Похожие презентации:
Медицина Древнего Египта
1. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.
2.Титульны
й лист
1. История Медицина и религия
Знания о строении человеческого тела и болезнях
3. Лекарственная терапия
4. Древнеегипетская медицина
5. Основным источником информации
6. Медицинские папирусы
Кахунский папирус
7. Папирусы из Рамессумы
8. Папирус Эдвина Смита
9. Папирус Эберса
10. Папирус Бругша
11. Врачи Древнего Египта
12. Методы лечения и диагностики
13. Эмблемa
3. Медицинские знания в Древнем Египте находились на высоком уровне. До наших времен дошли тексты, содержащие большое количество
МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕМЕГИПТЕ НАХОДИЛИСЬ НА ВЫСОКОМ
УРОВНЕ. ДО НАШИХ ВРЕМЕН ДОШЛИ
ТЕКСТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ БОЛЬШОЕ
КОЛИЧЕСТВО СВЕДЕНИЙ О БОЛЕЗНЯХ И
СПОСОБАХ ИХ ЛЕЧЕНИЯ. НА ВЫСОКОМ
УРОВНЕ БЫЛА ДИАГНОСТИКА.
НЕКОТОРЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
ПРЕПАРАТЫ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ В ТО
ВРЕМЯ, АКТИВНО ПРИМЕНЯЮТСЯ И ПО
НЫНЕШНИЙ ДЕНЬ.
4. Медицина и религия Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с религией. Основоположником ее
МЕДИЦИНА И РЕЛИГИЯКАК И В ДРУГИХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ, МЕДИЦИНА
ЕГИПТА БЫЛА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНА С РЕЛИГИЕЙ.
ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ЕЕ СЧИТАЛСЯ БОГ МУДРОСТИ. ТОТ,
КОТОРОМУ ПРИПИСЫВАЛИ АВТОРСТВО 32 ГЕРМЕТИЧЕСКИХ
КНИГ. ШЕСТЬ ИЗ НИХ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ МЕДИЦИНЕ. В
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ ЭТИ ТРУДЫ УТРАЧЕНЫ. ПОМИМО
ГЕРМЕТИЧЕСКИХ КНИГ, МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ
СУЩЕСТВОВАЛИ ТАКЖЕ В ПАПИРУСАХ. НАИБОЛЕЕ
ИЗВЕСТНЫЕ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ ДОШЛИ ДО НАШЕГО
ВРЕМЕНИ, – ПАПИРУСЫ ЭБЕРСА И СМИТА, НАПИСАННЫЕ
ПРИМЕРНО В 1500 ГОДУ ДО Н.Э. В ПАПИРУСЕ ЭБЕРСА
ОПИСАНЫ ОБЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕМЫ, А ТАКЖЕ БОЛЕЕ 900
ПРЕДПИСАНИЙ И РЕЦЕПТОВ. ПАПИРУС СМИТА СОДЕРЖИТ
СВЕДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ РАН И УШИБОВ. НАЙДЕНЫ ТАКЖЕ
ТРУДЫ ПО ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ.
5. Знания о строении человеческого тела и болезнях Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об
ЗНАНИЯ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА ИБОЛЕЗНЯХ
НЕСМОТРЯ НА ПРАКТИКУЮЩЕЕСЯ ВСКРЫТИЕ
И БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ УМЕРШИХ, ЗНАНИЯ ОБ
АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
ОСТАВАЛИСЬ НА НИЗКОМ УРОВНЕ. ЭТО
СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО СУЩЕСТВОВАЛО
МНОЖЕСТВО ЗАПРЕТОВ КАСАТЕЛЬНО
МЕРТВОГО ТЕЛА. ДАЖЕ БАЛЬЗАМИРОВАНИЕМ
ЗАНИМАЛИСЬ НЕ ЛЕКАРИ, А ОСОБЫЕ
СПЕЦИАЛИСТЫ.
6. Представления о болезнях были основаны на идеях вселения злых духов. Поэтому неотъемлемой частью лечения были заговоры и
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ БЫЛИ ОСНОВАНЫ НА ИДЕЯХВСЕЛЕНИЯ ЗЛЫХ ДУХОВ. ПОЭТОМУ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ
ЛЕЧЕНИЯ БЫЛИ ЗАГОВОРЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ
РИТУАЛЫ. ДРУГИМИ ПРИЧИНАМИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЧИТАЛИ
ОТРАВЛЕНИЯ И ПОГОДУ. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПРИМЕНЯЛОСЬ ИЗ-ЗА СТРАХА ПОВРЕДИТЬ
ТЕЛО ПЕРЕД ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНЬЮ. ПРОВОДИЛИСЬ ТОЛЬКО
ПРОСТЕЙШИЕ ПРОЦЕДУРЫ: ВПРАВЛЕНИЕ ВЫВИХОВ И
НАЛОЖЕНИЕ ШИН ПРИ ПЕРЕЛОМАХ.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ДИАГНОСТИКА БЫЛА НА ДОСТАТОЧНО
ПРОДВИНУТОМ УРОВНЕ. ТАК, ЕГИПТЯНЕ УМЕЛИОПРЕДЕЛЯТЬ
ПУЛЬС НА РАЗНЫХ АРТЕРИЯХ И ИМЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
КРОВООБРАЩЕНИИ. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ ОРГАНОМ
СЧИТАЛОСЬ СЕРДЦЕ, А ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ –
ДЫХАНИЕ. ТЕМПЕРАТУРУ ИЗМЕРЯЛИ ПРИКЛАДЫВАНИЕМ
РУКИ. ПО НЕКОТОРЫМ ДАННЫМ, ЕГИПТЯНЕ УМЕЛИ
ПРОСЛУШИВАТЬ СЕРДЦЕ И ЛЕГКИЕ, ПРИКЛАДЫВАЯ УХО К
ГРУДИ БОЛЬНОГО.
