Похожие презентации:
Идеальное государство Платона и Аристотеля
1. Идеальное государство Платона и Аристотеля
2. Платон
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., тамже) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
3. Идеальное государство
В мировоззрении Платона очень важноеместо принадлежит его взглядам на
государство и общество. В нем
сочетается философский идеализм и
интерес к общественным отношениям.
По Платону, существующим
несовершенным формам
государственности предшествовала
идеальная форма общежития глубокой
древности. Тогда боги управляли
отдельными областями, а в обществе
было все необходимое для жизни, войны
отсутствовали, люди были свободны.
Однако нельзя брать этот период за
образец - этого не позволяют
современные реалии. Идеальному типу
государства у Платона
противопоставляется отрицательный, в
котором всем движут материальные
стимулы. Все существующие государства
Платон относит к этому отрицательному типу: «Каково бы не
было государство, в нем всегда есть два
государства, враждебные друг другу:
одно - государство богатых, другое бедных».
4. Формы государства
5. Идеальное государство
Тимократия (господство честолюбцев)явилась первой по времени из отрицательных
форм. Первоначально она сохраняла черты
совершенного строя, но со временем
обозначились признаки упадка - страсть
людей к обогащению и корысть.
Второй ступенью разложения
стала олигархия (господство небольшой
группы населения над большинством). «У
власти там стоят богатые, а бедняки не
участвуют в правлении».
Олигархия переходит в еще худшую форму
государственного устройства в демократию (господство большинства в
обществе, где различия между богатыми и
бедными обостряется еще сильнее). «При
таком государственном строе люди будут
очень различны».
Самой худшей формой государства Платон
считал тиранию (господство одного над
всеми). Тирания происходит из демократии рабство из свободы. «Все чрезмерное обычно
вызывает резкое изменение в
противоположную сторону». Тиран
постоянно ведет войны, чтобы держать
подчиненных в страхе и убедить их в
необходимости вождя; постоянная же война
вызывает недовольство и ненависть против
тирана, который вынужден уничтожать
недовольных.
6. Идеальное государство
Всем вышеозначенным формам государственности Платон противопоставляетпроект наилучшего государства, основным принципом которого выносит справедливость.
Таким государством управляет меньшинство, но в отличие от олигархии способное
меньшинство. Каждому гражданину здесь отводится специальное занятие и специальное
положение.
В нем необходимые функции и работы разделены между специальными разрядами
граждан, разделение по разрядам происходит по нравственным задаткам и свойствам
отдельных групп людей.
7. Идеальное государство
Устройство совершенного государства должно строится в первую очередь напотребностях: «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам
себя, но во многом еще нуждается. ... Испытывая нужду во многом, многие люди
собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое
совместное поселение и получает у нас название государства».
Свой проект Платон считает осуществимым лишь для греков, для всех остальных народов
он неприменим ввиду их якобы неспособности к устройству общественного порядка.
8. Аристотель
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира, Фракия — 322 год дон. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С
343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н.
э.[3] основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу).
Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов
древности; основоположник формальной логики.
9. Идеальное государство
Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона.Высшая цель Аристотеля - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, но
человеческая природа для него несовершенна, и жизнь нуждается в ряде благ, среди
которых философ выделяет и богатство.
10. Аристотель
Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая формаобщения людей. В пределах самого государства существует множество видов общения.
В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения: 1)
общение в рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в рамках общих хозяйственных дел,
3) общение в рамках обмена хозяйственными благами.
Целью любых экономических отношений Аристотель считает выгоду.
11. Аристотель
«Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общениеорганизуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду
предполагаемое благо).
Очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к
высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и
обнимает собой все остальные общения . Это общение и называется государством или
общением политическим».
12. Аристотель
В общении же, образующем государство цели совсем иные, они не исключительнохозяйственные. «Оно (государство) появляется лишь тогда, когда образуется общение
между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего
существования».
13. Аристотель
Целое предшествует части, и государство как структура предшествует семье и личности.Семьи и отдельные лица принадлежат составу государства, однако по Аристотелю, не все
лица можно отнести к государственному составу, рабы остаются за чертой. Аристотель
сторонник рабовладельческой системы. Вопрос о рабстве он рассматривает в рамках
отношений внутри семьи. Рабство связано с вопросом о собственности, а собственность часть семейной организации (раб - одушевленная часть собственности, предмет первой
необходимости).
14. Аристотель
Аристотель считает, что главных форм государственного устройства две – демократия(власть большинства) и олигархия (власть меньшинства).
Обе эти формы государственности, по его мнению не приносят общей пользы и являются
ущербными. игархия (власть меньшинства).
15. Аристотель
Наилучшее же государственное общение - это то, которое достигается посредством«среднего элемента», и те государства имеют наилучший строй, где больше «среднего
элемента».
«В каждом государстве мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне
неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими, ... очевидно, ... средний
достаток из всех благ всего лучше».
16. Аристотель
Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается, прежде всего в вопросе особственности. В этом споре Аристотель - сторонник личной собственности, а Платон - ее
противник. «Трудно выразить словами, - говорит Аристотель, - сколько наслаждения в
сознании, что нечто тебе принадлежит...».
17. Аристотель и Платон
Философ утверждает, что, когда собственность будет поделена между людьми, среди нихисчезнут взаимные претензии и недовольство.
В вопросе о рабстве Аристотель и Платон пришли к заметному единству. Оба в своих
проектах идеального государства предусматривают возложение тяжелой
производительной работы на плечи бесправного рабства.