Маймонид бей-Маймон
Философия
Апофатическое предисловие
Пророчество
Проблема зла
Управление миром
Предназначение человека
Бессмертие и загробная жизнь
Маймонид против христианства
179.07K

Маймонид бей-Маймон

1. Маймонид бей-Маймон

2.

Родился 30 марта 1135 года, (по другим сведениям в 1138 году) в Кордове в Испании.
Умер в 1204 (Фустат, Египет)

3. Философия

Маймонид высоко ценил арабских философов и считал себя продолжателем традиции
арабских перипатетиков. Маймонид самостоятельно познакомился с текстами мусульманских
философов и Аристотелем. В своих трудах он сделал попытку примирить учение Аристотеля с
положениями Торы. Согласно Маймониду, цель религиозной философии заключается в том,
чтобы объяснить значение выражений и метафор, встречающихся в библейской и
раввинистической традиции. Маймонид сделал это, используя понятия, распространённые в
его интеллектуальной среде, чтобы дать прежним метафорам и понятиям новое толкование.

4. Апофатическое предисловие

Принцип, который вдохновил его философскую деятельность, был идентичен с фундаментальным
принципом схоластики: не может быть никакого противоречия между истинами, которые Бог показал,
и данными науки и философии. Маймонид прежде всего опирается на учение Аристотеля и изучение
Талмуда, обычно находя основание в положениях иудаизма для философа. В некоторых важных
пунктах он отступает от учения Аристотеля; например, он отклонил Аристотелевскую доктрину о том,
что предусмотрительная забота Всевышнего простирается только на человечество, а не на
отдельного человека. От неоплатоников Маймонид взял положения отрицательного богословия, в
котором Всевышний описывается исключительно через отрицательные признаки:
нельзя утверждать, что Всевышний существует в обычном смысле слова; всё, что мы можем
сказать, — то, что Он не является несуществующим;
мы не должны говорить, что «Всевышний мудр»; но мы можем сказать, что «Он не неосведомлен», то
есть в некотором роде, Всевышний имеет некоторые свойства знания.
мы не должны говорить, что «Всевышний Один», но мы можем заявить, что «в Нём нет никакого
различения».
Тем самым, этот метод состоит в том, чтобы получить знание Бога, описывая то, что не является
Богом; а не описывая, каков Он. Многие согласились с ним в том, что никакой предикат не в
состоянии выразить природу Бога; но многие не соглашались с тем, что никакое слово не может быть
применено к Богу в утвердительном смысле, ведь можно утверждать, что «Бог вечен» и т. п.
Маймонид в своём богословии пытается избежать антропоморфизма при определении Всевышнего,
так как любое положительное описание наделяет Его человеческими качествами, тем самым умаляет
Его

5. Пророчество

1.Самосовершенствование человека делает его восприимчивым к постоянному влиянию свыше
(философы, особенно Аль-Фабари)
2. Бог произвольно выбирает себе пророка, когда хочет и кого хочет (торанически массы).
3. Самосовершенствование человека делает его восприимчивым к постоянному влиянию
свыше, но Бог может предотвратить восприятие (сам Рамбам)

6. Проблема зла

Маймонид занимался теодицеей (попытка примирения существования всемогущего и
всеблагого Бога с наличием зла в мире). Некоторые попытки теодицеи, выдвигавшиеся до
него, Рамбам отверг:
объяснение страдания грехами самого страдающего, как друзья библейского Иова.
баланс наград и наказаний будет восстановлен в мире грядущем
в частности, страдания праведников для увеличения награды в загробном мире
страдания как испытание праведника

7. Управление миром

Маймонид перечисляет пять теорий о том, как Бог управляет миром:
1.Полное отсутствие управления свыше, приписываемое Рамбамом последователям Эпикура.
Рамбам отвергает теорию, так как мир демонстрирует определённые признаки организации.
2. Аристотелевский взгляд, что в мире есть порядок, поддерживаемый управлением свыше, но
оно не проникает настолько, чтобы управлять каждой особью. Управление остаётся видовым, и
каждому виду хватает пропитания.

8. Предназначение человека

Главную задачу человека Рамбам видел не в получении награды или выполнении как можно
большего числа заповедей. По Рамбаму, главное предназначение человека есть
совершенствование разума, подключение его к Активному Интеллекту и включение в разум
правильных и вечных понятий.
Рамбам объяснял смысл конкретных заповедей, но общий их смысл, по Маймониду,
заключается в усовершенствовании общества, тела, характера и разума для того чтобы
включить в разум вечные правильные понятия. Именно это обеспечивает бессмертие
нематериальной души. Подобная формулировка смысла заповедей встречала значительное
сопротивление в среде более традиционных, а также мистически настроенных мыслителей

9. Бессмертие и загробная жизнь

Будущий мир является целью существования. В нём нет никаких телесных проявлений (еды,
питья и.т.п)[51], но лишь интеллектуальных — души праведников занимаются изучением
Торы, на том уровне, который соответствует их заслугам в земной жизни.
Грешники страдают от понимания упущенных возможностей и лёгкости, с какой могли бы
быть праведниками, а некоторые души от этого полностью сгорают и исчезают.
Соответственно, у душ в будущем мире нет телесной оболочки и органов чувств.

10. Маймонид против христианства

Маймонид известен рядом высказываний, указывающим на его крайне негативное
отношение к христианству и язычеству. Из-за нелестных высказываний в
адрес христианства многие его книги были конфискованы монахамидоминиканцами и публично сожжены в Мордпилиасе в 1234 году. Восемью годами позже
французские монахи последовали их примеру и сожгли все найденные книги Рамбама на
площади в Париже.
English     Русский Правила