7. Лекарственная терапия Фармакотерапия была хорошо развита. Было известно большое количество лекарств и описаны их точные дозы
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯФАРМАКОТЕРАПИЯ БЫЛА ХОРОШО РАЗВИТА.
БЫЛО ИЗВЕСТНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО
ЛЕКАРСТВ И ОПИСАНЫ ИХ ТОЧНЫЕ ДОЗЫ ПРИ
ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. НЕКОТОРЫЕ
ИЗ НИХ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПО
НАСТОЯЩИЙ ДЕНЬ, НАПРИМЕР, ОЛИВКОВОЕ И
КАСТОРОВОЕ МАСЛА, ШАФРАН И ОПИУМ. НА
ВЫСОКОМ УРОВНЕ НАХОДИЛИСЬ ТАКЖЕ
ЗНАНИЯ О ГИГИЕНЕ. А В ТЕРАПИИ
РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ БОЛЬШОЕ
ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ ДИЕТЕ.
8. Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МЕДИЦИНА — САМАЯ ДРЕВНЯЯИЗ ДОКУМЕНТИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ СИСТЕМ.
С XXXIII ВЕКА ДО Н. Э. ДО ПЕРСИДСКОГО ВТОРЖЕНИЯ
В 525 ГОДУ ДО Н. Э. ОНА НЕ ПРЕТЕРПЕЛА
ОСОБЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАНЕ ПРАКТИКИ,
КОТОРАЯ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, БЫЛА ПЕРЕДОВОЙ ДЛЯ
СВОЕГО ВРЕМЕНИ В НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПЕРИОДЫ И ВКЛЮЧАЛА В СЕБЯ ПРОСТУЮ
НЕИНВАЗИВНУЮ ХИРУРГИЮ, СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
ПЕРЕЛОМОВ И ОБШИРНЫЙ НАБОР ФАРМАКОПЕИ.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МЕДИЦИНА ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ
НА МНОГИЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ
СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА, В ТОМ ЧИСЛЕ
НА ГРЕЧЕСКУЮ.
9. Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822
ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ
БЫЛИ СООБЩЕНИЯ ГРЕЧЕСКИХ АВТОРОВ, НО
РАСШИФРОВКА В 1822 ГОДУ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ
ИЕРОГЛИФОВ ПОЗВОЛИЛА В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОЧЕСТЬ
ТЕКСТЫ НА ПАПИРУСАХ, КАСАЮЩИХСЯ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
ИСТОЧНИКИ ПОЗВОЛЯЮТ НАМ УСТАНОВИТЬ, ЧТО
ЕГИПТЯНЕ СТРАДАЛИ ОТ САМЫХ РАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
И СКРУПУЛЕЗНО ИХ ОПИСЫВАЛИ, ПЫТАЛИСЬ НАЙТИ
ОТ КАЖДОЙ ЛЕЧЕНИЕ, НО БОЛЕЗНИ С НЕЯВНЫМИ
СИМПТОМАМИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ДЛЯ НИХ ЗАГАДКУ. В
МЕДИЦИНСКИХ ПАПИРУСАХ УПОМИНАЮТСЯ СОТНИ
РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ.
10.
11. Медицинские папирусы Кахунский папирус (1850 г. до н.э.) посвящен женским болезням. Папирус состоит из трех частей, посвященных
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫКАХУНСКИЙ ПАПИРУС (1850 Г. ДО Н.Э.) ПОСВЯЩЕН
ЖЕНСКИМ БОЛЕЗНЯМ. ПАПИРУС СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ
ЧАСТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕДИЦИНЕ, ВЕТЕРИНАРИИ
И МАТЕМАТИКЕ. МЕДИЦИНСКИЙ РАЗДЕЛ СОСТОИТ ИЗ
ТРЕХ ЛИСТОВ; ПЕРВЫЕ ДВА ЛИСТА СОДЕРЖАТ 17
ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ. В КАЧЕСТВЕ
ЛЕКАРСТВ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПИВО, МОЛОКО,
ФИНИКИ, ТРАВЫ И НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА. ТРЕТИЙ
ЛИСТ СОДЕРЖИТ 17 РЕЦЕПТОВ, КАСАЮЩИХСЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (ПО СОСТОЯНИЮ
ЖЕНСКИХ ГРУДЕЙ, ЦВЕТУ ЛИЦА И ГЛАЗ), ВЫЯСНЕНИЯ
ПОЛА БУДУЩЕГО РЕБЕНКА.
12. Папирусы из Рамессумы ( 1850 г. до н.э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство
ПАПИРУСЫ ИЗ РАМЕССУМЫ ( 1850 Г. ДО Н.Э.) — ДВАПАПИРУСА, НАПИСАННЫХ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИМ
ПИСЬМОМ, А НЕ ИЕРАТИЧЕСКИМ, КАК
БОЛЬШИНСТВО МЕДИЦИНСКИХ ПАПИРУСОВ.
