая на основе общих территории, языка и
культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;
национальность - этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе
самоопределения принадлежность к тому или иному народу

8.

2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года:
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории,
проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 года), обладающих
отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на
протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло
историческую роль в создании российской государственности и культуры.
Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется
государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка
обучения, 59 - в качестве предмета изучения.
Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому
взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная
цивилизационная общность - полиэтническая российская нация, представители которой считают Россию своей
Родиной.
Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически
выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении
русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.
English     Русский Правила