Mind-body problem Модели сознания
Почему актуально? – Потому что учёным нужно определиться
Почему важно?
Говорить о сознании сложно Почему?
Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково быть другим…
Знание от I лица VS знание от III лица
Комната Мэри (Фр. Джексон)
Провал в трактовках: определение часто либо слишком «широкое», либо слишком «узкое» (и даже остенсивное)
Есть ли у животных сознание? Сознание – это про процессы или про структуры? Или про состояния?
Характеристики сознания квалитативность
Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер
Характеристики сознания: Интенциональность (предметность)
Характеристики сознания:
Характеристики сознания: отсутствие пространственной протяжённости
Гносеологическая постановка проблемы
Онтологическая постановка проблемы: уточнение онтологического статуса сознания
Физикализм
Д. Деннет о фундаментальной философии сознания (1942… )
Д. Деннет: дисквалификация квалиа
Аргументы в пользу физикализма
Антифизикализм
Дуалистическое решение Рене Декарта
Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed»
Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби
Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание?
Дж. Сёрл: биологический натурализм: как вписать субъективность в научную картину мира?
Мысленный эксперимент «Китайская комната»
Сознание – это…
Mind-body problem и возможность свободы воли Способны ли мы инициировать действие?
Свобода воли VS детерминизм
Компатибилизм VS …
Некоторые обобщения…
5.92M
Категория: ФилософияФилософия

Mind-body problem. Модели сознания

1. Mind-body problem Модели сознания

Что понимается
под сознанием
Философские
решения
Научные
вызовы
Ключевые
модели
Mind-body
problem
Модели
сознания

2. Почему актуально? – Потому что учёным нужно определиться

3. Почему важно?

• От признания нас
сознательными
зависит признание
нас живыми
• Онтология сознания =
онтология свободы
воли и моральной
ответственности

4. Говорить о сознании сложно Почему?

• Потому что в сознании каждый – эксперт
• Потому что знание о сознании – это
знание всегда от первого лица
• Провал в объяснении и его трактовках
• Трансцендентальность

5. Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково быть другим…

• Каково быть летучей мышью?
• Каково быть братом Моцарта?
• Каково быть президентом Сибири?...

6. Знание от I лица VS знание от III лица

• Режим доступа (ментальное VS физическое)
• Знание о том, каково быть кем-то или чем-то
VS Знание о том, как кто-то или что-то
устроено
• Рефлексия (знание себя сознающим) VS
знание себя-объекта

7. Комната Мэри (Фр. Джексон)

Мэри — учёный, изучающий цвета, и знает все физические
факты о цвете, включая все физические факты о
переживании цвета другими людьми, начиная с поведения,
который конкретный цвет может вызвать, и вплоть до
конкретных последовательностей нейрологических
реакций, которые регистрируются при восприятии цвета.
Однако она с рождения была заключена в комнате,
раскрашенной только в чёрно-белые цвета, и могла
наблюдать внешний мир только через чёрно-белый
монитор. Когда ей позволят покинуть комнату, следует
признать, что она узнает что-то новое о красном цвете в
первый раз, когда увидит его, — в первую очередь, то,
каково это видеть цвет.

8. Провал в трактовках: определение часто либо слишком «широкое», либо слишком «узкое» (и даже остенсивное)

• Сознание – это способность проводить различие.
• Сознание – это способность узнавания на основе памяти
• Сознание - это перемещающуяся по коре зона
повышенной возбудимости -- "светлое пятно сознания"
на темном фоне остальной коры (И.П. Павлов)
• Сознание возникает в результате действия механизма
повторного входа возбуждения. Возбуждение, возникшее
в группе нейронов первичной зоны коры, возвращается в
ту же нейронную группу после дополнительной
обработки информации в других нервных центрах или
поступления новой информации из внешней среды, а
также из долговременной памяти. Это - возможность
фиксации изменений, которые произошли в течение
одного цикла обработки информации (Дж. Эделмен)

9. Есть ли у животных сознание? Сознание – это про процессы или про структуры? Или про состояния?

• Сознание – результат эволюции, возникший вместе с нервной
системой и развивавшихся параллельно её развитию
• Декартовы автоматы VS mental time travel (эпизодическая
память cоек, прячущих червей и орехи– сознательный доступ к
прошлому)

10. Характеристики сознания квалитативность

• Термин, означающий субъективные
(феноменальные) аспекты нашего восприятия
мира/ Элементы сенсорного опыта
• Человека нельзя свести к материальным
процессам. В остатке всегда будут
непосредственные субъективные переживания:
краснтота «красного», сладость «сладкого»,
боль «боли».
• Это ответ на вопрос «Каково быть мной?»

11. Инвертированный спектр: Дж. Локк и С. Шумейкер

Цвет как квалиа: это релятивное свойство, отражающее
целый комплекс отношений (опасное, съедобное,
полезное, спелое)
• Природа цвета субъективна?
• Мысленный эксперимент: А и В имеют одинаковый
набор цветовых перцепций и их обозначений с
систематическим отличием восприятия. Может ли это
различие быть обнаруженным в поведении?

12. Характеристики сознания: Интенциональность (предметность)

Возможно ли внеинтенциональное
состояние сознания?

13. Характеристики сознания:

Субъектность и приватность
Внутренняя природа
Непосредственный доступ (даже если я галлюцинирую, я сознаю
галлюцинацию)
Осведомлённость (я знаю, что я в состоянии сознания)

14. Характеристики сознания: отсутствие пространственной протяжённости

15. Гносеологическая постановка проблемы

• Пессимистический подход: мы не можем эту
проблему решить (у нас нет таких когнитивных
модулей)
• Оптимистический подход: какое-то знание мы об
этом всё же имеем, что-то объяснить можем
Лёгкая проблема сознания – то, что можно измерить,
то что решается традиционными научными методами
(то, что относится к способностям или функциям мозга)
Трудная проблема сознания – в непонятности того,
почему физический процесс переработки информации
даёт начало внутренней жизни.
Д. Чалмерс (1966 - …)

16. Онтологическая постановка проблемы: уточнение онтологического статуса сознания

• Физикализм (всё, что
существует, имеет физическую
природу или основано/
производно от физических
свойств)
• Антифизикализм
(существующее не привязано
обязательным образом к
физическим объектам или
свойствам)

17. Физикализм

Элиминитивизм
Редуктивный
физикализм
Физикализм
Нередуктивный
физикализм

18. Д. Деннет о фундаментальной философии сознания (1942… )

Функционализм: сознание представляет
собой совокупность функциональных
состояний, реализуемых мозгом.
Заблуждения относительно
нефизической и таинственной природы
сознания связаны
• со специфической культурной
эволюцией человеческого языка
• с неправильной трактовкой
интроспективных данных с
устаревшим метафизическим
аппаратом, на который ориентируются
некоторые философы.
Сознание выполняет ту же функцию в
мозге, что и компьютерная программа в
процессоре
«Модель множественных набросков»////« Модель славы в мозге»:
нейронные коалиции как бы конкурируют между собой и те, что «побеждают»,
в итоге «прославляют» себя, становясь содержанием сознания.

19. Д. Деннет: дисквалификация квалиа

Сознание интенционально – в нём
присутствует содержание (чтойность)
Интенциональность не внутреннее свойство
организма, это сложный агент (человек или
животное), действующее в соответствии с
синтенциональным образцом (паттерном).
Паттерн следует считать реальным, но не в
смысле отражения уникальной внутренней
конституции агента, а в смысле проявления
общих природных структур (эволюция как
разворачивание интециональной установки)
Не существует самости, собирающей
сигналы и превращающей их в образы.
Ментальная активность – множество
параллельных и перекрещивающихся
процессов
Д. Деннет:
дисквалификация квалиа

20. Аргументы в пользу физикализма

Антифизикализм
Монизм
Дуализм
Панпсихизм
Эмерджентный дуализм
Панпротопсихизм
Субъективный идеализм
Космопсихизм
Эпифеноменализм
Идеалимз
Дуализм свойств

21. Антифизикализм

Дуалистическое решение
Рене Декарта
На смену дуализму религизному пришёл дуализм
Декарта…
Мир делится на res cogitans и res extensa — вещи мыслящие и вещи протяженные.
• Вещи протяжённые подчиняются физическим законам
природы и могут быть предметом естественных наук
• Вещи мыслящие - это состояния неделимого
нематериального и свободного ума, свойства разумной
души. Они не имеют пространственных характеристик и
не поддаются объективному наблюдени

22. Дуалистическое решение Рене Декарта

Персонаж мысленных
экспериментов «ph-zed»
Согласно физикализму (бихиоверизму), ментальные
состояния объяснимы только с точки зрения поведения,
подвидами которого можно считать веру, желание,
мышление, сознание.
• Следовательно, «ph-zed» логически невозможен как
двойник, испытывающий недостаток в сознательном
опыте
По-Чалмерсу, можно вообразить мир зомби (лишённый
единственной черты - сознательного опыта). То есть, мир
представляется логически возможным.
• Следовательно, физикализм ошибочен
Подтверждающий пример: слепое зрение

23. Персонаж мысленных экспериментов «ph-zed»

Д. Деннет VS «PH-ZED»:
бостонский зомби
От «аргумента зомби» нет никакой пользы
Границу между функциональными процессами,
которые мы считываем (например, с помощью МРТ)
и субъективным опытом невозможно провести
Чалмерс опирается на необоснованную презумпцию
субъективной сущности, феноменального
внутреннего мира
В каком-то смысле мы все и есть философские зомби

24. Д. Деннет VS «PH-ZED»: бостонский зомби

Является ли Кая «ph-zed»?
Или есть ли у ИИ сознание?
Философский зомби — вовсе не мертвец, поднятый из могилы чтением
«Критики Чистого Разума» или «Les Feuilles Mortes». Это существо, которое
выглядит, говорит и вообще во всех возможных проявлениях ведет себя в
точности как люди. Единственное его отличие — у него нет человеческой
души. Нет сознания, света Маниту, неважно, как это называть. Можно
смотреть на такого зомби и слушать его — но нельзя быть им изнутри…
Сомелье по имени Чалмерс, например, сказал: «Мне очевидно, что такой зомби
логически возможен. Это просто нечто, физически идентичное мне самому, но
без сознательного опыта — у него внутри все темно…»
Для кого, спрашивается, темно? Для Чалмерса или для самого зомби? Если для
Чалмерса, то как для него вообще может быть светло внутри у кого-то
другого? А если темно для зомби, то где тогда для него светло? У Чалмерса?...
Сомелье по имени Деннет вообще ввел понятие «зимбо». Это был «зомби,
который может отслеживать свою собственную деятельность по
бесконечно восходящей рефлективной спирали» и «обладает внутренними (но
бессознательными) информационными состояниями высокого порядка о своих
информационных состояниях более низкого порядка». Во как.
Этот «зимбо», утверждал Деннет, смог бы верить (тоже бессознательно),
будто ему свойственны различные умственные состояния, о которых он
может отчитаться. Он думал бы, что он сознателен, даже если бы не
обладал сознанием…
Тут мне стало окончательно непонятно, как это зимбо мог бы во что-то
верить и думать, если он по своей природе способен был только «иметь
информационные состояния». У него, как у Каи, не было внутри того, кто
верит, а имелись только калейдоскопические информационные пасьянсы на
выходном интерфейсе, которые могли стать «верой» или «мыслью» лишь в
том случае, если их засвидетельствует какой-нибудь с детства
заспиртованный в человеческой лексике и культуре наблюдатель — вроде
меня.

25. Является ли Кая «ph-zed»? Или есть ли у ИИ сознание?

Сознание – биологический
феномен, состояние системы
(подобное митозу, фотосинтезу,
пищеварению или секреции
ферментов)
Состояния сознания обусловлены
нейрохимическими процессами в
мозге и проявляются в поведении
(я хочу поднять руку – рука
поднимается)
Сознание можно описать как
серию электрических импульсов,
которые прекращаются, когда
вырабатывается ацетилхолин…
(узкое, остенсивное определение,
не объясняющее ментальной
природы)
Как состояние, сознание
представляет собой единое поле
(но мы не знаем, как это удаётся
мозгу)
Сознание не компьютерная
программа, потому что помимо
синтаксиса, мы имеем дело со
смысловыми единицами и
пониманием
Дж. Сёрл: биологический натурализм: как вписать
субъективность в научную картину мира?

26. Дж. Сёрл: биологический натурализм: как вписать субъективность в научную картину мира?

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

27. Мысленный эксперимент «Китайская комната»

Сознание – это…
01
02
03
Всё то, что вы чувствуете и
ощущаете…, пока не
засыпаете, или не «теряете
сознание» (Дж. Сёрл)
Это совокупность элементов
сенсорного опыта,
субъективное состояние,
сопровождаемое квалиа (в
духе Д. Чалмерса)
«Иллюзия» мозга,
позволяющая каждому
считать себя сознательным
существом; иллюзия
интенциональной установки
поведения там, где мы не
можем объяснить физическую
и дизайнерскую (по следам Д.
Деннета)

28. Сознание – это…

Mind-body problem и
возможность свободы воли
Способны ли мы инициировать действие?
Детерминизм и индетерминизм
Механистический детерминизм
Физиологический детерминизм
Элиминитивизм
Компатибилизм
Если всё обусловлено, что тогда есть сознание?

29. Mind-body problem и возможность свободы воли Способны ли мы инициировать действие?

Свобода воли VS детерминизм
Манипуляция как аргумент (радиоуправлямое
убийство/ отсроченное нейропрограммирование/
предопределённость законами природа и
предшествующими обстоятельствами)
Есть ли здесь место ответственности?
В отношении всей природы, кроме человека, мы не
распространяем моральные суждения
Но если человек тоже просто физическая машина,
тоже полностью детерминирован, нам нужно
отменить уголовный кодекс
Вариативность поведения = свобода воли?

30. Свобода воли VS детерминизм

Компатибилизм VS …
• Свобода воли –это иллюзия, но из этого совершенно не
следует, что наше будущее предопределено: в будущем
слишком много событий, которые друг на друга
накладываются ( Д. Деннет)
Инкомпатибилизм
Либертарианство

31. Компатибилизм VS …

Некоторые обобщения…
Элиминитивизм не в тренде
Нередуктивные теории также перспективны, как редуктивные
Решение проблем сознания требует пересмотра представлений о
мозге (и наоборот)
Выбор онтологии сознания – выбор глубины спуска в материю
мозга
Функционализм дополняется и/или интегрируется с другими
теориями
Для объяснения «mind-body problem» нужен новый язык…

32. Некоторые обобщения…

Благодарю за внимание!
Вопросы???
English     Русский Правила