Культура в XVIIв.
Особенности русской культуры
Тенденции Московского периода в развитии культуры VIIв.
Обучение грамоте. Круг чтения
Школы и академия.
Первые учителя
Научные знания
Исторические сочинения
Литература
Литература
Литература
Деревянное зодчество
Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667-1671)
Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском
Деревянные церкви сохранились
Церковь Покрова в Медведково
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652)
Троице-Сергиева лавра
Московское барокко
Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636)
Изобразительное искусство XVII века
В живописи XVII в. Выделяются несколько направлений. Первое направление – строгановское.
Прокопий Чирин
Назарий и Фёдор Савины
Второе направление – царские мастера из Оружейной палаты.
XVII век – зарождается русская живопись. В это время происходит разделение живописи отдельно на иконопись и, собственно, саму живопись. Живо
«Спас Нерукотворный»      
Парсуна Ивана Грозного
Парсуна юного Петра I
2.38M
Категория: КультурологияКультурология

Культура в XVIIв

1. Культура в XVIIв.

КУЛЬТУРА
В XVIIВ.
Проектная работа учеников 10
«Б» класса
5klass.net

2. Особенности русской культуры

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Культура 17 века формировалась в новых условиях социальноэкономического развития-зарождения буржуазных отношений.
Развитие внутренней торговли обусловило укрепление связей между
частями стран, что благотворно воздействовало на культуру, обогащающуюся
за счет взаимовлияния отдельных регионов
В развитии русской культуры 17 века выделяют три этапа:
1.
Первый-1600-1620-е гг.- некоторый застой, связанный с эпохой
Смуты.
2.
Второй 1630-1670-е гг. – бурное развитие культуры, всех ее
направлений.
3.
Третий-1680-1690-е гг.- наивысшее развитие культуры
Средневековья.
.На третьем этапе усиливается влияние культуры запада, но ведущей роли
Западная Европа не играла.
.Проникновение светских элементов- обмирщение .

3. Тенденции Московского периода в развитии культуры VIIв.

ТЕНДЕНЦИИ МОСКОВСКОГО
ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
VIIВ.
Происходит дифференциация культуры- проявляются
новые отрасли, жанры, формы, произведения.
При сохранении ведущей роли церкви нарастает
процесс обмирщения культуры, усиления в ей светских
элементов.
Русская культура распространяется вширь. Возникает
проблема, взаимодействия с другими культурами в
рамках формирующегося многонационального
государства.
Появляется и усиливается огосударствление культуры,
подчинена ее государству. В том числе и через церковь,
также подконтрольную государству.

4. Обучение грамоте. Круг чтения

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. КРУГ
ЧТЕНИЯ
Потребности в образовании были
продиктованы практическими нуждами. В
XVII веке грамотных людей уже было
больше, чем в предыдущем столетии. Это
были лица духовного и приказного сословия,
дворяне и посадские люди, даже крестьяне
( старосты и целовальники, приказчики и
писцы ). Уровень грамотности к концу века
вырос до 52 % в среде купечества и
служащих, до 42 % других слоях населения.

5.

В 1634г. Был издан
« Букварь»
В.Бурцева
В том же году публиковали
«Грамматику» Мелетия
Смотрицкого»

6.

За вторую половину XVII
столетия было напечатано
300 тыс. букварей, 150тыс.
учебных Псалтирей и
Часословов
«Букварь» Кариона
Истомина

7. Школы и академия.

ШКОЛЫ И АКАДЕМИЯ.
В 1685г. Существовала «школа для
учения детям» в городе Боровске,
около торговой площади. В Москве
на Никольской улице построили
особое здание для школы, которое
открыли в 1665г. при Спасском
монастыре за торговым Иконным
рядом. Открыты школы в
московском Андреевском
монастыре, Чудовом монастыре,
при Введенской церкви.
Титульный лист
Азбуки Мезенца.
Певческая школа в
17 веке.

8.

В 1687г. Начало
работать Славяно-греколатинское училище
основанное братьями
Лихудами, впоследствии
названное академией.
Здесь постигали весь
школьный цикл от
низших до высших
классов, начиная с
грамматики и
заканчивая философией,
этикой и богословием.

9. Первые учителя

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ
Иоанникий и Софроний
Лихуды - просветители Федор Поликарпов
Руси.
И.С.Головин
Досифей II
Нотара,
патриарх
Иерусалимски
й.

10. Научные знания

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
В России хорошо отливали колокола, и большие и малые,
славился по всей стране малиновый звон.
Успешно владели строительной техникой
Возведением деревянных и каменных зданий, светских и
церковных.
Русские люди писали практические руководства, в
которых обобщали накопленный опыт. Подобные
пособия содержали начатки знаний по геометрии,
геологии, физике, химии, баллистике

11.

Необходимым было знание
астрономии. Оно было нужно для
хозяйственной деятельности, для
суточного определения времени.
В середине XVII столетия
появились переводы с
изложением гелиоцентрических
воззрений Николая Коперника.
Николай Коперник

12.

Расширялись знания по географии,
представления о России.
. Экспедиции М.В. Стадухина, И.И. Реброва, В.Д.
Пояркова, Е.П. Хабарова, С.И. Дежнёва
способствовали освоению Сибири.
На рубеже XVI и XVIIвв. Появилась общая карта
государства
В 1627г. Составили « Книгу Большому Чертеже»;
перечень городов России, расстояний между
ними с краткими сведениями этнографического,
географического характера
«ЧЕРТЁЖ ЗЕМЛИ
ТОМСКОГО
ГОРОДА» взят из
«ЧЕРТЁЖНОЙ
КНИГИ».

13.

В 1696г. Семен Ульянович
Ремезов работает над картой,
которую называет
« Чертежная книга Сибири»
Чертёж всех Сибирских городов карта Ремезова.
Семен Ульянович
Ремезов

14. Исторические сочинения

ИСТОРИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ
Еще большее распространение
получили исторические сочинения
– летописные своды, повести,
сказания. В XVIIв. К ним
прибавились многие новые
летописи и хронографы, повести и
сказания.

15.

Одним из творцов был Сильвестр Медведев. Его
труд – «Созерцание краткое лет 7190, 7191,
7192, в них же что содеяся во гражданстве.»
Вирши Сильвестра
Медведева, XVIII в.
Одна из страниц трудов
С. Медведева

16.

В конце 70-х годов в Москве опубликовали «Синопсис»
Иннокентия Гизеля. В нем краткий обзор русской
истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил
автор.
Иннокентий
Гизель
"Синопсис" Иннокентия Гизеля
1678 года

17.

Данное столетие можно назвать
началом нового периода в истории
русской культуры. Большую роль в
этом сыграли события Смутного
времени, войн и освоения
просторов Сибири.

18. Литература

ЛИТЕРАТУРА
•События начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр,
дворян и посадских людей , монахов и священников. Авраамий
Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве »
первых лет нового века , восстании Болотникова , борьбе с
самозванцами и интервентами .
•Другие авторы: дьяк И. Тимофеев (Семенов) во «Временнике»,
И.М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные
и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений
– взволнованно говорят о Смуте.
•Участники похода Ермака составили «Казачье написание».
Инициативу похода они отводят самим казакам, а не
Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший
подьячим Войска Донского , создает в 40-е гг . XVII в. «Повесть об
Азовском осадном сидении донских казаков»

19. Литература

ЛИТЕРАТУРА
По-прежнему русские люди любили читать жития
святых – Антония и Феодосия Печерских, Сергия
Радонежского и многих других.
«Житие» Аввакума – талантливая яркая автобиография,
острая, полемическая и живая
Стол же ярким явлением русской литературы того
времени являются сатирические повести и сказания.
Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке»,
«Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде»,
«Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и
великой его славе», «Калязинская челобитная»
Родились новые жанры - светская повесть-драма, стихи с
их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

20. Литература

ЛИТЕРАТУРА
Исторические песни о полководце Скопине-Шуйском, о борьбе
Минина и Пожарского, о Степане Разине.
Новые веяния в церковной литературе житийного жанра: ее
героями становятся люди, показанные в бытовой обстановке
(«Повесть об Улиянии Осорьиной»),
Осознание ценности человеческой личности, ее индивидуальных
особенностей привело к жанру автобиографии – «Житие»
Аввакума.
Против несправедливости выступают сатирические повести –
«Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»,
«Сказание о князе и лисице».
Повести о казачестве – «Об овсом сидении и осадном положении».
Во второй половине XVII в. Появляются первые поэты: Симеон
Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

21. Деревянное зодчество

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Деревянное зодчество
тесно связано с
потребностями жизни
народа, его быта ,
обычаев. Основные
элементы деревянного
дома- квадратный сруб
с подклетью для
хозяйственных
помещений , кладовых,
сени между
клетями,крыша,двери
и окна-устойчиво
бытовали столетиями.
Городская площадь XVII века

22.

