Леонардо да Винчи - анатом
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Пропорции человеческoго тела
Вклад в развитие анатомии человека Леонардо Да Винчи
256.00K
Категории: БиологияБиология БиографииБиографии

Леонардо да Винчи - анатом

1. Леонардо да Винчи - анатом

Леонардо
да Винчи анатом
Выполнила:
учитель ИЗО МБОУ СОШ №13 г. Муром
Снисар Галина Дмитриевна

2.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи
изобретатель, писатель, один из крупнейших
представителей искусства Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении
Анкиано близ небольшого городка Винчи.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да
Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то
есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Исторически возникновение анатомии как науки было спровоцировано острой
потребностью в систематизированных знаниях о строении человеческого тела
для грамотного диагностирования и лечения тех или иных заболеваний и
травм. Причем возникла эта потребность еще в глубокой древности.
Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и
значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не
деятельностью врача, а художника.
Средние века и эпоха Возрождения – время людей энциклопедических, поистине
всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и
был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно
пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.
Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося
изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как
выдающегося художника – картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и
как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но
проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

4.

5. Пропорции человеческoго тела

В апреле 1489 Леонардо да Винчи начал книгу о Человеке. В связи с этим
книжным проектом, (который не был окончен) - он систематически изучал
двух молодых людей и сравнил результаты замеров и соотношения размеров
разных частей тела с единственной тогда старой теорией размеров- теорией
Витрувиаса(Vitruvias)
Витрувиас, довольно известный архитектор и инженер в Римской империи,
написали трактат по архитектуре, треть которого состояла из описания
размеров и пропорций тела. Он доказывал, что человеческая фигура, с
протянутыми руками и вытянутыми ногами, впишется в квадрат и
круг(правильные геометрические фигуры) и,тогда, геометрический центр
человеческого тела совпадет с пупом.
Измерение Витрувиуса часто иллюстрировалось во времена Ренессанса и
позже. Самый известный из этих рисунков - Цезаря Цесариано(Cesariano)1521г. Подобно многим другим авторам,он связал две фигуры круг и квадрат.
Чтобы вписать фигуру в квадрат находящийся в круге Цесариано нарисовал
фигуру с очень длинными руками и ногами.
Леонардо да Винчи давал иное толкование древней теории Витрувиаса о
размерах человеческого тела.
Он не интересовался геометрическими отношениями между кругом и
квадратом, и два геометрических фигуры в его рисунке не связаны. На основе
его собственных результатов он исправлял погрешности в измерениях
Витрувиуса, руководствуясь собственным эмпирическим знанием человеческих
размеров.
Таким образом, руки и ноги в его версии возвращаются к нормальному
размеру. Теперь, центр круга(человек-круг) совпадает с пупом, а центр
квадрата(прямоугольника)-несколько ниже.
Благодаря точности замеров Леонардо сумел преодолеть канон Старины.

6.

7. Вклад в развитие анатомии человека Леонардо Да Винчи

Как же способствовал творческий дар и естествоиспытательский пыл
Леонардо изучению строения человеческого тела?
Дело в том, что для Леонардо искусство и исследовательская
деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного
стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее
устройство мира и человека.
В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре,
Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным – это
позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным
художником, но и художником особенным и запоминающимся.
Для достижения этого Леонардо потребовалась стройная система
анатомических знаний. Воспользовавшись упомянутым выше
принципом Галена – не доверять книгам, а доверять своим глазам и
рукам при анатомировании – Леонардо приступил к незаконным
вскрытиям трупов. Какой же необычайной силой духа, воли и
целеустремленности надо было обладать, чтобы пойти на этот шаг, на
анатомирование человеческих тел! Ведь, с одной стороны, вскрытие
трупов опасно само по себе, а с другой стороны можно было попасться
в цепкие лапы инквизиции – и тогда Леонардо ждала бы не мировая
слава и призвание, а костер.

8.

9.

Леонардо писал об эмоциональной
составляющей вскрытий - «И если
ты имел бы любовь к эт ому
предмет у, т ебе, быт ь может ,
помешал бы желудок, и если бы
он не помешал, т о т ебе, может
быт ь, помешал бы ст рах
находит ься в ночную пору в
общест ве подобных мерт вецов,
чет верт ованных, ободранных,
ст рашных видом своим…».
По свидетельству самого Леонардо,
он заполнил анатомическими
рисунками 120 альбомов. До
нашего времени дошла лишь
малая часть его анатомических
записей и рисунков в виде
отдельных листов, которые стали
ценными экспонатами
государственных и частных
художественных коллекций. На
сегодняшний день сохранилось
более 200 листов анатомических
рисунков с пояснениями и
изображениями.

10.

11.

ДО СВИДАНИЯ!
English     Русский Правила