Средневековая ФИЛОСОФИЯ
Средневековая философия (II-XIVвв.)
Восприятие времени:
Основные принципы
Средневековая философия
Основные черты истолкования:
СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА
Основные этапы средневековой философии
Апологетика (II-Y вв) Патристика (III-YIII вв.)
Основные представители
Аврелий Августин (354-430)
СВОБОДА ВОЛИ:
Доказательство бытия Бога
Теодицея
ВЕРА И ЗНАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ :
ИСТОРИЯ ВСЯ ПРЕДСКАЗУЕМА
Схоластика (YIII-XIY вв.)
Схоластика
ОБУЧАЮТ ИСКУССТВАМ
Основные представители
Основные проблемы
Проблема УНИВЕРСАЛИЙ
ФОМА АКВИНСКИЙ (1221-1274)
ЧЕЛОВЕКА
Цель – Бог
Вере следует подвинуться и уступит место разуму.
Богословские истины – сверхразумны
ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЬСТВ БЫТИЯ БОГА:
7.52M
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия (II-XIV вв.)

1. Средневековая ФИЛОСОФИЯ

2. Средневековая философия (II-XIVвв.)

Средневековая
философия
• «Философия –служанка
богословия»
(II-XIVвв.)
Philosophia est ancilla theologiae
• Тесное переплетение теологии и
философии
• Сближение христианства с
античной философией
• Противоречивый период:
фанатичен
духовная свобода личности
2

3. Восприятие времени:

в античности (физически) - круговое,
циклически повторяющееся время
человек частица мироздания
в средневековье - устремление в будущее (к
вечности)
• человек протягивает руку, минуя
природу - к Богу
«Время есть подвижный образ вечности,
подобие вечности в эмпирическом мире
становления» (Платон)
"Есть три времени - настоящее
прошедшего, настоящее настоящего и
настоящее будущего. Некие три времени
эти существуют в нашей душе, и нигде в
другом месте я их не вижу: настоящее
прошедшего - это память; настоящее
настоящего - его непосредственное
созерцание; настоящее будущего - его
ожидание« (А.Августин)
3

4.

• Возникновение темы
собственного
несовершенства:
Человек кроме души обладает
телом, а тело поддается
искушению
• Раздвоение личности
Задачей человека становится
преображение
Личность – это непроницаемый для
других, свой, особый мир, он доступен,
открыт только для Бога.
4

5. Основные принципы

• Теоцентризм – источник и причина всего сущего - Бог.
• Креационизм – сотворение мира Богом из ничего.
• Провиденциализм – попечительство Бога над миром.
• Персонализм - человек как персона обладает разумом,
свободой воли, совестью.
Символизм – Все явления мира знак и символ
божественного присутствия, творения. Задача постижение скрытого в священных писаниях смысла
божественных символов.
Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и
человека, о загробной жизни, о цели космоса и истории
и их конце
Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого
им зла на Земле
5

6. Средневековая философия

• ЦЕРКОВНАЯ ДОГМА
Вся философская мысль пользуется
религиозным понятийным
аппаратом, приводится в
соответствии с церковным учением.
• Идея духовного равенства всех
людей
Перед Богом все равны!
Церковь постепенно становится
главенствующей
Апологетика - защита идей
христианского учения
6

7.

Основные вопросы и проблемы:
о творении мира,
грехопадении, искуплении,
воскрешении
проблема соотношения
христианства с античным
наследием, борьба с ересями
и т.п.
• Средневековая философия–
начинается тогда,
• когда впервые ставит себя на
службу религии
• и заканчивается тогда – когда
они расходятся
7

8. Основные черты истолкования:

•РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ
•ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
•ДИДАКТИЗМ
8

9. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА

• Бог - «сверх-бытие»
• основной инструмент
познания – ВЕРА,
• как способность души
человека
• Бог - открывается через
откровение,
• которое зашифровано в
Библии
9

10.


Основные подходы к проблеме соотношения веры и разума
Вера самодостаточна и не нуждается в обосновании (Тертуллиан)
Вера и разум дополняют друг друга. (Климент Александрийский, Августин)
Теория «двойственной истины»
Истину способна адекватно представить только философия (Аверроэс)
Методы познания философии и богословия различны, но лишь
частично — по предмету (Фома Аквинский) .
Если имеет место противоречие между утверждениями,
то либо утверждения религии следует признать
сверхразумными, либо в обосновании утверждений
философии следует искать ошибки
• У веры и разума собственные истины. Истины науки выше истин
религии (У.Оккам).
Утверждения и положения веры основываются на
откровениях и канонических писаниях и не
подразумевают рационального обоснования
10
«Не следует множить сущее без необходимости»

11. АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА

• опирается с одной стороны на
4-е догмата:
Творения
Грехопадения
Искупления
Воскрешения
• с другой,
на понимание человека
как разумного
существа
11

12.

• Бог создает человека с душой и телом
• Человек - посредник между природой и Богом
живет одновременно в 2-х мирах
поскольку Бог создал только Благо – изначально как тело так и душа –
должны быть благими.
Тело будет благим только когда будет под контролем разумной
Души
12

13. Основные этапы средневековой философии


Апологетика (II-Y вв)
Патристика (III-YIII вв.)
установление триединства Бога, доказательство существования
Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к
зарождающейся христианской церкви.
установление господства христианской церкви.
Схоластика (IX-XIY вв.)
период переосмысления узаконенных в предыдущий период
христианских догматов
13

14. Апологетика (II-Y вв) Патристика (III-YIII вв.)

• Становление – защита церковных
догматов, разработка основных
вопросов.
• Источники оформления
• с одной стороны, античная
философия
• с другой - христианская
телеологическая доктрина
14

15. Основные представители


Тертуллиан (ок160-220)
Климент Александрийский
(ок.150-215)
Ориген (185- 254)
Василий Великий (330-379)
Григорий Богослов (329-389)
Григорий Нисский (321-394)
Григорий Великий (590-604)
Иоанн Златоуст (347-407)
Иоанн Дамаскин (675 -753)
Северин Боэций(480-524)
Августин Блаженный (354-430)
15

16. Аврелий Августин (354-430)


Блаженный Августин, Святитель Августин, Учитель Благодати,
епископ Гиппонский, философ,
влиятельнейший проповедник, христианский богослов
Один из Отцов христианской церкви, родоначальник
христианской философии истории
Основные труды
«Исповедь»
«О граде Божием»
Учение о предопределении:
человеку заранее предопределено Богом блаженство или
проклятие
Человеческая история - есть борьба двух
враждебных царств —
царства приверженцев всего земного и царства Божия
(отождествляет с римской церковью).
16

17.

• Бог творит мир из ничего, по своей доброй
воле.
• Мир представляет собой лестницу
• Человек – самая последняя ступень перед
Богом
• Человек соединяет в себе 2 начала (тело и
душа)
• Душа обладает свободой воли
• Душа свободна в своих решениях
17

18. СВОБОДА ВОЛИ:

• Бог дал нам способность понимать и
дал свободу выбора
• способность не согрешать (Адам)
• неспособность согрешать (Христос)
• «Подобно тому, как мы иногда желаем того чего не
можем, точно так же иногда мы можем то, чего не
желаем»
• Не только желать, быть, но и волить в
благом
18

19.

• Концепция свободы воли: «ЖЕЛАТЬ И МОЧЬ»
• «Свобода – это не способность выбора, а
это способность исполнять»
• Действиями человека руководит
• Бог
• Предопределение — это акт божественной
любви и милости по отношению к падшему
роду человеческому
19

20. Доказательство бытия Бога

• Бог – некая точка отсчета
Бог - "невозможная возможность" духа человека, который в
напряжении собственных усилий способен стать достойным
божественного Человечества
• Поскольку в мире все изменчиво, все текуче –
должен быть кто-то, что бы двигал, что бы кто-то остановил
движение.
• Значит есть какая-то сила, которая запускает
движение, и поддерживает его
• Душа наша вспоминает истину
Значит Бог есть, т.к. все откуда-то взялось
20

21. Теодицея


Человек свободен
Зло не в мире, зло в человеке, порождаемое его волей.
• Основа зла – это абсолютизация собственной
возможности
Чтобы понять истинное понятие о мире человек должен пройти
искушение злом
• «Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота –
отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а
темнота – света, так и зло – отсутствие добра, а не
нечто, существующее само по себе»
21

22. ВЕРА И ЗНАНИЕ

• – тождественны, но первенство отдается откровению
Разуму отводится подчиненная роль
«не понимать, что бы верить, а верить, чтобы понимать»
• Смысл: со сложившимися ожидаем, поэтому наше
познание apriori существующих форм.
Человек не просто заброшен в этот мир, а Бог заботится о
нем.
Человек не Бог, он слаб, но способен к силе веры
ПРИЗЫВ СОМНЕНИЯ «сомневаюсь, следовательно
существую».
Главное путь поиска
22

23.

• Каждая душа уникальна
• Неотделима от человека, бессмертна.
• Память (на основании ее человек
идентифицирует себя )
• Ум – (анализ своих способностей,
возможностей)
• Воля – (корректирует собственное
несовершенство)
Из за того, что человек несовершенное существо, одна из
частей превалирует в нем
23

24. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ :

• ПРОШЛОЕ? НАСТОЯЩЕЕ? БУДУЩЕЕ?
Настоящее настоящего – непосредственное созерцание
Настоящее прошедшего - это память
Настоящее будущего – его ожидание
Все это раз и навсегда соединено в Боге
и реализуется в вечности
• Библия – историография,
согласно которой все, что предрекли пророки – сбудется в
установленные сроки
24

25. ИСТОРИЯ ВСЯ ПРЕДСКАЗУЕМА

• Основание: Божественный Промысел, опека
Провидения
У Бога есть некоторый Божественный План
состоит из 6-ти положений(выделил 6 эпох – эоны):
1. наказание людей за первородный грех
2. испытание человеческой способности
сопротивляться злу, и их воли к добру
25

26.

3. искупление первородного греха
4. призвание лучшей части человечества к построению
священного сообщества праведников
5. отделение праведников от грешников
6. окончательное воздаяние по заслугам
• Символическое деление на эпохи ( важна логика истории
)
• Град Божий всемирное духовное сообщество людей .
• Диалектику истории рассматривает на 2-х сообществах:
Сообщество земное (Каин)
Сообщество небесное (Авель)
26

27.

• Всех людей можно разделить на эти
сообщества
Но в реальном мире все перемешаны,
• Страшный суд (Каин или Авель?).
• Изменить Промысел Бога невозможно.
• История – процесс, конечной целью
которого является Град Божий.
27

28. Схоластика (YIII-XIY вв.)

отличительные черты – оторванность от реальной
действительности,
замкнутость консерватизм,
крайний догматизм,
полное и беспрекословное
подчинение религиозным идеям,
схематичность,
назидательность и учительство
28

29. Схоластика

• философия, сконцентрированная вокруг
университетов
• и представляющая собой синтез
христианского (католического) богословия и
логики Аристотеля
• Схоластика – цель философски обосновать
религиозное учение и догматы церкви
• (Библия, как жестко нормативный текст –
абсолютная истина)
29

30. ОБУЧАЮТ ИСКУССТВАМ


ОБУЧАЮТ ИСКУССТВАМ
Тривиум (1-я ступень)- троепутье
Грамматика
Риторика
Диалектика (логика и философия вообще)
Квадриум (2-я ступень) - четверопутье
Арифметика
Геометрия
Музыка
Астрономия
Так же предметом изучения были библейские тексты и
расхождения
Много внимания - к форме материала, к логике,
лингвистике.
30

31. Основные представители

• Гуго Сен-Викторский
• Петр Дамиани
• Иоанн Росцеллин
• Ансельм Кентерберийский
• Иоанн Скотт Эриугена
• Фома Аквинский (1225 -1274)
• Уильям Оккам
• Петр Абеляр
• Сигер Брабандский
• Роджер Бэкон
31

32. Основные проблемы

•Вера и знание
•Доказательство бытия Бога
•Проблема универсалий
32

33. Проблема УНИВЕРСАЛИЙ

• выделяют два направления :
• РЕАЛИЗМ – сторонники считают подлинно
существующими не сами вещи, а их общие понятия
• НОМИНАЛИЗМ - реально существующими лишь
сами конкретные вещи, в то время как общие понятия
– воспринимаются как имена вещей (т.е. существуют
не до, а после вещей).
33

34.

34

35. ФОМА АКВИНСКИЙ (1221-1274)


Пик средневековой схоластики,
гений философии
«Сумма теологии»
«Сумма философии» (против язычников)
Систематизатор схоластики
Вершина западной теологической мысли
Официальный идеолог католицизма
Томизм (неотомизм)
35

36. ЧЕЛОВЕКА

• НАДО ПРИНИМАТЬ ЦЕЛИКОМ – с душой и с телом:
Человек без тела – привидение
Тело без человека –труп
• Человек – личность, которая ведет к примату
интеллекта над волей
• Природа – не злое начало
Подготовка к царству Божию.
36

37. Цель – Бог

• Все в мироздании происходит по законам Божиим.
• Поэтому следует жить в единстве с природой.
• Раз Бог нас послал на землю – то с целью.
• Цель человека – в достижении загробного блаженства
• Средство- добродетельная жизнь
37

38. Вере следует подвинуться и уступит место разуму.


Истина одна:
ПУТЕМ ВЕРЫ – через откровение к Христу
ПУТЕМ РАЗУМА – науки
Христос и его учение, но к ней можно прийти 2-мя путями:
Но и вера и разум ведут к истине, исходят из Божественного
Откровения.
Но иногда –
вера и разум приходят в противоречие.
Вера и откровение не могут обманывать,
значит надо искать ошибку в разуме.
• Разграничивает две области:
Философию – истина разума
Теологию – истина Откровения
38

39. Богословские истины – сверхразумны

• Не все истины откровения доступны
рациональному доказательству.
• Первая роль за верой, философия
ниже.
39

40. ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЬСТВ БЫТИЯ БОГА:

• Бытие бога может быть доказано лишь на основании
существования мира и является творением Бога:
• 1.Движение (онтологическое)
• 2. Причина (космологическое).
• 3. Случайность и необходимость
• 4. Степень совершенства
• 5. Цель (телеологическое)
40

41.

41
English     Русский Правила