Похожие презентации:
Два направления музыкальной культуры
1. Тема урока
Два направлениямузыкальной культуры
2.
Музыкальная культура развиваласьво взаимодействии двух основных
направлений: светского и духовного,
церковного. Светская музыка в
своих истоках опиралась на народнопесенную, танцевальную культуру.
Духовная музыка всегда была
связана с богослужением.
3.
4. Духовная музыка
Вокальные или вокальноинструментальные произведения натексты религиозного характера,
исполняемые во время церковной службы.
5.
Церковная музыка всегда обращенак темам Священного Писания.
Драматургия образов страдания,
смерти, воскресения Христа является
основой развития духовной музыки.
6.
В церковном обряде музыка и словов единстве с другими видами
искусства определяют целостность
драматического
действа,
построенного
на
контрастах
различных образов.
7.
В восточной, православной церквиэто литургия и всенощная, венчание
и молебен, в истоках которых лежит
знаменный распев.
8. Православная церковь
Литургия ивсенощная
Венчание
и молебен
В основе – знаменный
распев
9.
М.БерезовскийП.И.Чайковский
С.В.Рахманинов
10.
В западной, католической церкви —месса, реквием, страсти, кантаты и
др. В их основе - хорал,
многоголосное
пение
в
сопровождении
органа
или
оркестра.
11. Католическая церковь
МессаСтрасти
Реквием
Кантата
В основе – хорал
12.
И.-С.БахВ.А. Моцарт
Ф.Шуберт
13.
Библейскоеслово
и
его
преломление в мелодиях церковных
распевов
определяли
высокую
художественно-нравственную силу
воздействия
духовной
музыки.
Религиозные сюжеты и формы
церковной музыки преобладают в
творчестве немецкого композитора
И.С.Баха и русского композитора
М.Березовского.
14.
Бах чаше всего писал музыку дляоргана и хора, а Березовский — для
хора a’capella. Благодаря полифонии
основная
мысль
каждого
их
сочинения получает глубокое и
многогранное развитие.
15.
Содержание хора «Kyrie, eleison!» из«Высокой мессы» И.С. Баха и 1-й
части духовного концерта «Не
отвержи мене во время старости»
М.Березовского развертывается в
совершенной
полифонической
форме — фуге.
16. Светская музыка
Музыка, свободная отцерковного влияния.
17. История возникновения
С XVI в. развивается камернаямузыка.
С середины XVIII в.
активизируется светская
концертная жизнь.
Формируются классические
виды инструментального
ансамбля – соната, трио,
квартет.
18.
Написанная для небольшого составаисполнителей, камерная музыка
звучала в домашней обстановке или
при дворах знатных вельмож.
Исполнителей,
работавших
в
придворных ансамблях, называли
камермузыкантами.
19.
Постепенно камерная музыка сталаисполняться не только в узком кругу
знатоков и любителей музыки, но и в
больших концертных залах.
20.
Разнообразны камерные вокальныеи инструментальные миниатюры
композиторов-романтиков XIX в. К
ним относятся песни Ф.Шуберта,
фортепианные песни без слов
Ф.Мендельсона,
каприсы
Н.Паганини, вальсы, ноктюрны,
прелюдии,
баллады
Ф.Шопена,
романсы
М.Глинки,
пьесы
П.Чайковского и многое другое.
21. Домашнее задание
1.2.
Записать тему урока;
Сделать конспект в виде
диаграммы;
3.
Выписать определения
светская и духовная музыка и
выучить наизусть