АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА (VI-V вв. до н.э.)
АПОРИИ ЗЕНОНА
АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА
СОФИСТИКА (V в. до н.э.)
СОФИЗМЫ
СОКРАТ (V-IV вв. до н.э.)
ИДЕИ СОКРАТА
СМЕРТЬ СОКРАТА
ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э)
ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА (ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА)
АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н.э.)
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА
КИНИКИ (V- IV век до н.э.).
СТОИКИ (III в. до н.э.- III в. н.э.)
ЭПИКУРЕЙЦЫ (IV – III век до н.э.)
СКЕПТИКИ (IV-III вв. до н.э.)
НЕОПЛАТОНИКИ (III-VI вв. н.э.)
ВЫВОДЫ
2.96M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Доц. к.ф.н.
Пастушкова О.В.

2. СОДЕРЖАНИЕ

1. Условия и предпосылки возникновения философии в
Древней Греции, ее место в историко-культурном
развитии человечества.
2. Периодизация античной философии.
3. Постановка и решение проблемы первоосновы мира
(милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты,
атомисты).
4. От философии природы к философии человека:
софисты, Сократ.
5. Мир идей Платона (объективный идеализм).
6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли
античности.
7. Период эллинистических школ. Итоги античности.

3. ПРЕДПОСЫЛКИ

Города-полисы
Рабовладельческая
демократия
Высокий престиж
знания и культуры
Кризис
мифологического
сознания
следствие
экономического
развития Греции
как

4. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• Космос - идея гармоничного,
совершенного, неизменного
мироустройства.
• Логос (термин
Гераклита) – идея
вечного порядка,
гармонии, закона.

5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Период зарождения и становления
античной философии - VII-V вв. до н.э.
Характеризуется исследованием природы,
космоса, поисками первоначала, истоков
сущего.
2) Классический период - V-IV вв. до н.э.
Характеризуется расцветом
древнегреческой демократии,
интересом к познанию сущности
материи, природы человека,
общественной жизни и познания.
3) Период угасания и упадка
философии - III в. до н.э.- VI в. н.э.
(период эллинизма).
Характеризуется кризисом
полисного устройства
общественной жизни,
завоеваниями Александра
Македонского и созданием
Римской империи, разнообразием
школ и направлений. Этот этап
поздней античности совпадает с
началом и развитием новой
средневековой христианской
культуры.

6. НАТУРФИЛОСОФИЯ

Фалес (представитель Милетской школы):
все есть вода.
Анаксимандр (представитель Милетской
школы): начало всего – апейрон.
Анаксимен (представитель Милетской
школы, ученик Анаксимандра): все есть
воздух.
Пифагор (основатель пифагорейской школы,
совмещающей в себе философию, науку и мистику): все
есть число.
Анаксагор: создатель учения о вечных элементах мира "семенах«, учение о Нусе.
Эмпедокл: "корни" вещей, так называемое архе (первооснова,
первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир).
Гераклит: все есть огонь. «Все течет, все изменяется…»

7. ЭЛЕАТСКАЯ ШКОЛА (VI-V вв. до н.э.)

БЫТИЕ ЕСТЬ (ЕСТЬ ЕДИНОЕ)
НЕБЫТИЯ НЕТ (НЕТ
МНОГОГО)
ОСНОВНАЯ ЗАСЛУГА: ОТКРЫТИЕ
ПОНЯТИЙНОГО, ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
ОСНОВНОЙ НЕДОСТАТОК: ОТСУТСТВИЕ
МНОГООБРАЗИЯ МИРА, ДВИЖЕНИЯ

8. АПОРИИ ЗЕНОНА

трудноразрешимые
проблемы

9. АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА

(V-IV вв. до н.э.)

10. СОФИСТИКА (V в. до н.э.)

ПРОТАГОР,
ГОРГИЙ
«Человек
есть
мера
всех
вещей,
существующих, что они существуют, и не
существующих, что они не существуют»
Протагор
• Опора на разум
• Философский релятивизм, субъективизм,
относительность истин
• Человек есть мера всех вещей: поиск истин в самом
человеке

11. СОФИЗМЫ

Софизм «Рога»

12. СОКРАТ (V-IV вв. до н.э.)

• ОСНОВАТЕЛЬ ЭТИКИ, АНТРОПОЛОГИИ
• ОТКРЫВАТЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО МИРА ЦЕННОСТЕЙ (ДОБРО,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БЛАГО, КРАСОТА, ИСТИНА).
• ВЕЛИКИЙ ФИЛОСОФ, НЕ ОСТАВИВШИЙ ТРУДОВ

13. ИДЕИ СОКРАТА

Объективная истина, не зависимая от чьихлибо взглядов, существует. Ее можно постичь.
Человек всегда сомневается в том, что знает, и
чем больше он узнает, тем сильнее его
сомнение.
Узнать истину можно при помощи диалога:
первая часть – ирония, помогающая
рассмотреть явление с разных сторон. Вторая
часть – майевтика (метод повивальной бабки,
«рождение» знания) – помощь в извлечении
истины.

14. СМЕРТЬ СОКРАТА

15. ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э)

Ученик Сократа, первый
идеалист
в
истории
философии.
Основатель объективного
идеализма, Платоновской
Академии.

16. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА

Есть два мира:
мир идей!!!
мир вещей

17. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА

• Идея соединяется с материей – и
получается физически ощутимый объект.
• Любой слепок – бледное подобие идеи.
• Преимущество мира идей: он вечен,
прекрасен.
• Недостаток мира вещей: вещи
разрушаются и невечны.

18. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА

19. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА (ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА)

20. АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н.э.)

• ученик Платона,
• великий энциклопедист
античности,
• создатель формальной
логики,
• учитель великого
полководца, завоевателя
Александра Македонского.

21.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ
• Идеальный мир не может существовать отдельно
от материи.
• Есть только один мир – чувственно-конкретный.
• Идея (форма) и материя – две части одного
целого.
• Все вещи в мире (например, ключ) имеют 4
причины существования:
Формальная (форма ключа)
Материальная (металл)
Действующая (движущая) (создатель ключа слесарь)
Целевая (ключ открывает дверь)

22. ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Возможность –
материя.
Действительность форма -

23. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

24. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА

ПРЕДПОСЫЛКИ:
• разрушение городов-полисов,
• утрата демократии,
• завоевания Александра
Македонского
ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!
Диоген

25. КИНИКИ (V- IV век до н.э.).

Антисфен,
Диоген Синопский
• единство философии и
жизни,
• протест против законно
установленного
общественного порядка,
• свобода как ликвидация
излишних потребностей
• отказ от культуры во имя
возврата к природе
КИНОС - от греч.
«собака»

26. СТОИКИ (III в. до н.э.- III в. н.э.)

(от греч. портик, у которого
учитель проводил беседы с
учениками)
Фатализм
Апатия
Свобода от
привязанностей
Смерть
Представители: Древняя Стоя,
Афины (III в. до н.э.): Зенон из
Китона. Поздняя Стоя, Рим (I-III
вв. н.э.): Сенека, Марк Аврелий,
Эпиктет.

27. ЭПИКУРЕЙЦЫ (IV – III век до н.э.)

• Философия – лекарство
от страданий и страхов
• Смерти нет, так как
«когда мы есть, то
смерти нет, а когда
смерть наступает, то
нас уже нет»
• Эвдемонизм - учение о
счастье.
• Атараксия
(безмятежность духа)
• Свобода атомов

28. СКЕПТИКИ (IV-III вв. до н.э.)

29. НЕОПЛАТОНИКИ (III-VI вв. н.э.)

1. Выведение из
божественного единства
(Единого как последнего
основания всякого
бытия) всего остального
2. Единое-Ум-Душаматерия
3. Эманация
4. Освобождение
(аскеза/экстаз)

30. ВЫВОДЫ

На
первом
месте
стоит
не
индивидуальный человек, но целое,
полис.
Превалирует идея Космоса, порядка.
Нет развития и движения.
Нет
идеи
истории
как
поступательного
необратимого
изменения.

31.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила