Похожие презентации:
Леонардо да Винчи. Биография
1. Леонардо да Винчи 1452-1519
Титаны ВозрожденияЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
1452-1519
2. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
(1452-1519), итальянский живописец, скульптор,
архитектор, ученый и инженер. Основоположник
художественной культуры Высокого Возрождения,
Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь
во Флоренции у Верроккьо. Методы работы в
мастерской
Вероккьо,
где
художественная
практика
сопрягалась
с
техническими
экспериментами, а также дружба с астрономом
П.Тосканелли
способствовали
зарождению
научных интересов молодого да Винчи.
3. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Леонардо родился в 1452 г. и был внебрачным сыном
некоего сэра Пьеро, нотариуса из небольшого местечка близ
города Винчи, и простой крестьянки. Поэтому позднее, когда
художник прославился, то стал называть себя Леонардо да
Винчи. Уже с детства он проявил равный интерес к занятиям
механикой,
астрономией,
математикой,
к
другим
естественным наукам, что не мешало ему увлеченно
рисовать и лепить разнообразные фигурки. Говорят, еще
смолоду он вылепил несколько голов смеющихся женщин,
которые были настолько выразительны, что с них до сих пор
делают гипсовые слепки для подражания. Уже будучи
прославленным художником, он не оставлял занятий
инженерными науками, увековечивая в рисунке свои новые
идеи.
4. Леонардо да винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИВ ранних произведениях (голова ангела в
"Крещении Христа” Верроккьо, после 1470,
"Благовещение", около 1474, - оба в Уффици; в
первой самостоятельной работе "Мадонна
Бенуа", около 1478, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург) художник, развивая традиции
искусства Раннего Возрождения, подчеркивал
плавную объемность форм мягкой светотенью,
иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой,
добиваясь с её помощью передачи тонких
душевных состояний.
5.
Благовещение / Annunciazione, 1472-1475. Доска, масло. 98 × 217 см.Галерея Уффици, Флоренция.
6. Андреа дель Вероккьо
АНДРЕА ДЕЛЬВЕРОККЬО
Крещение
Христа.
После 1470,
Уффици.
7. Леонардо да винчи. Голова ангела
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ГОЛОВА АНГЕЛАОднажды учитель Леонардо, Вероккьо
получил заказ на картину "Крещение
Христа" и поручил Леонардо написать
одного из двух ангелов. Это была
обычная практика художественных
мастерских того времени: учитель
создавал картину вместе с
помощниками-учениками. Самым
талантливым и старательным поручалось
исполнение целого фрагмента. Два
ангела, написанные Леонардо и
Веррокьо, недвусмысленно
продемонстрировали превосходство
ученика над учителем. Как пишет
Вазари, поражённый Веррокьо забросил
кисть и никогда больше не возвращался
к живописи.
8. Леонардо да винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИМадонна Бенуа.
Около 1478,
Государственный
Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
9. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в
набросках,
эскизах
и
натурных
штудиях,
исполненных в различных техниках (итальянский и
серебряный карандаши, сангина, перо и др.),
Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к
почти карикатурному гротеску, остроты в передаче
мимики лица, а физические особенности и
движение человеческого тела приводил в идеальное
соответствие с духовной атмосферой композиции. В
1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на
службу к правителю Милана Лодовико Моро,
исполнял
обязанности
военного
инженера,
гидротехника, устроителя придворных праздников.
10.
Работа была написана для правителейМилана, потом перешла к семье Литта.
Первоначальное название картины —
«Мадонна с младенцем». Современное
название картины происходит от имени
её владельца — графа Литта,
владельца фамильной картинной
галереи в Милане. В 1864 году он
обратился в Эрмитаж с предложением
купить её вместе с несколькими другими
картинами. В 1865 году вместе с
другими тремя картинамибыла
приобретена Эрмитажем за 100 тысяч
франков.
Мадонна Литта (1490-1491)
11.
Портрет музыканта. ок. 1485Мадонна с гвоздикой. ок. 1473
12.
«Прекрасная Ферроньера» (фр. Labelle ferronnière) — женский портрет в
Лувре, считающийся работой
Леонардо да Винчи или его учеников.
1490-1496 / 1495-1497. Дерево,
масло. 62×44 см. Лувр, Париж.
13.
Дама с горностаем / Ladywith an Ermine (Портрет
Cecilia Gallerani). 1490 г.
масло и темпера на дереве.
