Похожие презентации:
Этногенез, формирование языкового и культурного многообразия народов Сибири. Общие тенденции и основные классификации (Лекция 3)
1.
ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИЛЕКЦИЯ 3 ЭТНОГЕНЕЗ, ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО И КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ
НАРОДОВ СИБИРИ. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ.
В 1951 г. в ж. «Советская этнография» вышла статья «Методология этогенетических исследований на материалах
этнографии в свете работ И.В. Сталина о языкознании» Токарева С. и Чебоксарова Н.
С 1960-х гг. утверждение понятия «этнос» в советской науке связано с именами С.Токарева,
Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю.Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р.Итса.
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими,
относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психику, также осознанием своего единства и
отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).
Этногенез представляет собой исторический процесс становления и трансформации этносов вплоть до обретения ими
устойчивого этнического самосознания; каждый из этапов этого процесса связан с конкретной формой идентификации
(родовой, территориальной, социокультурной и т.д.); возможным итогом развития этноса является его политическое
самоопределение.
В узкой трактовке - этническая история (в англоязычной литературе - «этноистория»/Ethnohistory) — изучение ныне
существующих и исчезнувших народов на основе исторических материалов (включая как письменные документы,
фольклор, музейные и археологические источники)
В расширительной трактовке - этническую историю следует рассматривать в единстве этногенеза, этнического развития
(этнодинамики) и этнической трансформации, распространяя это понятие на все разновидности историко-культурных
общностей – этнографических, этнических, этносоциальных и учитывая ее принципиальную непрерывность,
многофакторность и универсальность.
2.
Народы Сибири Москва, Ленинград: Издательство АН СССР, 1956.История Сибири с древнейших времён до наших дней (в 5 т.).
Т.1 - Древняя Сибирь. Л.: 1968.
Этногенез народов Севера. М.: Наука, 1980
Монография посвящена проблемам этногенеза народов Крайнего
Севера и Дальнего Востока. В ней обобщены и проанализированы материалы,
освещающие процессы формирования северных народов на древних этапах их истории.
На основе новейших археологических, этнографических
и антропологических данных авторским коллективом рассмотрены этногенетические
процессы в арктической и субарктической зонах.
Буряты. – М. : Наука, 2004.
Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы.
Нганасаны. Кеты. – М. : Наука, 2005
Тюркские народы Сибири. – М. : Наука, 2006.
Тюркские народы Восточной Сибири. – М. : Наука, 2008
Якуты Саха. – М. : Наука, 2012
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Народы Сибири отличаются друг от друга лингвистически, антропологически, а также по культурным особенностям.Эти отличия основываются на относительной независимости этногенетических и этнокультурных линий развития.
Антропологическая классификация: народы Сибири принадлежат к локальным популяциям северных монголоидов,
которые входит в состав большой монголоидной расы. Таксономическая оценка вариаций монголоидного комплекса
позволяет выделять в составе народонаселения Сибири несколько малых рас.
Лингвистическая классификация:
алтайская языковая семья – тюркская (сибирские татары, алтайцы, теленгиты, телеуты, кумандинцы, челканцы,
тубалары, тувинцы, тофалары, чулымцы, хакасы, шорцы, якуты, долганы), монгольская (буряты, сойоты) и тунгусоманьчжурская ветви (эвенки, эвены, нанайцы, удыгейцы, ульчи, ороки, орочи, негидальцы); допускается включение
корейского, японо-рюкюского языков;
уральская языковая семья — финно-угорская (ханты, манси) и самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) ветви;
допускается включение языка юкагиров;
палеоазиатские языки – енисейские языки (кеты); чукотско-камчатские языки (чукчи, коряки, ительмены; с возможным
выделением ительменов); юкагирские языки (с возможным включением языка юкагиров в уральскую семью);
эскимосско-алеутские языки (эскимосы, алеуты); изолированные языки – нивхи, азиатские айны.
Хозяйственно-культурная классификация:
К XVII в. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились
следующие хозяйственно-культурные типы: 1) пешие охотники таежной зоны и лесотундры; 2) оседлые рыболовы и
охотники в бассейнах больших и малых рек и озер; 3) оседлые охотники за морским зверем на побережье арктических
морей; 4) таежные оленеводов-охотников и рыболовов; 5) кочевые оленеводы тундры и лесотундры; 6) скотоводы степей
и лесостепей.
9.
Основные хозяйственно-культурные типыСибири XIX – XX вв.:
1. пешие охотники и рыболовы тайги;
2. охотники на оленей в Субарктике;
3. оседлые рыболовы (и охотники) низовьев
больших рек;
4. таежные оленеводы-охотники Восточной
Сибири;
5. оленеводы тундры и лесотундры;
6. скотоводы (и охотники) Восточной Сибири;
7. охотники на морского зверя
тихоокеанского побережья
8. скотоводы и охотники горно-степного
пояса Сибири (Саяно-Алтайского нагорья)
9. скотоводы и земледельцы Южной и
Западной Сибири.