Обычаи и традиции моего народа
Традиции являются основой жизни туркмен, они определяют их жизнь с рождения до самой смерти и передаются из поколения в
Спасибо за внимание
5.22M
Категория: КультурологияКультурология

Обычаи и традиции моего народа

1. Обычаи и традиции моего народа

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОЕГО НАРОДА

2.

сновными отличительными чертами этноса являются присущие ему традиции и обычаи.
формированные на ранних стадиях развития человеческого общества, они сохраняют свою
сторическую значимость, являются частью современной жизни, выполняя воспитательную,
стетическую функции, оказывая влияние на мировоззрение и поведение представителей того или иного
арода. Туркменистан – страна, в которой особенно бережно относятся к дошедшим до настоящего
ремени традициям и обычаям, многие из которых сложились под влиянием религии. И это не случайно:
Туркменистане достаточно строго соблюдаются законы шариата, служащие своеобразными правилами,
бязательными для всех. Исламская религия играла важнейшую роль в становлении туркменских
радиций на протяжении веков. Она и сейчас составляет основу жизни населения, в том числе и
олодежи. Мусульманские обряды и обычаи стали общенациональными и соблюдаются практически
сем коренным населением Туркменистана.

3.


Туркменистан – страна, в которой особенно бережно относятся к дошедшим до настоящего
времени традициям и обычаям, многие из которых сложились под влиянием религии. И это не
случайно: в Туркменистане достаточно строго соблюдаются законы шариата, служащие
своеобразными правилами, обязательными для всех. Исламская религия играла важнейшую роль в
становлении туркменских традиций на протяжении веков. Она и сейчас составляет основу жизни
населения, в том числе и молодежи. Мусульманские обряды и обычаи стали общенациональными и
соблюдаются практически всем коренным населением Туркменистана. Традиции тесно связаны с
ментальностью туркменского народа.

4.


С формированием туркменского национального костюма тесно связаны климатические условия,
род занятий, исторические взаимосвязи. Традиционный туркменский костюм представлял собой
свободную и широкую одежду, которая отвечала всем требованиям для кочевого образа жизни
народа: летом в ней было прохладно, а в холодную пору она сохраняла тепло. Мужской костюм
состоял из рубахи свободного покроя, штанов, халата, которые шились из хлопчатобумажной ткани.
Халат же делали из полосатой ткани (шелка), обычно красной, в белую и черную полоску. Обувью
служили туфли с загибающимся кверху носом, которые надевали поверх шерстяных носков. По
сапогам можно было определить статус хозяина. Знатные туркмены носили сапоги из белой тонкой
кожи на каблуке, а также сапоги с кожаными галошами «ковуш». Но самое большое внимание
уделялось головному убору «тельпек», так как в Туркмении папаха из черного, белого и
коричневого барашка считалась признаком мужского достоинства. Универсальность «тельпека» в
том, что летом он защищал от зноя, в холодную зиму – от холода. Из-за своего большого размера,
она также доставляла неудобства в быту, но в таких случаях его можно было снять, так как под ней
находилась черная тюбетейка. Белые папахи обычно носят молодые джигиты, а черные и
коричневые – мужчины в возрасте и старики.

5.

Женский костюм так же как и мужской состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и
оловного убора, который до сих пор сохранил национальное своеобразие народного костюма.
Доминирующим цветом в одежде туркменок является красный. Женская рубаха шилась из красного,
малинового шелка. Уличной одеждой служили халаты «чабыты» и «чекмены», сшитые из темно-синих,
емно-зеленых или красных шелковых тканей с белыми или желтыми полосками. Праздничные халаты
тличались роскошной вышивкой. В гардеробе замужней женщины обязательной частью являлся
воеобразный халат «куртэ» или «чырпы», украшенный богатым растительным орнаментом.
Туркменский национальный костюм был сформирован в результате длительных процессов развития
уховной и материальной, а также художественной культуры туркменского народа.

6.


