2.87M
Категория: ИскусствоИскусство

В мире прекрасного

1.

Уважаемые коллеги!
Перед вами итог работы нескольких лет, в течение
которых сформировалось убеждение что преподавание
любой дисциплины, а особенно МКХ, является более
результативным, если используется личностно-деятельный
подход. Это значит, что в центре обучения находится
ученик , а целью обучения является сама деятельность.
Материал предлагаемого методического сборника
поможет вам при создании урока : здесь теория искусства
и история живописи тесно переплелись с целой серией
заданий творческого и проблемного характера. Их
выполнение даёт возможность ученикам проявить свои
способности, выразить своё отношение к изучаемому
материалу.

2.

Войти … в картину
Есть старая китайская легенда о смерти величайшего
художника эпохи средневековья у Дао-Цзы : будто бы на
глазах у друзей и зрителей он написал на стене пейзаж,
затем чудесным образом зашёл в свою картину, скрылся в
изображённой там пещере и исчез навсегда, а вместе с
ним исчезла и картина.
Такова легенда, одна из множества ей подобных. Мы
часто сталкиваемся с выражениями : «проник в замысел»,
«поглощён зрелищем», «с головой ушёл в книгу» и т.д.
Употребляя слово «восхищение» ,мы , как правило, не
отдаём себе отчёта о том, что речь идёт о душе,
«похищаемой ввысь».

3.

Наша цель, дорогой читатель, научиться искусству
восприятия. Что это значит?
Многие виды искусства не статичны, они каждый миг
дарят новые впечатления. Даже самая сложная музыка,
вконец утомившая слушателя, оставляет надежду, что
следующий аккорд внесёт разнообразие в звуковой поток.
Роман, кажущийся поначалу скучным, может на
следующей странице подарить неожиданный поворот
сюжета. Картина же вся перед нами. Она не поменяется,
даже если зритель простоит перед ней месяц. Меняться
надо зрителю, в нём, и только в нём, происходит процесс,
который, обогащая его душу, позволяет увидеть всё в том
же холсте нечто совершенно не знакомое; и тогда
возникает диалог, и жаль уйти от картины.

4.

И перед тем, как мы отправимся в путь, процитирую
поразительную строфу Ф. Тютчева :
Блажен, кто в наши дни победу
Добыл не кровью, но умом,
Блажен, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.
Именно в серьёзном проникновении в суть
художественных ценностей может современный
человек найти нравственный и интеллектуальный
фундамент для собственных независимых
суждений, найти «точку Архимеда» в калейдоскопе
сегодняшней культуры.

5.

Крепостной художник
Императрица Екатерина II велела поместить над входом в
Академию художеств два слова: «Свободным
художествам». Этим она хотела подчеркнуть, что искусство
не подчиняется вельможам.
К сожалению, в действительности это было не так. Ярким
примером тому является судьба В. А. Тропинина.
Василию Тропинину его барин дал вольную, когда
художнику исполнилось 47 лет. А сын Тропинина так и
остался крепостным.
Тропинин тогда уже был знаменитым портретистом. После
освобождения его даже приглашали преподавать в
Академию художеств. Но художник отказался, объяснив,
что всю жизнь был подневольным, и не хочет больше
никому подчиняться.

6.

Перед тобой портреты, написанные Тропининым.
Внимательно посмотри на лица моделей и напиши,
чем похожи модели художника? Как это
характеризует самого Тропинина?

7.

В «Московском телеграфе»
Полевой писал :
«Физиономия Пушкина столь
определена, выразительна, что
всякий живописец мог схватить
её, вместе с тем изменчива,
зыбка, что трудно
предположить, чтобы портрет
Пушкина мог дать о ней
истинное понятие».
Я думаю, что ты обратил
внимание на приметы
романтического этикета в
картине Кипренского: позу, за
которую портрет упрекали в
«дендизме», причёску, плед,
переброшенный через плечо,
статуэтку Гения Поэзии.
Перед нами Пушкин как
воплощение поэтической души
России. Взгляд ясных глаз
устремлён вверх и в сторону.

8.

Пушкин Тропинина
сдержан, лиричен. Он«домашний». Но образ,
созданный Тропининым,
чужд приземлённому
бытовизму. Его Пушкин
поглощён внутренней
работой мысли, в нём нет
расслабленности,
пассивности. Художник
выбирает момент, когда
внутренняя сила поэта,
его вдохновение затаены
под внешним
спокойствием.

9.

«Картиночки» Венецианова
А.Венецианов первым стал писать на своих
картинах русских крестьян, изображать сцены из
их жизни. Это, конечно же, казалось Академии
художеств низким и недостойным искусства.
Исторические картины её воспитанников были
торжественными и огромными. Однако «мал
золотник, да дорог» - в этих своих «картиночках»
Венецианов показывает новый путь, который
вскоре станет главным в русском искусстве.

10.

А теперь тебе предстоит выполнить довольно
сложное задание. Рассмотри иллюстрации. Если
бы персонажам, изображённым на этих полотнах,
довелось отстаивать право называться героями
своего времени, какие доводы могли привести они
в доказательство своей правоты? Тебе предстоит
помочь им. Пусть речь героя начинается словами:
«Я с полным правом могу назваться героем своего
времени, потому что…»

11.

«Русской кисти первый день…»
К.Брюллов был самым
знаменитым русским
художником николаевской
эпохи. Большую часть жизни
художник провёл в Италии.
Картина, которая принесла ему
известность, написана в Италии,
куда молодой художник, был
послан для совершенствования
после Академии.
Когда он вернулся в Россию, его
встретили с восторгом, повторяя
строки московского поэта,
написанные специально для
встречи с маэстро:
И стал «Последний день
Помпеи»
Для русской кисти первый день!