40.3 × 54.8 см. Музей
Чарторыйских, Краков.
14.
Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474Мона Лиза. ок. 1503-1506 или 1514
15. Миланский период.
МИЛАНСКИЙ ПЕРИОД.В миланский период Леонардо да Винчи
создал "Мадонну в скалах" (1483-1494, Лувр,
Париж; 2-й вариант - около 1497-1511,
Национальная галерея, Лондон), где персонажи
представлены в окружении причудливого
скалистого пейзажа, а тончайшая светотень
играет
роль
духовного
начала,
подчеркивающего
теплоту
человеческих
отношений.
16. Леонардо да винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИМадонна в скалах.
1483-1494,
Лувр, Париж.
17. Миланский период
МИЛАНСКИЙ ПЕРИОДВ трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он
выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-1497;
из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи
техники - масло с темперой - сохранилась в сильно
повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована),
знаменующую собой одну из вершин европейской
живописи; ее высокое этическое и духовное содержание
выражено
в
математической
закономерности
композиции, логически продолжающей реальное
архитектурное
пространство,
в
ясной,
строго
разработанной системе жестов и мимики персонажей, в
гармоничной уравновешенности форм.
18. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИТайная
вечеря.
14951497,
трапезная
монастыря
СантаМария
делле
Грацие.
19. трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие.
ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ САНТА-МАРИЯДЕЛЛЕ ГРАЦИЕ.
Фреска
Леонардо да
Винчи
«Тайная
вечеря».
1495-1497.
20. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.После падения Милана жизнь Леонардо да
Винчи прошла в непрестанных переездах
(1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция;
1500 - Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 Милан; 1513-1516 - Рим; 1517-1519 Франция).
21.
АвтопортретКондотьер
22.
Пять гротесковых головРисунок плода.
23.
Битва при АнгиареВ 1508 году Леонардо попросили
написать большую фреску для
Палаццо Веккио во Флоренции - на
сюжет состоявшейся в 1440 году
битвы при Ангиари, в ходе которой
Флоренция нанесла поражение
Милану (см. рисунок пером и
чернилами, на след. стр.). В 1504
году Микеланджело получил
аналогичный заказ на фреску
"Битва при Кашине", посвященную
победе флорентийцев над
пизанцами в 1364 году.
Начавшееся соревнование двух
титанов Возрождения, в конечном
счете, не состоялось. Леонардо
вновь решил применить
экспериментальную технику, но его
краски не легли на грунт, и в 1506
году он бросил эту работу.
Микеланджело, приглашенный в
1505 году в Рим папой Юлием,
также прекратил работу. К счастью,
сохранились копии рисунков как
Леонардо (вверху), так и
Микеланджело.
24.
Вид долины АрноПоклонение волхвов. 1481-1482
25. Леонардо да винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Сила убеждений художника была такова, что многое
даже самое фантастичное из придуманного им казалось
его современникам вполне реальным.
Джорджо Вазари сообщает, что, когда Леонардо жил
еще во Флоренции, он сделал рисунок, при помощи
которого не раз доказывал многим предприимчивым
гражданам, управлявшим в то время городом, что он
может поднять храм Сан-Джованни и подвести под него
лестницы, не разрушая его. «И он уговаривал столь
убедительными доводами, что это казалось возможным,
хотя каждый после его ухода в глубине души и сознавал
всю невозможность такой затеи».
26. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции.
БАПТИСТЕРИЙ САН-ДЖОВАННИ ВОФЛОРЕНЦИИ.
27. Леонардо да винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.К
сожалению,
склонность
к
самым
разнообразным размышлениям и научным
экспериментам не давала Леонардо возможности
сосредоточиться на чем-то одном. Многое он
начинал, многое не доканчивал, так что о нем уже
стало складываться мнение как о человеке, не
способном что-либо довести до конца. Поэтому,
когда ему предложили расписать трапезную нового
доминиканского монастыря Санта-Мария делла
Грацие в Милане, он, не колебаясь ни минуты,
согласился, надеясь исполнением этой фрески
доказать обратное всем досужим сплетникам.
28. монастырь Санта-Мария делла Грацие. Милан.
МОНАСТЫРЬ САНТА-МАРИЯ ДЕЛЛА ГРАЦИЕ.МИЛАН.
29. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Работать над «Тайной вечерей» для монастыря СантаМария делла Грацие Леонардо начал в 1495 г. Он должен
был закончить фреску в кратчайшие сроки. Но, как всегда,
он хотел быть самостоятельным и оригинальным во всем, что
требовало тщательной и упорной работы. И хотя замысел
«Тайной вечери» родился у Леонардо еще задолго до
получения этого заказа, он, прежде чем приступить к
росписи на стене, делал множество рисунков и набросков,
сопровождая их словесными описаниями, подобными
следующему: «Первый, который пил и поставил стакан на его
место, обращает голову к говорящему; другой соединяет
пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на
своего товарища; другой, открывши руки, показывает их
ладони, поднимает плечи к ушам и делает ртом мину
изумления», — и так по каждому персонажу.
30. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИТайная
вечеря.
14951497,
трапезная
монастыря
СантаМария
делле
Грацие.
31. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Настоятель монастыря постоянно торопил Леонардо с
завершением
работы.
Однажды,
раздраженный
медлительностью художника, он пожаловался на него
герцогу. Художник, часто рассуждавший с герцогом об
искусстве, сумел убедить его в том, что «возвышенные
таланты иной раз меньше работают, но зато большего
достигают, когда они обдумывают свои замыслы и создают те
совершенные идеи, которые лишь после этого выражают
руками».
Леонардо сдал свою работу зимой 1497 г., правда, так и не
успев доделать голову Иисуса Христа. Успех фрески
превзошел все ожидания. Вся Италия была поражена
смелостью композиции, силой выражения, движением,
соединенным со спокойствием, которые до сих пор удивляют
всякого, кто входит в трапезную. Поразительно разнообразие
видимых форм душевной жизни.
32. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИГолова Иисуса Христа.
Фрагмент фрески
«Тайная вечеря»
монастыря
Санта-Мария делла
Грацие. Милан.
33. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.Композиционное решение традиционного евангельского
сюжета, избранного Леонардо для росписи трапезной, уже
было необычным. Помещение, где находится фреска,
удлиненное по форме, и столы располагались в нем в виде
буквы «П». Чтобы создать иллюзию реальности происходящего,
стол, за которым восседал Иисус Христос со своими учениками,
был нарисован таким же, как и те, что стояли в трапезной,
замыкая их в единый прямоугольник. Оригинальность замысла
состояла еще и в том, что настоятель монастыря оказывался
как раз напротив Христа, восседая перед его фигурой во время
дневной трапезы. Стены реальной комнаты и потолок также
незаметно переходят в стены и потолок, изображенные на
фреске. Когда все монахи собирались за столом, создавалось
впечатление, что Христос и апостолы участвуют в совместной
трапезе. Стремление к передаче впечатления реальности
происходящего, с ранней юности занимавшее художника, в
этом
произведении
было
реализовано
с
полной
достоверностью и убедительностью.
34. трапезная монастыря Санта-Мария делле Грацие.
ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ САНТА-МАРИЯДЕЛЛЕ ГРАЦИЕ.
Фреска
Леонардо да
Винчи
«Тайная
вечеря».
1495-1497.
35. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.За столом горницы, где происходит последняя трапеза Учителя с
учениками, Христос сидит в центре. По обеим сторонам от него
расположились апостолы, объединенные в группы по три человека.
Вся композиция «Тайной вечери» изображает момент, когда Иисус
произносит свои знаменитые слова: «Один из вас предаст меня».
Царившее спокойствие последней вечери, переданное строго
выверенной композицией, нарушается возникающим шумом и
волной человеческих эмоций: «Не я ли, равви?» Иуда, по традиции
всегда сидящий по другую сторону стола, на этот раз находится в
группе апостолов. Он тоже возмущен, тоже старается быть
удивленным, но правая рука, нервно сжавшая кошелек с тридцатью
сребрениками, выдает его и делает узнаваемым. Зрительно
уравновешенная композиция нарушается возникшим шумом.
Реплики как бы переносятся из одного конца стола в другой,
перемешивая отдельные группы апостолов в одну беспокойную
массу. Христос не может не слышать и не замечать происходящего,
но его фигура остается невозмутимой. На охватившее всех апостолов
возбуждение
он
отвечает
ритуальным
спокойствием,
неподвижностью, молчанием.
36. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИПётр, Иуда,
Иоанн.
Фрагмент
фрески «Тайная
вечеря»
монастыря
Санта-Мария
делла Грацие.
Милан.
37. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.Судьба фрески «Тайная вечеря» оказалась
трагичной. Однажды, придя как-то вечером в
трапезную монастыря, чтобы полюбоваться своим
знаменитейшим
произведением,
Леонардо
заметил, что при работе с грунтом и красками
была допущена какая-то ошибка и его работа, на
которую было потрачено столько сил и времени,
может оказаться недолговечной. Он постоянно
следил за происходящими изменениями и сделал
все возможное, чтобы продлить жизнь своему
творению.
38. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Из Милана Леонардо вновь приехал во
Флоренцию.
В этом же городе Леонардо написал портрет
Моны Лизы (Джоконды). С небольшого полотна,
сложив накрест изящные руки с тонкими
аристократическими пальцами, смотрит на зрителя
красивая женщина. Взгляд ее серьезен, а губы
слегка тронуты улыбкой, которую часто называют
загадочной. Вместо фона за спиной Джоконды
расстилается типичный для эпохи Возрождения
идеальный пейзаж.
39. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИПортрет Моны Лизы
(Джоконда).
1503-1506.
Дерево. 77 x 53.
Лувр, Париж.
40. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИФрагмент.
Портрет
Моны Лизы
(Джоконда).
1503-1506.
Дерево.
77 x 53.
Лувр,
Париж.
41. Леонардо да Винчи. Биография.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. БИОГРАФИЯ.Последние годы жизни Леонардо провел в скитаниях.
Сначала он вернулся в Милан, оттуда отправился в Рим.
Там за свои научные опыты он был обвинен в ереси.
Спасаясь от преследований церкви, Леонардо принял
приглашение французского короля. Во Франции он
почти не работал, но всегда был окружен почтительным
восхищением.
Жизнь Леонардо завершилась в 1519 г. в маленьком
городке Амбуазе в замке Клу. Вазари отметил, что «хотя
он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти
отрасли его деятельности, в которых он настолько
божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни
имени его, ни славе».
42. Замок клу. Амбуаз. Франция.
ЗАМОК КЛУ. АМБУАЗ. ФРАНЦИЯ.В замке Клу Леонардо
да Винчи прожил
последних три года своей
жизни и здесь же умер.
Леонардо да Винчи
умер на руках у короля
Франции Франциска I.
Похоронен Леонардо да
Винчи в часовне СенЮбер.
43. Часовня Сен-Юбер. Амбуаз. Франция.
ЧАСОВНЯ СЕН-ЮБЕР. АМБУАЗ. ФРАНЦИЯ.44.
ПамятникЛеонардо да Винчи
вблизи часовни
Сен-Юбер.
45. Надгробная плита.
НАДГРОБНАЯ ПЛИТА.На надгробной
плите высечены
отпечатки ступней.
46. Наследие Леонардо да Винчи
НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИСреди произведений Леонардо да Винчи живопись, фрески, рисунки, анатомические
рисунки, заложившие основу для появления
научной иллюстрации, произведения архитектуры,
проекты технических сооружений, записные
книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), «Трактат
о живописи» (Леонардо начал писать трактат еще в
Милане по просьбе Сфорца, пожелавшего узнать,
какое искусство более благородно - скульптура или
живопись; окончательный вариант был составлен
после смерти Леонардо да Винчи его учеником
Ф.Мельци).
47. Леонардо да винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИАнатомические
рисунки
48.
Один из рисунков Леонардоиллюстрирующий мысль римского
архитектора Витрувия о том, что фигуру
человека с распростертыми руками
можно с абсолютной точностью вписать
как в круг, так и в квадрат
49.
Head of a girl. About 1483.Biblioteca Reale, Turin.
50.
51.
Study for Madonna with the Yarnwinder,1501.
Драпировка ткани, 1491
52.
Мадонна с младенцем и Святой Анной(набросок)
53.
54. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИПроект боевой колесницы.
55. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИГигантская
катапульта
56.
Технические чертежи. Летательныйаппарат
Технические чертежи. проект
колесницы-плуга. Одно из военных
изобретений Леонардо, предложенных
им Лодовико Сфорца.
57.
58. Леонардо да винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ59. Леонардо да Винчи
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИЗамок Шамбор
был построен для
короля Франциска
I и до сих пор
поражает не
только величиной
– 440 комнат и
365 каминов, но и
новаторством
архитектуры. Не
случайно его
считают шедевром
инженерной
мысли и
предполагают, что
первый проект
разработал сам
Леонардо да
Винчи.