1.37M
Категория: СоциологияСоциология

Структуры повседневности. Что такое повседневная жизнь

1.

Структуры
повседневности

2.

Что такое
повседневная
жизнь?
повседневность как рутина,
повторяющиеся взаимодействия
нерефлексируемая часть жизни, само
собой разумеющееся
материальная жизнь человека,
первичные потребности

3.

Ментальные
структуры
повседневности
Структура сознания: подсознание,
рефлективное сознание,
практический смысл
Здравый смысл (Анри Бергсон)

4.

Здравый смысл
естественная установка (обыденное
сознание) предполагает
практическое, ценностное и
целостное восприятие мира

5.

Феноменология
Альфред Шюц (Alfred Schütz) (18991959)
Основные работы:
Смысловое строение социального мира
(Введение в понимающую социологию)
(1932)
«Структуры жизненного мира»
(1975,1984) (опубликовано Т.Лукманом)

6.

жизненный мир (Lebenswelt), это
повседневный мир, который всегда
окружает человека, общий с другими
людьми, который воспринимается им
как данность

7.

мир с самого начала является
интерсубъективным и наше знание о
нем так или иначе социализировано
установки мышления
мифологическая
религиозная
научная
естественная

8.

Практический смысл
Понятие “габиутс” (Пьер Бурдье)
Индивидуальный и коллективный
габитус
Поля действия и формы капитала
Понятие практики

9.

Габитус – система устойчивых диспозиций
мышления, восприятия и действия, когнитивная
«структурирующая структура»
габитус представляет собой практический смысл,
т.е. находится ниже уровня рационального
мышления и даже уровня языка, это то, как мы
воспринимаем язык

10.

Социальные
практики
Практика – активное творческое
преобразование субъектом своей
окружающей среды (в противовес
приспособлению), единство
мышления и действия. Практическая
деятельность определяется
габитусом субъекта.

11.

Поле и пространство
Социальное поле – сеть отношений
между объективными позициями
агентов в определенном социальном
пространстве. В реальности эта сеть
латентна (скрыта), она может
проявляться только через отношение
агентов. Например, поле власти
(политики), поле художественного
вкуса, поле религии и т.д.

12.

Драматургия
взаимодействия
социальные структуры
повседневности
Ирвинг Гоффман (1922-1982)
Основные работы:
Представление себя другим в
повседневной жизни (The Presentation
of Self in Everyday Life ) (1959)

13.

Ритуал взаимодействия (Interaction
ritual: Essays on Face-to-Face Behavior)
(1967)
Анализ фреймов (Frame Analysis: An
Essay on the Organization of Experience)
(1974)

14.

анализ фреймов
наше отношение к любой ситуации
формируется согласно первичной модели
восприятия, что называется «первичные
фреймы
фреймы представляют «точку зрения», с
которой необходимо взглянуть на событие,
то как ДОЛЖНЫ трактоваться знаки
тем самым они придают смысл
происходящему, фреймы являются
первичными (нерефлексивными)
структурами восприятия повседневного
мира.

15.

Этнометодология
Исследования в этнометодологии (1967)
Повседневный мир строится во многом на
основе речевых взаимодействий, разговор
представляет собой не просто обмен
информацией, а понимание контекста
ситуации и разделяемых значений,
повседневный разговор строится на
неопределенных высказываниях, которые
расшифровываются с течением времени и
смысл их не передается, а проясняется в
процессе коммуникации

16.

«фоновые ожидания»
Повседневный мир строится на
признании его «само собой
разумеющимся», взаимность
перспектив его восприятия не
подвергается сомнению, считается,
что все способны понимать действия
других на основе общего знания

17.

Материальные
структуры
структуры питания
структуры обитания (социология
пространства)
структуры труда
системы вещей

18.

Структуры питания
Предмет социологии питания состоит в
исследовании питания как социальной
системы, ее задачи – показать
социальную, культурно-историческую и
экономическую обусловленность
процессов питания; раскрыть характер
социализации и социального расслоения
в процессе потребления еды, исследовать
формирование идентичности человека и
социальных групп посредством наборов и
практик питания.

19.

Социология
питания:
методология
функционализм
структурализм
материализм

20.

Функция питания сильнее всех
других: в период голода даже
болевые и половые рефлексы
оказываются подавленными, и люди в
состоянии думать только о еде, –
писал П. Сорокин в работе “Голод как
фактор: Влияние голода на поведение
людей, социальную организацию и
общественную жизнь” (1922)

21.

в жизни человеческого общества еда
более фундаментальна, чем другие
потребности, в том числе и секс . Эта
идея очень важна для социологии,
ведь она по сути опровергает
фрейдистскую психологию

22.

Будучи первичной человеческой
потребностью, материальным условием
жизни, питание выступает институтом
социализации и механизмом социального
(а не только физического)
воспроизводства группы, в этих
процессах социальная группа
восстанавливает единство и
идентичность своих членов, но в то же
время и дифференцирует их от других
групп.

23.

Структурализм
В работе “К психосоциологии
современного потребления еды” Барт
пишет, что еда это не просто набор
продуктов, это образы и знаки,
определенный способ поведения;
потребляя нечто современный
человек этим обязательно
обозначает.

24.

Еда также связывается значением –
семиотически – с типическими
ситуациями жизни современного
человека
еда постепенно теряет в значении
своей предметной сущности, но все
больше трансформируется в
социальную ситуацию.

25.

26.

материализм
Джек Гуди “Cooking, Cuisine and Class:
Study in Comparative Sociology”
что питание как элемент культуры
невозможно объяснить, не зная
способа экономического производства
и связанной с ней социальной
структуры

27.

Материалистический метод в социологии
питания объясняет, почему люди при
всем разнообразии продуктов питаются
однообразно. Дело не только в габитусе
класса, виновата экономика. Мы едим то,
что продается в соседнем супермаркете,
что предлагается нам экономической
системой рынка и дистрибуции
продуктов, исходя из их понимания дела
(стандартизация как фактор повышения
производительности).

28.

Исторические типы
систем питания
Первобытные общества
“Человечество начинается с кухни”
(К. Леви-Стросс)
Общества охотников и собирателей:
присваивающее хозяйство
первая продовольственная революция
(Ф. Бродель) 500 тыс. лет назад

29.

Еда древнего мира
Неолитическая революция 15 тыс. лет
назад
Вторая продовольственная революция:
оседлый образ жизни, производящее
хозяйство
Возникновение ирригационного
земледелия
Роль государства в распределении
продовольствия

30.

Пример: Шумерская
цивилизация
письменность и кулинария: Шумеры
(6 тыс. лет назад)
Открытия Шумеров: колесо-парусирригационное земледелие
осн. культура - ячмень
напитки - изобретение пива

31.

изобретение сладкого: финиковая
патока
молочные продукты: способ хранения
молока (сыр)
гончарное искусство и посуда:
системы хранения
тип печи для готовки (лаваш)

32.

система вкусов
В основе вкуса древних законы питания соблюдение баланса стихий. Всякая
вещь, и пища в том числе, состоит из
четырех стихий - огня, воды, земли и
воздуха. Поэтому в приготовлении,
считали греки, должно соединяться
противоположное - огонь против воды,
земля против воздуха, холодное и
горячее, сухое и влажное (а дальше кислое и сладкое, пресное и острое,
соленое и горькое.

33.

Социальное
пространство еды в
Средние века
еда как потребность тела вдруг
получает иную моральную оценку христианство призывает к аскетизму,
ограничению питания, отрицает питание
как наслаждение и удовольствие,
признает его только как необходимость голод дан человеку Богом в наказание за
первородный грех.

34.

Но в целом пища - и это крайне важно
- в христианстве не делится на
чистую и нечистую, церковь
недвусмысленно утверждает - пища
сама по себе не приближает и не
отдаляет человека от Бога, в
Евангельском учении явно показано:
"Не то, что входит в уста, оскверняет
человека, но то, что исходит из уст".

35.

Еда в христианстве также теряет
характер жертвы - в этом его
принципиальное отличие от иудаизма и
других (в том числе и монотеистических)
религий. Считается, что достаточной
одной жертвы - Христос сам принес себя
добровольно в жертву ради спасения
всех, остальные жертвы просто
неуместны (в том числе жертвы
различных животных, как курбан-байрам
у мусульман

36.

вот еще новость - есть стали не лежа,
как римляне, а сидя на стульях или
табуретках за столом, появилась,
наконец-то, стеклянная посуда и
скатерти, а еще и вилка - из Византии
она придет потом в Венецию,

37.

Опять на время возродилась культура
мяса - война, охота, дичь для
аристократии, и свинина (свиньи
пасутся в лесу, питаясь желудями)
для простонародья.

38.

Явной стала оппозиция “Terra e Silva”
(Земли и Леса) в системе питания, у
франков и германцев “лес” стал
основой питания против “земли” у
римлян - мясо против хлеба; пиво
против вина; свиное сало против
оливкового масла; речная рыба
против морской; обжорство
(“здоровый”=”толстый”=”сильный”)
против умеренности

39.

человек средневековья стремился
изменить естественный вкус
продукта, трансформировать его,
заместить его искусственным пряным вкусом и ароматом. Это
относилось и к напиткам - туда без
меры добавляли пряности

40.

итальянский Ренессанс - величие
сахара, он еще дорог, но он делает
людей счастливыми, и его добавляют
везде (в вино, рис, пасту, кофе) и
конечно - в десерты, еще пока,
кстати, господствует сочетание
острого и сладкого, конфетка того
времени и сладкая, и пряная
одновременно. Но скоро сладкий вкус
вытеснит и поднимется на всеми

41.

Современная
система еды
Третья продовольственная
революция, связанная с экспортом
американских продуктов в другие
регионы дала свои плоды, но и
европейские культуры освоили
Америку, эта черта взаимопроникновение агрикультур составляет важную характеристику
современной системы производства
продовольствия.

42.

Индустриальная система питания
предполагает не только высоко
механизированное,
стандартизированное и
автоматизированное сельское
хозяйство, основанное на научных
технологиях выращивания культур,
но и собственно пищевую
промышленность.

43.

Технология хранения повлияла и на
производство продуктов, ведь теперь
можно было выпускать частично
приготовленные продукты и
замораживать их - полуфабрикаты.
Современная система питания меняет
не только технологию хранения, но и
технологию приготовления
продуктов.

44.

Меняется и смысл кухни. Задача
поваров теперь принципиально
другая - оформить полуготовые
продукты, в этом смысле искусство
повара теперь стало иным, хотя и не
перестало быть искусством

45.

Современная индустриальная система
питания опирается на новые способы
торговли продуктами питания.
Гипермаркеты как правило объединяются
в сеть, самой крупной является сеть WalMart в США, она объединяет 1700
гипермаркетов по всему миру
(проектируются они одинаково), в США
Wal-Mart контролирует - представьте себе
- около 30% всех продаж

46.

Существенно изменилась структура
еды: первое отличие, если раньше все
земледельческие общества
предполагали в качестве основы
углеводное питание, то теперь
основой будет считаться белковое
питание. Вот существенная разница если раньше ели хлеб, то теперь едят
с хлебом.

47.

Второе отличие - если раньше
человек ел то, что составляло основу
питания его региона (японцы
питаются не более правильно, чем
мы, просто основу питания их региона
составляли морепродукты), то теперь
питание делокализовано - мы едим
продукты со всего света, и часто не
по сезону.

48.

Третье фундаментальное отличие
питания: индустриальное массовое
производство продуктов питания
создает соответственно массовые
одинаковые вкусы. Вот удивительная
черта вкусов современных людей - мы
питаемся очень и очень однообразно
English     Русский Правила