12.

Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из далёкого
прошлого: в 79 году нашей эры во время извержения вулкана
Везувия в Италии были засыпаны пеплом и погибли два города –
Помпеи и Геркуланум.
Идея картины глубоко романтична. Голосу романтизма послушен
автор, изображая массовую сцену. В состоянии природы слышны
романтические веяния и главное : художник стремиться выразить
события через характеры, психологию людей, сквозь
многогранные оттенки чувств, вызванных у каждого одной
причиной – угрозой неизбежной гибели. Это целиком
романтический приём. И всё же…Всё здесь пронизано
компромиссом романтизма с классицизмом.

13.

Итак, мой дорогой читатель, предлагаю тебе непростое
задание: укажи на черты классицизма в картине Брюллова.
Но сначала внимательно прочти книжную статью.
Классицизм – направление в европейском искусстве и
литературе 17-начала 19 в., художественный стиль и
соответствующая ему этическая теория, обратившиеся к
античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Классицизм основался на идеях философского рационализма
и представлениях о разумной закономерности мира.
Герои художественных произведений любят, совершают
подвиги, испытывают разочарования, интригуют – иначе
говоря, играют «свои роли». Такой сценой может стать
живописное полотно. Конечно, художник не может заставить
героев картины двигаться, говорить, стареть
(изобразительное искусство статично).Но если художник
ставит перед собой такую задачу, то как он будет её решать?
Этому и посвящено следующее задание.

14.

Задание:
1.Ещё раз внимательно посмотри на картину
«Последний день Помпеи»
2.Попробуй домыслить то, что было до
изображённого момента.

15.

Чёрный мрак навис над землёй, будто наступил конец света.
Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод там, вдали, у
горизонта. Тьму разрывают острые и длинные молнии. Грохот
подземных толчков, треск рушащихся на глазах зданий, крики,
стоны, мольбы оглашают воздух. И как в судный день, перед
лицом смерти, обнажается суть человеческой души. В такие
мгновения из-под благопристойной привычек и воспитания
проступает истинная цена человека. Вот корыстолюбец,
который даже в этот страшный час думает о наживе, пользуясь
сетом молний, чтобы подобрать утерянные кем-то
драгоценности. Вот сыновья несут на плечах старика отца,
забыв о себе, живя только страхом за его жизнь. Вот юный
Плиний уговаривает упавшую мать собрать остатки сил и
попытаться спастись. Вот семья, укрывшись одним плащом,
ищет спасение в бегстве. А рядом-коленопреклонённые мать с
детьми. Их вера в милосердие Бога так велика, что они не
трогаются с места, отдав порыв души страстной молитве. Над
ними служитель Христа, не ведающий страха и сомнений, а
там, в глубине,- языческий жрец, бегущий с жертвенником…

16.

Гибель Помпеи в представлении художника – гибель
античного мира. И самая центральная фигура
полотна-женщина, упавшая с колесницы,символизирует прекрасный, но уже осуждённый на
гибель мир античности. Её ребёнок-это знак
неиссякаемых сил жизни, аллегория нового мира,
должного возникнуть на смену исчезнувшему.

17.

Работа со словарём
Напиши значение слова аллегория.
Задание
Дорогой друг, напиши, какие лучшие
качества проявляет человек,
изображённый Брюлловым.

18.

Подслушанные разговоры
Рассмотри изображение картины П.
Федотова «Сватовство майора».
1.Вообрази, что ты получил возможность
узнать мысли и подслушать героев этого
произведения. Запиши в тетрадь:
• Реплики персонажей, увиденной
сцены
• Внутренний монолог-о чём думают,
но не произносит служанка
2.Сравни написанные тексты, обращая
внимание на то, что говорят или думают
герои, какими словами они выражают
свои чувства и мысли. Запиши в тетрадь
обнаруженные различия.
3.А теперь ещё раз посмотри на
иллюстрации. Попробуй определить, что
ты видишь в каждом произведении
такого, что побудило тебя вложить в уста
героев именно эти слова.

19.

Кроссворд
По горизонтали:
1.Произведения, выполненные любыми красками.2.Художник, который первым начал
писать на своих картинах крестьян, сцены крестьянской жизни.3.Художественное
направление в искусстве и литературе XVII-начале XIX века, для которого характерны
гражданская патетика, строгое соблюдение норм, культ личности.4.Основатель
критического реализма в русскому искусстве.5.Художественный метод в искусстве и
литературе, для которого характерно стремление художников к правдивому
изображению действительности.6.Художник, который представлял своих
современников в честной жизни, в домашней обстановке.
По вертикали:
1.Гусар, парадный портрет которого написан Кипренским.2.Художественный метод,
сложившийся в начале XIX века, для которого характерен особый интерес к
личности.3.Автор картины «Последний день Помпеи».4.Первый из русских мастеров,
кто был удостоен чести увидеть свой автопортрет в галерее Уффици во
Флоренции.5.Последний классицист русской живописи, автор картины «Явление
Христа народу».

20.

Заключение
Пожалуй, можно попрощаться. Мой друг, ты
многое узнал, научился слышать «голос
изобразительного искусства». Ты выполнил
много творческих работ, сделал свою
собственную выставку. И, став соавтором
этой тетради, ты сотворил чудо-заставил
говорить безмолвие.
Но это только начало! Зная законы искусства,
понимая его язык, ты сможешь и дальше
путешествовать по этой удивительной
стране под названием Искусство, углубляясь в
пространство и время!
English     Русский Правила