Основные черты храмового каменного зодчества XVII
века:
Уход от строгой симметричности;
Разнообразие форм;
Декоративность, наглядность;
Шатровые кровли.
Светские черты проникают в храмовую архитектуру,
основываются на народной культуре, которую отличает
жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».

23. Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667-1671)

ЛЕТНИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ
АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В
КОЛОМЕНСКОМ
(1667-1671)

24. Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ
МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ
КОЛОМЕНСКОМ

25. Деревянные церкви сохранились

ДЕРЕВЯННЫЕ
ЦЕРКВИ
СОХРАНИЛИСЬ
Вологодской области
Тверской области

26.

Архангельской области

27.

Костромской области

28. Церковь Покрова в Медведково

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА
В МЕДВЕДКОВО

29. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ
ПРОРОКА В
ЯРОСЛАВЛЕ

30. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652)

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА
БОГОРОДИЦЫ В
ПУТИНКАХ (1649-1652)

31. Троице-Сергиева лавра

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

32. Московское барокко

МОСКОВСКОЕ
БАРОККО
Церковь Живоначальной Троицы
в Никитниках (1628-1653)

33. Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636)

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ
МОСКОВСКОГО
КРЕМЛЯ (1635-1636)
В каменной
архитектуре сильна
связь с традициями
прошлого.

34. Изобразительное искусство XVII века

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО XVII ВЕКА

35. В живописи XVII в. Выделяются несколько направлений. Первое направление – строгановское.

В ЖИВОПИСИ XVII В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕСКОЛЬКО
НАПРАВЛЕНИЙ.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СТРОГАНОВСКОЕ.

36. Прокопий Чирин

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

37. Назарий и Фёдор Савины

НАЗАРИЙ И ФЁДОР
САВИНЫ

38.

Их иконы отличались утоненной
красотой фигур с удлиненными
пропорциями, орнаментальностью,
тонкими и узорными линиями и
мазками, обилием золота и серебра
(«Чудо Фёдора Тирона», Никифора,
«Никита-воин» Чирина)

39. Второе направление – царские мастера из Оружейной палаты.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ЦАРСКИЕ МАСТЕРА ИЗ
ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

40. XVII век – зарождается русская живопись. В это время происходит разделение живописи отдельно на иконопись и, собственно, саму живопись. Живо

XVII ВЕК – ЗАРОЖДАЕТСЯ
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ. В ЭТО
ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ
ЖИВОПИСИ ОТДЕЛЬНО НА
ИКОНОПИСЬ И, СОБСТВЕННО,
САМУ ЖИВОПИСЬ. ЖИВОПИСЬ
РОССИИ XVII ВЕКА – ЭТО, В
ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СИМОН
УШАКОВ И ИОСИФ ВЛАДИМИРОВ.
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ТОГО
ВРЕМЕНИ УВЛЕКАЛИСЬ
– «ПАРСУНАМИ»,
ИЗОБРАЖЕНИЯМИ КАКОГО-ЛИБО
ПЕРСОНАЖА. ТАК ПОЛУЧИЛА
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТ.

41. «Спас Нерукотворный»      

«СПАС
НЕРУКОТВОРНЫЙ»      
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами
Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее
известным автором парсун считается СимонУшаков.По стилю, приёмам
и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются
от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется
такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

42. Парсуна Ивана Грозного

ПАРСУНА ИВАНА
ГРОЗНОГО
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто
используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать
изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари,
князья, военачальники, церковные иерархи. 

43. Парсуна юного Петра I

ПАРСУНА ЮНОГО ПЕТРА I
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике
масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать
иконописные традиции. Временем окончательного превращения
парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет
считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны
существовала и в более поздний период.
English     Русский Правила