ПЕРВЫЙ ПАПИРУС — МЕДИКО-МАГИЧЕСКИЙ,
СОДЕРЖИТ РЕЦЕПТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РОДОВ, УХОДА
ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ, ПРОГНОЗА ЕГО
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ. ИМЕЕТСЯ ОДИН РЕЦЕПТ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАЧАТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЭКСКРЕМЕНТОВ КРОКОДИЛА. ВТОРОЙ — ЧИСТО
МЕДИЦИНСКИЙ, ТЕКСТ ЧАСТИЧНО УТРАЧЕН. В
СОХРАНИВШЕЙСЯ ЧАСТИ СОДЕРЖАТСЯ 20
РЕЦЕПТОВ, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ОТ БОЛЕЗНИ ПОД
НАЗВАНИЕМ «НЕГИБКОСТЬ ЧЛЕНОВ».
13. Папирус Эдвина Смита — один из наиболее важных медицинских текстов Древнего Египта. Один из старейших образцов древней
ПАПИРУС ЭДВИНА СМИТА — ОДИН ИЗНАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ
ОБРАЗЦОВ ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ. ЭТОТ ПАПИРУС ДАТИРУЕТСЯ XVI
ВЕКОМ ДО Н. Э. ОСНОВАН НА МАТЕРИАЛАХ,
НАКАПЛИВАВШИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ.
ДОКУМЕНТ ОХВАТЫВАЕТ 22 СТРАНИЦЫ. В
НЕМ РАССМАТРИВАЮТСЯ 48
ТРАВМАТИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ, КАЖДЫЙ С
ОПИСАНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ,
ЛЕЧЕНИЯ И ПРОГНОЗА. ПОЛНЫЙ ПЕРЕВОД
ДОСТУПЕН В ИНТЕРНЕТЕ. …
14.
15. Папирус Эберса — медицинское сочинение, написанное иератическим письмом на папирусе и составленное в Древнем Египте. Наряду с
ПАПИРУС ЭБЕРСА — МЕДИЦИНСКОЕ СОЧИНЕНИЕ,НАПИСАННОЕ ИЕРАТИЧЕСКИМ ПИСЬМОМ НА
ПАПИРУСЕ И СОСТАВЛЕННОЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
НАРЯДУ С ПАПИРУСОМ ЭДВИНА СМИТА, ОТНОСИТСЯ
К СТАРЕЙШИМ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ СОХРАНИВШИХСЯ
РУКОПИСЕЙ И, В ОСОБЕННОСТИ, ТЕКСТОВ
МЕДИЦИНСКОГО СОДЕРЖАНИЯ. СОДЕРЖИТ
ОБШИРНЫЙ СПИСОК РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ИХ
СИМПТОМОВ, ДИАГНОСТИКУ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. В
НЁМ ИМЕЮТСЯ, В ЧАСТНОСТИ, ОПИСАНИЕ
ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ В
ОБЛАСТЯХ ТРАВМАТОЛОГИИ, БОРЬБЫ С
ПАРАЗИТАМИ, СТОМАТОЛОГИИ, А ТАКЖЕ ПО
ГИНЕКОЛОГИИ И КОНТРАЦЕПЦИИ…
16. Папирус Бругша (1400 г. до н.э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по
ПАПИРУС БРУГША (1400 Г. ДО Н.Э.) ПРЕДСТАВЛЯЕТСОБОЙ ТРАКТАТ ПО ДЕТСКИМ БОЛЕЗНЯМ,
ФАКТИЧЕСКИ ПЕРВЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ТРАКТАТ ПО
ПЕДИАТРИИ, ХОТЯ МЕДИЦИНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ТЕРЯЕТСЯ ЗА МИСТИЧЕСКОЙ.
В БЕРЛИНСКОМ ПАПИРУСЕ ОПИСЫВАЮТСЯ БОЛЕЗНИ
СОСУДОВ И РЕВМАТИЗМ, ПРИВОДИТСЯ СПОСОБ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА БУДУЩЕГО РЕБЕНКА, ДАЕТСЯ
СОВЕТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, СМОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА
РОДИТЬ:«ДЛЯ РАСПОЗНАНИЯ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ
СМОЖЕТ РОДИТЬ И КОТОРАЯ НЕ СМОЖЕТ, РАСТЕНИЕ
«БЕДЕДУКА» РАСТЕРЕТЬ И СМЕШАТЬ С МОЛОКОМ
ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ РОДИЛА МАЛЬЧИКА, И ДАТЬ
ПРОГЛОТИТЬ. ЕСЛИ ЭТО ВЫЗОВЕТ РВОТУ — ТО БУДЕТ
РОЖАТЬ, ЕСЛИ ВСПУЧИТ — НИКОГДА НЕ БУДЕТ
РОЖАТЬ».
17.
18. Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нем описывается 260 случаев болезней, из которых
ПАПИРУС ХЁРСТА (ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ) ОПИСЫВАЕТ РЕЦЕПТЫЭМПИРИЧЕСКОГО ВРАЧЕВАНИЯ. В НЕМ ОПИСЫВАЕТСЯ 260
СЛУЧАЕВ БОЛЕЗНЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ 96 УПОМИНАЮТСЯ В
ПАПИРУСЕ ЭБЕРСА, ИМЕЕТСЯ ГЛАВА О БОЛЕЗНЯХ КОСТЕЙ,
ЛЕЧЕНИИ ПЕРЕЛОМОВ КОНЕЧНОСТЕЙ И МЕРАХ
ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ УКУСАХ ЯДОВИТЫМИ НАСЕКОМЫМИ.
ЛОНДОНСКИЙ ПАПИРУС— ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЕНО
МАГИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ЛЕЧЕНИЯ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ТАМ
ПРИВОДЯТСЯ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ — ТАКИЕ, КАК
ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ КУРИНОЙ СЛЕПОТЫ БЫЧЬЕЙ
ПЕЧЕНИ, В ИЗОБИЛИИ СОДЕРЖАЩЕЙ ВИТАМИН А, КАК
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ЖЕЛУДОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
КЛЕЩЕВИНЫ, ИМЕЮЩЕЙ В СВОЕМ СОСТАВЕ КАСТОРОВОЕ
МАСЛО. ИЗ 61 РЕЦЕПТА 25 ОТНОСЯТСЯ К ВРАЧЕВАНИЮ.
В ЛЕЙДЕНСКОМ ПАПИРУСЕ ПРИВОДЯТСЯ РЕЦЕПТЫ И ОПИСАНЫ
ПРИЕМЫ МАГИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ВРАЧЕВАНИЯ,
АНАЛОГИЧНЫЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТСЯ В ДРУГИХ
ПАПИРУСАХ.
19. Врачи Древнего Египта Первым врачом, имя которого упоминается в древних рукописях, около 3000 лет до н.э., был Секхетьенанах.
ВРАЧИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАПЕРВЫМ ВРАЧОМ, ИМЯ КОТОРОГО УПОМИНАЕТСЯ В
ДРЕВНИХ РУКОПИСЯХ, ОКОЛО 3000 ЛЕТ ДО Н.Э., БЫЛ
СЕКХЕТЬЕНАНАХ. ЭТО БЫЛ ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ,
«ИСЦЕЛИВШИЙ НОЗДРИ ЦАРЯ». В ЧЕСТЬ ЭТОГО ЕМУ
БЫЛА ПОСТАВЛЕНА СТАТУЯ С ПАМЯТНОЙ НАДПИСЬЮ ОБ
ЭТОМ СОБЫТИИ.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ ЕГИПЕТСКИМ ВРАЧОМ БЫЛ
ИМХОТЕП, УПОМИНАЮЩИЙСЯ ОКОЛО 2975 ГОДА ДО Н.Э.
ПОМИМО ТОГО, ОН БЫЛ ГЛАВНЫМ ВИЗИРЕМ ФАРАОНА И
АРХИТЕКТОРОМ. ВПОСЛЕДСТВИИ ИМХОТЕП СТАЛ
ПОЧИТАТЬСЯ КАК ПОЛУБОГ И СЧИТАТЬСЯ
ПОКРОВИТЕЛЕМ МЕДИЦИНЫ. ОДНАКО ДОСТОВЕРНЫХ
СВЕДЕНИЙ О ЕГО ДОСТИЖЕНИЯХ НЕ СОХРАНИЛОСЬ.
20. В Древнем Египте была особая каста медиков. Ее представители обучались в специализированных школах в Саисе и Гелиополе. Врачи
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ БЫЛА ОСОБАЯ КАСТАМЕДИКОВ. ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБУЧАЛИСЬ В
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ В САИСЕ И
ГЕЛИОПОЛЕ. ВРАЧИ ОСОБО ЧТИЛИ ПРАВИЛА,
ОПИСАННЫЕ В СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТАХ
ГЕРМЕТИЧЕСКИХ КНИГ. ПОКА ЛЕКАРЬ ИХ
ПРИДЕРЖИВАЛСЯ, ЕМУ НИЧТО НЕ ГРОЗИЛО,
ДАЖЕ ЕСЛИ ПАЦИЕНТ УМЕР. НО ПРИ ЛЮБОМ
ОТСТУПЛЕНИИ ЕГО ЖДАЛА СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.
21. Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым
МЕДИЦИНОЙ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ЗАНИМАЛИСЬЖРЕЦЫ. ГЕРОДОТ ПИШЕТ, ЧТО ИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
РАЗЛИЧАЛАСЬ: «КАЖДЫЙ ВРАЧ ЗАНИМАЕТСЯ
ОСОБЫМ РОДОМ БОЛЕЗНЕЙ: ОДНИ — ГЛАЗНЫЕ
ВРАЧИ, ДРУГИЕ — ВРАЧИ ДЛЯ ГОЛОВЫ, ТРЕТЬИ — ДЛЯ
ЗУБОВ, И ЕЩЁ ИНЫЕ — ДЛЯ НЕВИДИМЫХ БОЛЕЗНЕЙ»
И ЕЩЕ БЫЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ «ИЗГОТОВИТЕЛЬ
ЛЕКАРСТВ», ОДНАКО ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВО
ОТНОСИТСЯ УЖЕ К ПОЗДНЕМУ ПЕРИОДУ. ЕСЛИ
ВРАЧЕБНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И БЫЛА РАНЬШЕ, ТО
ОТНОСИЛАСЬ ТОЛЬКО К ПРИДВОРНЫМ МЕДИКАМ, ДА
И ТО БЫЛА УСЛОВНОЙ, ТАК КАК «СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»
ОДНОГО ВРАЧА ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ КАК ПОЧЕТНЫЕ
ТИТУЛЫ.
22. У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы
У ВРАЧЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА БЫЛА ХОРОШАЯРЕПУТАЦИЯ, И ПРАВИТЕЛИ ДРУГИХ ИМПЕРИЙ
ДАЖЕ ПРОСИЛИ ФАРАОНА ПРИСЛАТЬ К НИМ
ВРАЧЕЙ, ЧТОБЫ ЛЕЧИТЬ СВОИХ
РОДСТВЕННИКОВ. ИМЕНА НЕКОТОРЫХ ИЗ
ВРАЧЕЙ ЕГИПТА, ТАКИХ КАК ИМХОТЕП, МЕРИТ
ПТАХ — ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-ВРАЧ И ХЕСИ-РА,
ОСТАЛИСЬ В ИСТОРИИ. ОДНАКО СЛЕДУЕТ
УЧИТЫВАТЬ, ЧТО ИСТОЧНИКИ ДЛЯ СТОЛЬ
ДРЕВНИХ ЭПОХ РЕДКО БЫВАЮТ АБСОЛЮТНО
ДОСТОВЕРНЫ. ТАК, И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШЕДШИХ ДО НАС ФИГУР
ОКРУЖЕНЫ ЛЕГЕНДАМИ, БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ
ДОПОЛНЕНИЯМИ И ИСКАЖЕНИЯМИ.
23.
24. Методы лечения и диагностики Лечение в Древнем Египте представляло собой крепкий синтез магии и терапии. Как правило, они
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИЛЕЧЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО
СОБОЙ КРЕПКИЙ СИНТЕЗ МАГИИ И ТЕРАПИИ.
КАК ПРАВИЛО, ОНИ ПРИМЕНЯЛИСЬ В
СОВОКУПНОСТИ ПО ПРИНЦИПУ: «МАГИЯ
ДЕЙСТВЕННА ВМЕСТЕ С ЛЕКАРСТВЕННЫМ
СРЕДСТВОМ, ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО
ДЕЙСТВЕННО ВМЕСТЕ С МАГИЕЙ». НО ВМЕСТЕ
С ТЕМ, ВСТРЕЧАЮТСЯ И ИСТОЧНИКИ, В
КОТОРЫХ РОЛЬ МАГИИ И ЗАКЛИНАНИЙ
РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РЕШАЮЩАЯ,
ДЕЙСТВЕННАЯ САМА ПО СЕБЕ.
25.
Лечение мигрени путемпривязывания к голове
пациента глиняного крокодила
26. Магические методы воздействия заключались, как ни странно, в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые
МАГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯЗАКЛЮЧАЛИСЬ, КАК НИ СТРАННО,
В ЭКЗОРЦИЗМЕ, ТО ЕСТЬ В ИЗГНАНИИ ИЗ
ТЕЛА БОЛЬНОГО «ДЕМОНОВ», КОТОРЫЕ
ВЫЗВАЛИ БОЛЕЗНЬ. ДИАГНОСТИКА ЖЕ
ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ПО
СИМПТОМАМ УСТАНОВИТЬ, КАКОЙ
КОНКРЕТНО ДЕМОН ЗАСЕЛ В ТЕЛЕ
БОЛЬНОГО, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРОГНАТЬ ЕГО
ЗАКЛИНАНИЯМИ И ЛЕКАРСТВАМИ.
27.
28. Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мед, молоко,
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЕГИПТЯНЕ ПРИМЕНЯЛИПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИМ
МАТЕРИАЛЫ И КОМПОНЕНТЫ: НАЧИНАЯ ОТ
САМЫХ ТРИВИАЛЬНЫХ (МЕД, МОЛОКО,
МАСЛО, РАСТИТЕЛЬНЫЕ И ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ,
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, ГЛИНА, СОДА И
ДАЛЕЕ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ) ДО БОЛЕЕ ЧЕМ
ЭКЗОТИЧЕСКИХ (ЧАСТИЦЫ «НЕБЕСНОГО
ЖЕЛЕЗА», МЕТЕОРИТА — САМОГО ДОРОГОГО
МАТЕРИАЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ).
29. Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В
МНОЖЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ ПРАКТИК БЫЛИЭФФЕКТИВНЫМИ, НАПРИМЕР, МНОГИЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ, ПРИВЕДЁННЫЕ В ПАПИРУСЕ СМИТА. В
ОСНОВНОМ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ВКЛЮЧАЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ МЫТЬСЯ И БРИТЬ ТЕЛА, В
ТОМ ЧИСЛЕ ПОД МЫШКАМИ, ТАК КАК ЭТО ПОМОЖЕТ
ПРЕДОТВРАТИТЬ ИНФЕКЦИИ. ОНИ ТАКЖЕ РЕКОМЕНДОВАЛИ
ПАЦИЕНТАМ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ПИТАНИЕМ И ИЗБЕГАТЬ
ПРОДУКТОВ, ТАКИХ КАК СЫРАЯ РЫБА ИЛИ СЫРОЕ МЯСО
ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ, СЧИТАВШЕЕСЯ НЕЧИСТЫМ.
МНОГИЕ МЕТОДЫ БЫЛИ НЕЭФФЕКТИВНЫ ИЛИ ВРЕДНЫ — В
ЧАСТНОСТИ, МНОГИЕ РЕЦЕПТЫ ЛЕКАРСТВ СОДЕРЖАЛИ
НАВОЗ, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТ ПРОДУКТЫ БРОЖЕНИЯ И
ПЛЕСЕНИ; НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ ИМЕЮТ ЦЕЛЕБНЫЕ
СВОЙСТВА, НО ТАКЖЕ И БАКТЕРИИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ
СЕРЬЁЗНУЮ УГРОЗУ ЗАРАЖЕНИЯ.
30. Хирургия и анатомия Бронзовые ножи, используемые в процессе бальзамирования тела. 600—200 гг. до н.э.
ХИРУРГИЯ И АНАТОМИЯБРОНЗОВЫЕ НОЖИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
ПРОЦЕССЕ БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ ТЕЛА. 600—
200 ГГ. ДО Н.Э.
31. Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно
ЕГИПТЯНЕ ПРАКТИКОВАЛИБАЛЬЗАМИРОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ТРУПА ИЗВЛЕКАЮТСЯ И
ПОМЕЩАЮТСЯ ОТДЕЛЬНО, ТО ЕСТЬ МОЖНО
ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ЕГИПТЯНЕ ПРИМЕРНО
ПРЕДСТАВЛЯЛИ АНАТОМИЧЕСКОЕ
УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА, ОДНАКО НЕ ЗНАЛИ
ФУНКЦИЙ КАЖДОГО ОРГАНА. НАПРИМЕР,
ОРГАНОМ МЫШЛЕНИЯ И ВООБЩЕ САМЫМ
ВАЖНЫМ ОРГАНОМ ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЛОСЬ
СЕРДЦЕ, КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ОРГАН,
ОЩУТИМО РЕАГИРУЮЩИЙ НА
ПРОИСХОДЯЩЕЕ, И ЕГО ОБЫЧНО ОСТАВЛЯЛИ
В ГРУДИ.
32. Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел
ЕГИПЕТСКИЕ ВРАЧИ БЫЛИ ОСВЕДОМЛЕНЫ ОСУЩЕСТВОВАНИИ ПУЛЬСА И СВЯЗИ МЕЖДУ ПУЛЬСОМ
И СЕРДЦЕМ. АВТОР «ПАПИРУСА СМИТА» ДАЖЕ ИМЕЛ
СМУТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЕ, ХОТЯ И НЕ О КРОВООБРАЩЕНИИ, И ОН НЕ
МОГ ИЛИ СЧИТАЛ НЕВАЖНЫМ, РАЗЛИЧАТЬ
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ, СУХОЖИЛИЯ И НЕРВЫ.
ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ РАЗРАБОТАЛИ СВОЮ ТЕОРИЮ
«КАНАЛОВ», КОТОРЫЕ НЕСЛИ ВОЗДУХ, ВОДУ И КРОВИ В
ОРГАНИЗМЕ ПО АНАЛОГИИ С РЕКОЙ НИЛ; ЕСЛИ ОНИ
СТАНУТ ЗАБЛОКИРОВАНЫ, ПОЛЯ СТАНУТ НЕЗДОРОВЫ,
И ОНИ ПРИМЕНЯЛИ ЭТОТ ПРИНЦИП К ТЕЛУ: ЕСЛИ
ЧЕЛОВЕК БЫЛ БОЛЕН, ТО НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
СЛАБИТЕЛЬНЫЕ, ЧТОБЫ РАЗБЛОКИРОВАТЬ «КАНАЛЫ».
33. Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали
ОПЕРАЦИЯ БЫЛА ДОВОЛЬНО РАСПРОСТРАНЁННОЙПРАКТИКОЙ СРЕДИ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТЕЛЕСНЫХ
ПОВРЕЖДЕНИЙ. ЕГИПЕТСКИЕ ВРАЧИ ПРИЗНАВАЛИ ТРИ
КАТЕГОРИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ: ПОДДАЮЩИЕСЯ
ЛЕЧЕНИЮ, СПОРНЫЕ И НЕИЗЛЕЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
ИЗЛЕЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ХИРУРГИ БЫСТРО
ОПЕРИРОВАЛИ. СПОРНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ БЫЛИ ТЕ,
ПРИ КОТОРЫХ БОЛЬНОЙ МОГ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО
ПРОЖИТЬ БЕЗ ЛЕЧЕНИЯ, ПОЭТОМУ ПАЦИЕНТЫ,
ВХОДИВШИЕ В ЭТУ КАТЕГОРИЮ, НАБЛЮДАЛИСЬ, И
ЕСЛИ ИХ БОЛЕЗНЬ СОХРАНЯЛАСЬ, ТО
ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ПОПЫТКИ
ИЗЛЕЧИТЬ ЕЁ. ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ,
ОБНАРУЖЕННЫЕ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ,
ВКЛЮЧАЮТ НОЖИ, КРЮКИ, СВЁРЛА, ЩИПЦЫ, ВЕСЫ,
ЛОЖКИ, ПИЛЫ И ВАЗЫ С ЛАДАНОМ.
34.
