Экономическая мысль средневековой Руси
Русская правда
Домострой
Иван Семенович Пересветов
Ермолай-Еразм
1.43M
Категория: ИсторияИстория

Экономическая мысль средневековой Руси

1. Экономическая мысль средневековой Руси

2. Русская правда

Являясь сводом законов
Киевского государства,
«Русская правда» была
направлена в целом на
укрепление
зарождающегося в России
феодального строя,
выступала в защиту
интересов торговцев,
ростовщиков и феодалов
и прежде всего их
земельной собственности,
права взимать налоги,
натуральные повинности.
По определению историка
В.О.Ключевского, «Русская Правда»
строго отличала отдачу имущества на
хранение - «поклажу» от «займа»,
простой заем, одолжение по дружбе от
отдачи денег в рост с учетом процента,
процентный заем краткосрочный от
долгосрочного, и, наконец, заем от
торговой комиссии и вклада в торговое
компанейское предприятие. «Правда»
содержала определенный порядок
взыскания долгов с несостоятельного
должника при ликвидации его дел. Гости,
иногородние или иноземные купцы
«запускали товар» за купцов туземных, то
есть продавали им в долг и т.д.

3. Домострой

• «Домострой» — это руководство по
организации феодального хозяйства,
содержащее, однако, рыночные
советы:
• когда и что покупать по низким ценам;
• какие товары приобретать с избытком,
чтобы в случае повышения цен их
перепродавать;
• покупать не в кредит, а за наличные
деньги, чтобы не платить процент, и т.
п.

4.

• . Новую ступень в развитии
экономических отношений и
экономической мысли
отразила Псковская судная
грамота, составлявшаяся с
1397 по 1467 г.
• Она уже регулировала куплюпродажу земли, ее залог и
передачу по завещанию,
проводила различие между
владением землей и
собственностью на землю.

5. Иван Семенович Пересветов

Он разработал для Ивана
Грозного программу
реформ.
Свои взгляды он изложил
в работах «Сказание о
паре
Константине»,«Сказание
о книгах» (около 15461549 гг.).

6. Ермолай-Еразм

Священник Ермолай написал сочинение
в 40-50 гг XVI в. «Благахотящим царям
правительница и землемерие», в
котором с одной стороны было написано
о государственном управлении, с другой
стороны, использование богословской
аргументации.
1.Богатство однозначно осуждал,
поскольку «от своего труда много
богатства никому не мощно собрати»
2.Торговая прибыль и ссудный процент.
В отношении прибыли Ермолай занимает
компромиссную позицию, осуждая
только чрезмерно высокую прибыль.
3.Налоги. Предлагает сократить число
крестьянских податей до одной.
4.Ссудный процент осуждается
полностью, поскольку деньги не имеют
естественных причин роста.
English     Русский Правила