В Туркменистане, как и в другой любой восточной стране, свадебная процессия не возможна без
национальных обрядов и обычаев. В брачных обрядах сплелись и религиозные верования, и
древние традиции народа, которые в наши дни, утратив первоначальное значение, приобрели
символический смысл, а некоторые обычаи трансформировались в условные. Однако в целом
свадьба продолжает сохранять традиционный характер.
Как это часто происходит на Востоке, все затраты, непосредственно связанные со свадьбой
ложатся на плечи семьи жениха. Поэтому семье жениха в этом помогают все родственники.
Традиция обязательного выкупа за невесту не растеряла свою актуальность и сегодня. Вдобавок к
этому, сторона жениха берет расходы по свадьбе на себя. По этой причине, если в семье родился
сын, родители намного раньше его совершеннолетия начинают делать сбережения для его
свадьбы. Следует сказать, что выкуп за невесту – это очень хорошая возможность улучшить свое
финансовое положение для родителей девушки. Но, все же новорожденный малыш
приветствуется больше, нежели девочка, так как сын остается с родителями после
совершеннолетия и женитьбы.
В Туркменистане ровно за девять дней до свадьбы приданое невесты отправляют в дом жениха.
В приданое невесты включаются предметы домашней утвари, одежда, ковры. Приданое готовили
задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда
она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить
все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды.

7.


Когда-то свадебное шествие представляло собой один из самых ярких моментов церемонии. Торжественная процессия
красочно оформлялась. На сбрую лошадей вешали звенящие бубенцы, платки. Девушки и женщины в праздничных
нарядах восседали на верблюдах, украшенных великолепными коврами. Если в прошлом роль свадебного кортежа
выполняли верблюды, то сегодня это автомобили. В Туркменистане вместо традиционных шаров и лент, принято
украшать машины специальными платками.
Традиции женского свадебного наряда богаты и разнообразны. Возьмем один из наиболее распространенных
вариантов. Красное платье из шелковой домотканой ткани кетени, усыпанное серебряными или позолоченными
подвесками от вышитого ворота до подола, дополняется нарядным распашным халатом, борта которого покрыты, будто
изящными доспехами, серебряными украшениями. Голову и волосы невесты украшают расшитая шелковыми нитками
тюбетейка и накосные украшения: серебряные цепочки, бубенцы и подвески. По-прежнему особое предпочтение в
убранстве невесты отдается старинным туркменским ювелирным украшениям. Исключительно тонкие по технике
изготовления и строгие в своем изысканном стиле они окружают невесту ореолом таинственности, окутывают
атмосферой загадки. Так же, как и в прошлом, головной убор невесты покрывает халат-накидка, почти сплошь
расшитый вручную ярким орнаментом.
После завершения свадьбы, чуть больше чем через месяц, уже замужняя дочь может пойти в дом родителей для того,
чтобы навестить их. Там у родителей, организовывается отдельный праздник, во время которого происходит еще один
ритуал. Молодую невесту одевают в специальное одеяние – халат красного цвета в узенькую полоску по вертикали.
Платок оливкового цвета надевается девушке на голову и домой она уже вернется в этом наряде.
По сей день туркменская свадьба сохранила тот неповторимый колорит старинных традиций, который делает ее
удивительным, ярким и необыкновенным событием.

8.

Бахши́ (туркм. bagşy/багшы) — народный певец, исполнитель фольклора у народов Средней Азии, обычно
ыступает на праздниках. Слово «бахши» происходит от санскритского bhikshu — учитель. Монгольские
уддисты так называли людей, владеющих уйгурским письмом, поэтому в XIII—XV веках словом «бахши»
азывали писцов.
В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.
В Средней Азии бахши являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции, а также
аспространяли классические произведения.
Музыка для туркмен – это жизнь народа, обличенная в звуки, искренний рассказ о тревогах и радостях,
траданиях и счастье, о красоте души и волнениях сердца. Она способна вылечить душевные раны, успокоить
ли влить в человека жизненную энергию.
Искусство народных певцов с незапамятных времен пользуется в стране почетом и уважением. Их имена
сегда на слуху, а история жизненного пути овеяна тайнами и нередко обрастает легендами. Народная любовь
певцам столь велика, что учрежденный в их честь Государственный праздник, был встречен всеобщим
икованием.
Неотъемлемая часть бахши — дутар, струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя
жильными или нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором.
Однако задача «бахши» не только игра на дутаре, его главное предназначение – пение. Сильный голос
сполнителя и тихое, мерное звучание инструмента – две составляющие успеха национальной песни, поэтому
ез «бахши» - этих певцов-сказителей древних «дестанов» (народный эпос) не обходится ни одно
оржественное событие или праздник в Туркменистане.
День туркменского «бахши» официально отмечается каждое второе воскресенье сентября.

9.

еди 250 зафиксированных пород лошадей одной из самых древних в мире современная наука называет ахалтекинскую лошадь.
лый ряд исследователей склонен считать ее самой древней породой культурного коневодства. Первыми историческими сведениями о восточной лошади принято считать хроники
латпаласара I (1115 – 1077гг до н.э.).
одот описал 10 священных коней в роскошной сбруе, которых вели перед священной колесницей Ахурамазды в войске Ксеркса. Этих коней разводили на Ниссейской равнине от «Мерва до
ха (современный Афганистан) в Мидии».
ранилось описание древних нисейских коней, строиных, с длинной тонкой и гибкой шеей, большими глазами, точеной головой, строиными крепкими ногами…
авна, как испытание породы, устраивались скачки на дистанции от 10 до 50 км., которые ахалтекинец проходил с легкостью, что дало рождение многочисленным легендам о том. Как скакун
гнал сокола, именно потому туркмены дают ахалтекинским лошадям имена птиц Мелекуш, Гарагуш, Лачын, Дурна, Бургут.
кони действительно высочайшее достижение туркменского народа. На протяжении всей истории существования нации, они всегда были для своих хозяев и верными слугами, и друзьями, и
ыми близкими родственниками. Их почитали, о них слагали песни и сказания, а нередко и отдавали свои жизни.
ведение ахалтекинцев – давняя традиция и непоследняя графа в экономике страны.
давая дань этим славным животным, в 1992 году в Туркменистане учрежден государственный праздник – «День туркменского скакуна».

10.

Пастушеско - охранная порода, возможно, самая древняя породасобак на Земле, дошедшая до сегодняшних дней практически в
неизменном виде. Оценивая возраст породы, специалисты говорят о 3-6 тысячелетиях, согласитесь, очень солидный возраст.
Туркменские волкодавы, Туркменский алабай, азиат – как только не называют этих мощных, атлетического сложения животных. Собаки
недоверчивы к посторонним, с природным инстинктом охраны «своего» имущества, в которое могут входить, не только хозяйские ота ры, но и
его дом, жена, дети. Нередко на этих умных собак туркменские мужчины, ничуть не сомневаясь, оставляли свое имущество и даже с емью,
уходя надолго. В это трудно поверить лишь тому, кто никогда не видел, как дерется алабай, вот где сказывается многовековой опыт защиты
отар от диких животных!
Сегодня у этой породы много поклонников по всему миру, ее разводят в питомниках и клубах, но только в Туркмении, где собаку традиционно
сохраняют, как рабочую, можно найти поистине уникальные экземпляры.

11.