ОБРЕ́ЗАНИЕ ИЛИ ОБРЕЗА́НИЕ —ТРАДИЦИОННАЯ ПРАКТИКА ИЛИ
ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
(«ЦИРКУМЦИ́ЗИЯ», ЛАТ. CIRCUMCISIO),
УДАЛЕНИЕ У МАЛЬЧИКОВ И МУЖЧИН
КРАЙНЕЙ ПЛОТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЦЕЛЯМИ:
СОЦИАЛЬНЫМИ (ИНИЦИАЦИЯ,
РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ,
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ
ПРАКТИК, СЧИТАЮЩИХСЯ ПОРОЧНЫМИ);
РЕЛИГИОЗНЫМИ (ПОСВЯЩЕНИЕ БОГУ, В
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРАКТИКУЕТСЯ
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ У МУСУЛЬМАН И
ИУДЕЕВ (БРИТ МИЛА); МЕДИЦИНСКИМИ
(УСТРАНЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО
НЕДОСТАТКА, ПРОФИЛАКТИКА
ЗАБОЛЕВАНИЙ); НАЦИОНАЛЬНЫМИ
(НАПРИМЕР, ЗНАК ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
35. Геродо́т Галикарна́сский — древнегреческий историк, автор первого сохранившегося полномасштабного исторического трактата
ГЕРОДО́Т ГАЛИКАРНА́ССКИЙ —ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ИСТОРИК, АВТОР
ПЕРВОГО СОХРАНИВШЕГОСЯ
ПОЛНОМАСШТАБНОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО ТРАКТАТА
«ИСТОРИЯ», ОПИСЫВАЮЩЕГО ГРЕКОПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ И ОБЫЧАИ
МНОГИХ СОВРЕМЕННЫХ ЕМУ
НАРОДОВ. КАК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ
ПОЭЗИЯ НАЧИНАЕТСЯ ДЛЯ НАС С
ГОМЕРА, ТАК ПРАКТИЧЕСКИ
ИСТОРИОГРАФИЯ — С ГЕРОДОТА;
ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ЕГО НАЗЫВАЮТ
ЛОГОГРАФАМИ. ТРУДЫ ГЕРОДОТА
ИМЕЛИ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ
АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЦИЦЕРОН
НАЗВАЛ ЕГО «ОТЦОМ ИСТОРИИ.
36. Же́нское обреза́ние, также калечащие операции на женских половых органах или нанесение увечий женским гениталиям — частичное
ЖЕ́НСКОЕ ОБРЕЗА́НИЕ, ТАКЖЕКАЛЕЧАЩИЕ ОПЕРАЦИИ НА ЖЕНСКИХ
ПОЛОВЫХ ОРГАНАХ ИЛИ НАНЕСЕНИЕ
УВЕЧИЙ ЖЕНСКИМ ГЕНИТАЛИЯМ —
ЧАСТИЧНОЕ ИЛИ ПОЛНОЕ УДАЛЕНИЕ
ВНЕШНИХ ЖЕНСКИХ ГЕНИТАЛИЙ,
ПРОВОДИМОЕ БЕЗ МЕДИЦИНСКИХ
ПОКАЗАНИЙ. КАК ПРАВИЛО,
ПРОИЗВОДИТСЯ ИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ,
РИТУАЛЬНЫХ СООБРАЖЕНИЙ. ОБЫЧНО
СВЯЗЫВАЕТСЯ С ИСЛАМОМ, ХОТЯ
ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМСКИХ БОГОСЛОВОВ К
ПОДОБНЫМ ОБРЯДАМ НЕОДНОЗНАЧНО. В
БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРОВОДИТСЯ
ВНЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЛЮДЬМИ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ЧТО ПРИВОДИТ.
37.
Протезирование в виде искусственных пальцев или глазсуществовало, но имело в большей степени декоративный,
нежели практический эффект.
Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление;
вероятно, использовался для облегчения ходьбы.
38. тдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства
ТДЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛА ИСТОМАТОЛОГИЯ, ОДНАКО НАХОДИЛАСЬ
ОНА НА ДОСТАТОЧНО НИЗКОМ УРОВНЕ
РАЗВИТИЯ. СОСТОЯНИЕ ЗУБОВ
БОЛЬШИНСТВА ЕГИПТЯН БЫЛО ПЛОХИМ
ИЗ-ЗА СЛИШКОМ ГРУБОГО ПОМОЛА
ЗЕРНА. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ МОГЛИ БЫТЬ ДАЖЕ
ПРИЧИНОЙ СМЕРТИ. БОЛЬНОЙ ЗУБ, КАК
ПРАВИЛО, УДАЛЯЛСЯ, В КАЧЕСТВЕ
ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ
ОПИУМ.
39. священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных
СВЯЩЕННЫХ ЗМЕЙ ХОРОНИЛИ В ХРАМАХ БОГААМОНА-РА. В МЕМФИСЕ В ГРАНДИОЗНОМ
ПОДЗЕМНОМ НЕКРОПОЛЕ ОБНАРУЖЕНО
БОЛЬШОЕ ЧИСЛО КАМЕННЫХ САРКОФАГОВ С
МУМИЯМИ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ. УБИЙСТВО
СВЯЩЕННОГО ЖИВОТНОГО КАРАЛОСЬ СМЕРТНОЙ
КАЗНЬЮ. ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
ЕГИПТЯН ДУША УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА В ТЕЧЕНИЕ
3 ТЫС. ЛЕТ НАХОДИТСЯ В ТЕЛАХ
ОБОЖЕСТВЛЕННЫХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ, ЧТО
ПОМОГАЕТ ЕЙ ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТЕЙ
ЗАГРОБНОГО МИРА. ЭТИМ ГЕРОДОТ ОБЪЯСНЯЕТ
СУРОВОСТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА УБИЙСТВО
СВЯЩЕННОГО ЖИВОТНОГО.
40.
Эмблемa41.
Божества египетских культовАмон — бог солнца. бог солнца. Бога изображали в
виде человека, со скипетром и в короне, с двумя
высокими перьями и солнечным диском
42. Анубис — бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды.
АНУБИС — БОГ - ПОКРОВИТЕЛЬ МЕРТВЫХ, СОЗДАТЕЛЬПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ, СЫН БОГА РАСТИТЕЛЬНОСТИ
ОСИРИС И НЕФТИДЫ, СЕСТРЫ ИСИДЫ. АНУБИСА
ИЗОБРАЖАЛИ В ВИДЕ ЧЕЛОВЕКА С ГОЛОВОЙ ШАКАЛА ИЛИ
ДИКОЙ СОБАКИ САБ ЧЕРНОГО ЦВЕТА
43. Апис — бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога
АПИС — БОГ ПЛОДОРОДИЯ В ОБЛИКЕ БЫКА С СОЛНЕЧНЫМДИСКОМ. АПИС СЧИТАЕТСЯ БА (ДУШОЙ) БОГА ПТАХА,
ПОКРОВИТЕЛЯ МЕМФИСА, А ТАКЖЕ БОГА СОЛНЦА РА.
ЖИВЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ БОГА ЯВЛЯЛСЯ ЧЕРНЫЙ БЫК С
ОСОБЫМИ БЕЛЫМИ ОТМЕТИНАМИ
44. Атон — бог - олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями
АТОН — БОГ - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО ДИСКА. АТОНИЗОБРАЖАЛСЯ В ВИДЕ СОЛНЕЧНОГО ДИСКА С ЛУЧАМИ,
КОТОРЫЕ ЗАКАНЧИВАЛИСЬ КИСТЯМИ РУК, ДЕРЖАЩИМИ
ЗНАК ЖИЗНИ АНХ, СИМВОЛ ТОГО, ЧТО ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ,
ЖИВОТНЫМ И РАСТЕНИЯМ ДАНА АТОНОМ.
45. Баал — в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу
БААЛ — В ЗАПАДНОСЕМИТСКОЙ МИФОЛОГИИ БОГБУРИ, ГРОМА, МОЛНИЙ, ДОЖДЯ, СВЯЗАННОГО С
ПЛОДОРОДИЕМ. В ЕГИПЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ БААЛУ
СООТВЕТСТВУЕТ СЕТ.
46.
Геб — бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба былиОсирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия
Хнуме.
Гор — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого
солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его
символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Мин — бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим
фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.
Нун — воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и
заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо,
являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.
Осирис — бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в
царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию,
добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.
Птах — бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь
богов, мир и все в нем существующее - животных, растения, людей, храмы и т. д.
Ра — бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с
соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом
Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.
47. Себек — бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека
СЕБЕК — БОГ ВОДЫ И РАЗЛИВА НИЛА, ЧЬИМ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМЯВЛЯЛСЯ КРОКОДИЛ. ЕГО ИЗОБРАЖАЛИ В ВИДЕ КРОКОДИЛА ЛИБО В ВИДЕ
ЧЕЛОВЕКА С ГОЛОВОЙ КРОКОДИЛА.
СЕТ — БОГ ПУСТЫНИ, Т. Е. "ЧУЖЕЗЕМНЫХ СТРАН", ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЗЛОГО
НАЧАЛА, БРАТ И УБИЙЦА ОСИРИСА, ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ ДЕТЕЙ БОГА
ЗЕМЛИ ГЕБА И НУТ, БОГИНИ НЕБА.
ТОТ — БОГ ЛУНЫ, МУДРОСТИ, СЧЕТА И ПИСЬМА, ПОКРОВИТЕЛЬ НАУК,
ПИСЦОВ, СВЯЩЕННЫХ КНИГ, СОЗДАТЕЛЬ КАЛЕНДАРЯ. СВЯЩЕННЫМ
ЖИВОТНЫМ ТОТА БЫЛ ИБИС, И ПОЭТОМУ БОГА ЧАСТО ИЗОБРАЖАЛИ В
ВИДЕ ЧЕЛОВЕКА С ГОЛОВОЙ ИБИСА. ЖЕНОЙ ТОТА БЫЛА БОГИНЯ ИСТИНЫ
МААТ.
ХОНСУ — БОГ ЛУНЫ, БОГ ВРЕМЕНИ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ, СЫН АМОНА И
БОГИНИ НЕБА МУТ. ХОНСУ ТАКЖЕ ПОЧИТАЛСЯ КАК БОГ ПУТЕШЕСТВИЙ.
ХНУМ — БОГ ПЛОДОРОДИЯ, СОЗДАТЕЛЬ, СОТВОРИВШИЙ МИР ИЗ ГЛИНЫ
НА СВОЕМ ГОНЧАРНОМ КРУГЕ. ОН ЧАСТО ИЗОБРАЖАЕТСЯ В ВИДЕ
ЧЕЛОВЕКА С ГОЛОВОЙ БАРАНА, СИДЯЩЕГО ПЕРЕД ГОНЧАРНЫМ КРУГОМ,
НА КОТОРОМ СТОИТ ФИГУРКА ТОЛЬКО ЧТО СОТВОРЕННОГО ИМ СУЩЕСТВА.
ШУ — БОГ ВОЗДУХА, РАЗДЕЛЯЮЩИЙ НЕБО И ЗЕМЛЮ, СЫН СОЛНЕЧНОГО
БОГА РА-АТУМА, СУПРУГ И БРАТ БОГИНИ ВЛАГИ ТЕФНУТ. ЕГО ЧАЩЕ ВСЕГО
ИЗОБРАЖАЛИ ЧЕЛОВЕКОМ, СТОЯЩИМ НА ОДНОМ КОЛЕНЕ С ПОДНЯТЫМИ
РУКАМИ, КОТОРЫМИ ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ НЕБО НАД ЗЕМЛЕЙ
48.
49. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТ 1 КУРСА 151 ГРУППЫ Джумагулыев Гайгысыз.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ
СТУДЕНТ 1 КУРСА
151 ГРУППЫ
ДЖУМАГУЛЫЕВ
ГАЙГЫСЫЗ.