19.30M

Ямало-Таймырская историко-этнографическая область. Лекция 6

1.

ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СИБИРИ
ЛЕКЦИЯ 6 ЯМАЛО-ТАЙМЫРСКАЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ
состав: ненцы, нганасаны, энцы, долганы, северные группы
хантов и манси, селькупы
энцы, ненцы, нганасаны, селькупы говорят на самодийских
языках уральской языковой семьи
в антропологическом плане относятся к уральской контактной
малой расе, для которой характерно сочетание признаков,
присущих как европеоидам, так и монголоидам
основные ХКТ – кочевые оленеводы тундры, культура
охотников на дикого оленя; культура охотников, рыболовов,
оленеводов тайги
В вопросе истории происхождения самодийцев существуют
три основные гипотезы:
1. происходят из Южной Сибири
2. являются аборигенным населением приполярной зоны
3. место формирования самодийцев – Верхнее Поволжье
/Западное Приуралье.

2.

3.

Селькупы – до 1930 г. народ называли остяко-самоедами, в 1930-е гг. был принят
официальный этноним «селькупы», который в переводе означает «таежный, лесной человек».
По Всероссийской переписи 2010 г. - 3649 чел.
Проживают в Тюменской и Томской обл-х, в Ямало-Ненецком автоном. окр. и в Красноярском
кр.
Селькупы сформировались в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего
течения реки Обь.
В 17 веке были разделены на две группы: северную (тазовско-туруханскую) и южную
(нарымскую).
В 1930-х гг. она основе латинской графики была создана письменность. Позже появился
вариант на кириллице. С 1950-1980-е гг. селькупская письменность практически не
использовалась. Современный алфавит был создан в 1980-х г
Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями
являются Красноселькупский р-н и Иванкинское национальное сельское поселение в
Колпашевском р-не Томской обл.

4.

Нганасаны (самоназвание няа, ня — «товарищ»)
Имя нганасан (от нанаса, нанасан — «человек») был введён советскими лингвистами в
1930-е гг.
Нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и
территорию, подчинённую администрации города Дудинка.
По Всероссийской переписи населения 2010 г. — 862 чел.
Состоят из двух групп — авамские (западные, с центрами в пос.Усть-Авам и Волочанка) и
вадеевские (восточные, с центром в пос. Новая).
Впервые нганасанская письменность была разработана в 1990 г. на основе кириллицы.
В 1991 г. на нем была выпущена первая книга — русско-нганасанский разговорник.
Новый вариант алфавита был принят в 1995 г.

5.

Ненцы (ненэй/ненэч - буквально — «настоящий человек»); устаревшие названия —
самоеды, юраки)
По Всероссийской переписи 2010 г. – 44640 чел.
Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских).
Европейские расселены в Ненецком автоном. окр. Архангельской обл.
Сибирские — в Ямало-Ненецком автоном. окр. Тюменской обл.
и в Долгано-Ненецком Таймырском р-не Красноярского кр.
В составе сибирских выделяют : тундровых и лесных (1500 чел.) ненцев.
ХКТ - кочевые оленеводы тундры и лесотундры.
Ненецкий алфавит был создан в 1931 г. на латинской основе; в 1937 г.
переведен на кириллицу.

6.

Энцы (эннэчэ – «настоящий человек», введено в сер. 1930-х гг.; устаревшее
енисейские самоеды).
В XVIII в. численность энцев превышала 3 тыс. чел.
По переписи населения СССР 1926 г. энцы насчитывали 376 чел.
В 2010 г. численность энцев в России составляла 227 чел. (в 2002 г. — 237 чел.)
Выделяются: тундровые энцы (хантайские самоеды), лесные энцы (карасинские
самоеды).
ХКТ – оленеводы и охотники тундры и лесотундры.
До середины XX в. энецкий язык считался диалектом ненецкого; позже признан
самостоятельным.
В 1986 г. опубликован проект энецкого алфавита (опорой послужил лесной диалект.
В 1995 г. опубликована первая книга на энецком языке — перевод «Евангелия от Луки»
English     Русский Правила