Денгене.
Калейдоскоп ярких новогодних торжеств втягивал в орбиту радости и веселья всех и без исключения. Отважные и жизнерадостные туркменские джигиты также собирались вместе на «строго мужские вечеринки» «денгене».
Обычно средства на организацию и проведения вечернего праздничного мероприятия собирали вскладчину на равных началах.
Традиция «денгене» существует во всех регионах Туркменистана и везде считается исключительно молодежным развлечением в дни национальных праздников, а также в межсезонье сельскохозяйственных работ.
Для вящего порядка на весь вечер назначали особого «управителя» из числа наиболее серьез ных, «устоявшихся характером» молодых мужчин, который загодя распределял между участниками поручения по организации
торжества, а также необходимое для этого количество продуктов или денег.
В связи с упомянутой особенностью проведения данного торжества жители Южного Туркменистана даже сложили благозвучную поговорку «Dennene - den§arik» («Все поровну - и власть, и сласть») [5].
Существовала негласная демографическая градация участников вечерних праздничных посиделок молодежи: совсем юные джигиты распо лагались отдельно от молодых женатых мужчин от 20 лет и старше.
К торжеству готовились основательно. На собранные деньги приобретали барашка (козу или кур), рис, масло, сладости и сухофрукт ы, другие необходымие ингредиенты кулинарных блюд, предназначенных для
праздничного стола.
Если веселые сборища молодежи проводились не в праздничные дни, участники отдельно договаривались о времени и месте проведения торжества, учитывая занятость и возможности каждого участника. Необходимо
отметить, что эти вечеринки проходят одинаково весело и увлекательно как в праздничные дни, так и в остальное время.
Различные игры и веселые розыгрыши, веселые песни и музыка усиливают притягательность молодежных вечеров, которые длятся, по большей части, до полуночи, а в праздничные дни - до самой зари.
Излюбленным занятием молодежи на них являются традиционные национальные игры -«Найди кольцо» (её еще называют «кече-кече»), а также «печиз». Время, проведенное в кругу ровесников - друзей и близких заставляет на время забыть о мелких неудачах прожитого дня, по новому оценить их важность и зна чимость, умиротворяют душу. Музыка и зажигательные игры отвлекают от обыденности, улучшают настроение, очищают
разум от навязчивых мыслей.
Издревле традиция «денгене» являлась не только одним из видов массового отдыха молодежи, но и средством воспитания в юных сердцах понятий патриотизма, ед инства и чести.

12.

Пестрота этногенеза туркменского народа оказала значительное влияние наискусство Туркменистана, в котором
прослеживаются мотивы тюркского и иранского народов. Древнейшей традиций страны и символом туркменского народа
является непревзойденное искусство ковроткачества. По старинным преданиям именно в этой удивительной стране
соткали первый в мире ковер. Ковры Туркмении отличаются особой тонкостью и чистотой традиционных узоров «гелей».
Мастерство ковроделия передается из поколения в поколение и является национальной гордостью страны.

13.

Культура страны сильна своими кулинарными традициями. Многообразна и удивительна кухня Туркменистана –
ароматные супы умпач-заши и гайнатма, великолепие традиционных вторых блюд, бешмарбек и конечно же туркменский
плов – не оставят равнодушным истинных гурманов. Только в Туркмении можно отведать самый необычный в Азии плов,
в котором вместо традиционной баранины используют рыбу. Прибрежная география Туркменистана обусловила
достаточно широкое применение в национальной кулинарии морепродуктов.

14.


Традиция почитания предков
Страны Востока всегда отличались своим трепетным отношением к представителям старшего поколения. Здесь даже
представить себе не могут, чтобы кто-то спорил, дерзил старшим или просто не выполнить их просьбу. Трепетное отношение на
Востоке проявляется не только к пожилым людям, но и к родителям. Национальные традиции предписывают, что глава семьи
может давать оценку деяниям своих детей, а также обязан защищать их. Даже малейшие попытки неуважительного отношения к
родителям в Туркмении не просто осуждаются как родственниками, так и обществом, но и незамедлительно пресекаются.

15.

обереги и талисманы, позволяющие защититься от дурного глаза и всяческих неудач. Туркмены, будучи глубоко верующим народом, всегда об ращали большое внимание на
духовный аспект жизни. Именно поэтому почти все гостиницы Ашхабада и других населённых пунктов страны имеют всевозможные обер еги.
Сегодня можно выделить несколько наиболее распространённых видов оберегов и талисманов:
Ожерелья из косточек растения джиды;
Веточки отдельных деревьев;
Перья;
Цветки гвоздики;
Бусинки;
Рог барана;
Раковины жуков и так далее.
Многие талисманы и обереги оставались неизменными на протяжении многих веков, что позволило им получить множественные сакраль ные смыслы. К примеру, сильный
цветочный запах отпугивает злые силы и предвещает большое прибавление в семье.

16.

Ювелирные изделия , созданные туркменскими мастерами-зергерами, являются одним из ярчайших проявлений
культуры туркменского народа. Изысканные украшения – броши, браслеты, кольца, кулоны, серьги - это
неотъемлемая часть национального женского костюма. Изделия туркменских зергеров вошли в экспозиции
лучших музейных собраний по всему миру. Переняв опыт предыдущих поколений, современные мастера
продолжают совершенствовать и творчески развивать эти традиции, их изящество и тонкость неизменно
вызывают всеобщее восхищение.
Национальное декоративно-прикладное искусство туркменских зергеров своими корнями уходит в глубь
тысячелетий и неразрывно связано с ювелирным искусством Востока, которое развивалось в условиях широкого
культурного обмена между различными народами. Сегодня традиции туркменского ювелирного искусства
представляют большой интерес для дизайнеров и ювелиров многих стран. Изделия туркменских зергеров,
отличающиеся красотой и гармонией, пленяют благородным блеском серебра и позолоты, мерцанием оникса,
оттенками бирюзы и полированного сердолика. Они привлекают своей самобытностью, симметричностью узоров
и уникальными чертами национального орнамента.
Среди изделий туркменских ювелиров особое место занимают женские национальные украшения: брошь гульяка,
подвеска асык, серьги и браслеты, украшенные сердоликом, филигранью, или затейливым чеканным узором, они
– словно поэма из металла и драгоценных камней. Уникальная коллекция женских ювелирных украшений
хранится в Государственном музее Государственного культурного центра Туркменистана.

17.

Ювелирное искусство зергеров не только является частью материальной культуры туркменского народа и
его национальным достоянием, но и свидетельствует о больших творческих возможностях, духовных
горизонтах нашего талантливого народа. Сегодня туркменские ювелиры создают подлинно национальные
произведения, продолжая традиции мастеров прошлого и внося свой вклад в развитие современного
декоративно-прикладного искусства.

18.


Культурное наследие туркмен насчитывает многие тысячелетия, о чем свидетельствуют многочисленные исторические
памятники, многие из которых относятся к III-II векам до нашей эры.
Национальная культура этого региона как губка впитала религиозные традиции зороастризма, буддизма, христианства и некоторых
других верований. Однако с приходом ислама в этот регион, именно он стал главенствующей религией, принесшей свои традиции и
обряды согласно нормам шариата.
Поэтому дошедшиедо нас обычаи – некий «микс», принявший за основу общечеловеческие ценности, вобравший в себя культуру
многих религий и базирующийся на многовековом опыте практического решения бытовых проблем.
Вообще, когда речь идет о Туркменистане, услужливое воображение, сразу рисует цветную картинку с бескрайними просторами
полей, на которых резвятся «ахалтекинцы», огромных алабаев их охраняющих, старцев в высоких папахах и красивых молодых
женщин, в просторных разноцветных одеяниях, ткущих вручную толстые шерстяные ковры цвета крови.
Действительно, все это и есть древнее наследие туркмен, этим нужно гордиться и стараться сохранить еще на многие, многие века.

19. Традиции являются основой жизни туркмен, они определяют их жизнь с рождения до самой смерти и передаются из поколения в

ТРАДИЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ЖИЗНИ ТУРКМЕН, ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ИХ ЖИЗНЬ С
РОЖДЕНИЯ ДО САМОЙ СМЕРТИ И ПЕРЕДАЮТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

20. Спасибо за внимание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила