Культура Московской Руси
План по теме: Культура Московской Руси XIV – XV вв.
Словарь по теме: Культура Московской Руси XIV – XV вв.
«Слово о погибели русской земли»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Задонщина»
«Сказание о Мамаевом побоище»
Житие
«Повесть о Петре и Февронии»
"Хождение за три моря"
Общественная мысль
Общественная мысль
Конфликт иосифлян и нестяжателей
Успенский собор Московского Кремля
Благовещенский собор Московского Кремля
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
Троица. Андрей Рублев
Развитие культуры в XIV – XV было обусловлено нашествием монголов на Русь и постепенным возвышением Москвы. Постепенно начинает
Наша группа Вконтакте vk.com/obshestvo_samopodgotovka
13.55M

Культура Московской Руси

1. Культура Московской Руси

Культура Московской Руси.
Развитие живописи и архитектуры
Культура Московской Руси
В XIII в. русские земли подверглись опустошительному
монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской
культуре. Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и
прикладного искусства, письменности. Разрушение городов, угон
ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел. Были
утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки
металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось
каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в., оказалось,
что техника строительного дела стала гораздо примитивнее, чем до
нашествия.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

2. План по теме: Культура Московской Руси XIV – XV вв.

Фольклор
Письменность и литература
Архитектура
Общественная мысль
Изобразительное искусство
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

3. Словарь по теме: Культура Московской Руси XIV – XV вв.

Автокифальность - В 1448 г. Собор русских епископов впервые без
участия Константинополя избрал митрополитом русского человека —
Иону. Русская Православная церковь стала независимой
Ересь - религиозное учение,
церковному учению (XII-XIII в.)
противоречившее
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka
официальному

4.

Фольклер
Главной темой фольклора стала борьба
против монгольского нашествия и ордынского ига. В
XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и
сказания. Многие из них составили основу
литературных сочинений эпохи. Произведения
фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт
былинного эпоса времен Киевской Руси.
Более того, в ряде исторических сказаний,
песен и былин, особенно записанных позднее,
богатыри князя Владимира (чаще всего Илья
Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе
против татар.
Многие фольклорные произведения, созданные на
основе реальных исторических фактов, преображали
подлинные события в соответствии с народными
чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане
Дюдентьевиче, которая рассказывает о победе
восставших тверичей в 1327 г., ничего не говоря о
последовавшей затем каре.
Особый цикл былин — о Садко и Василии
Буслаеве — сложился в Новгороде.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

5. «Слово о погибели русской земли»

«Слово о погибели русской земли» литературное произведение,
датируемое XIII веком Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского
нашествия. Это плач по утраченному величию Русской земли, по жанру
близкий к «Слову о полку Игоревом». Данное слово рассказывает так же о
деятельности Александра невского.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

6. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

В повести о разорении
Батыем
Резани
рассказывается
о
взятии
Батыем
древнего
города
Рязани и трагической судьбе
княжеской семьи.
Повесть включает в себя
и рассказ о герое- богатыре
Евпатии Коловрате и его отряде,
наводившем ужас на врага.
Основная мысль произведения
выражена в словах: «лучше нам
смертью живота купити, нежели
в поганой воле быти».
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

7. «Задонщина»

Задонщина - Памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV
вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем
Московским Дмитрием Донским над монголотатарскими войсками.
Многие художественные приемы «Задонщины» перекликаются со
«Словом о полку Игореве»
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

8. «Сказание о Мамаевом побоище»

Сказание о Мамаевом побоище»
возникло в середине — второй половины
XV в. наоснове летописных источников,
«Задонщины», устных рассказов и
преданий. «Сказание о Мамаевом
побоище» - подробный рассказ об
исторических событиях Куликовской
битвы 1380 г. Исторические факты
сочетаются в «Сказании...» с вымыслом —
монологами,
посланиями
и
т.п.,
развернутыми картинами небесных
видений.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

9. Житие

В XIII—XV вв. на Руси
было составлено много
житий святых: Александра
Невского,
митрополита
Петра, Сергия Радонежского
и др. Жития, как правило,
имели
не
только
нравственно-поучительное,
но и политическое значение.
Так,
житие
Александра
Невского
подчеркивало
противостояние
православия и католицизма.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

10. «Повесть о Петре и Февронии»

Распространенным
жанром
средневековой русской литературы была
повесть. Особенно интересна лирическая
«Повесть
о
Петре
и
Февронии»,
рассказывающая о любви крестьянки и князя.
Муромский
князь
Петр,
излеченный
Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое
обещание жениться на ней. Но Бог вновь
насылает на него болезнь.
Только вернувшись к Февронии,
князь окончательно выздоравливает. Бояре,
недовольные тем, что княгиней стала
незнатная девушка, требуют, чтобы она ушла
из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В
конце концов бояре и жители Мурома просят
Петра и Февронию вернуться. Супруги правят
до самой смерти и умирают в один день,
причем
тела
их
чудесным
образом
соединяются в одном гробу.
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

11. "Хождение за три моря"

"Хождение за три моря"
Сохранился в русской литературе и жанр «хождений#, т. е. описаний
путешествий. Самое значительное произведение этого рода — знаменитое
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских
людей побывавшего в Индии (1468-1474).
Наша группа Вконтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

12. Общественная мысль

15 декабря 1448 года собор
русских епископов в Москве утвердил на
митрополичьем
престоле
ставленника
Василия
II
Иону
без
санкции
константинопольского патриарха. Этот акт
ознаменовал
формальное
начало
автокефалии Русской Церкви. Митрополит
Иона
стал
первым
предстоятелем
автокефальной
Русской
Православной
Церкви.
Митрополит
Иона
старался
содействовать великому князю как во
внутренней, так и во внешней политике.
Отчасти благодаря действиям митрополита в
Новгороде и Твери образуются промосковские
партии, в результате чего Ивану III удалось
довольно быстро подчинить эти земли Москве
. Преемником митрополита Ионы (с 1461 по
1464 годы) стал архиепископ Ростовский и
Ярославский Феодосий.
После
его
поставления
на
митрополию на Руси была предпринята
попытка обосновать новый порядок вещей,
сложившийся в Русской Церкви в связи с
переходом к самостоятельности.

13. Общественная мысль

К XIV—XV вв. относится и распространение
русских ересей. Еретики стригольники пыталась
обосновать вероучение разумными аргументами и
отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с
позиций разума. Стригольники разоблачали нравы
духовенства, коррупцию в рядах церковных иерархов.
Они считали, что священником может быть каждый
образованный и праведный человек, не обязательно
рукоположенный в сан. В 1375 г, новгородские
стригольники были казнены.
В XV в. ересь возродилась в среде
приходского духовенства в Новгороде, а оттуда
перекинулась в Москву. Она вошла в историю как
Новгороде ко-московская, или ересь жидовствующих.
Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в
приверженности иудаизму, поскольку они не
признавали святости икон и не верили в Святую
Троицу. В Москве среди приверженцев ереси
оказались
высокопоставленные
придворные.
Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена
Стефановна.
«Ересь» - религиозное учение, противоречившее официальному церковному учению (XII-XIII в.)

14. Конфликт иосифлян и нестяжателей

На соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их
князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III поддержал
Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором собор постановил предать казни главных еретиков через
сожжение, а остальных разогнать по монастырям

15. Успенский собор Московского Кремля

Успенский
собор
Московского
Кремля

православный
храм,
расположенный на Соборной
площади Московского Кремля.
Сооружён в 1475—1479 годах
под руководством итальянского
зодчего Аристотеля Фиораванти.
Главный
храм
Московского
государства.
Старейшее
полностью
сохранившееся
здание Москвы

16. Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор
Московского Кремля был
построен в 1484-1489 гг.
псковскими мастерами. Это
один из личных домовых
храмов великих московских
князей, а затем и русских
царей,
архитектуры
и
живописи.
Огромную
ценность представляет
его
иконостас, выполненный в
15-18 вв.

17. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII – XV вв. выделяется творчеством двух великих художников: Феофана
Грека и Андрея Рублева.
Феофан
Грек
относится
к
крупнейшим
мастерам
средневековья.
Его
работы,
исполненные в Византии, не
сохранились. Все известные его
произведения были созданы на
Руси и для Руси, где он прожил
более тридцати лет. Он познакомил
русских
с
высочайшими
достижениями
византийской
духовной культуры, переживавшей
в его время один из последних
взлетов.
Деисусная икона
Богородицы

18. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII – XV вв. выделяется творчеством двух великих художников: Феофана
Грека и Андрея Рублева.
1360 г. - родился
1370-1390-е гг. - учился и работал в
дружине московских художников
До 1405 г-принял монашество с
именем Андрей
Между 1411-1422 гг.- написал икону
«Троица»
29 января 1430 г,- скончался и
погребен в Спасо-Андроникове монастыре
Ученик Феофана Г река
Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского
искусства ок. XIV и первой трети XV в., но отличаются от них большей
просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от
аристократического благородства и интеллектуального достоинства,
воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается
скромности и простоте.

19. Троица. Андрей Рублев

Троица. Андрей Рублев
Икона
написана Андреем
Рублевым в XV веке для
Троице-Сергиева монастыря
Троица
символизирует
единство Божества в трех
лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог
Дух
Святой
Три
ангела
собрались вокруг стола, на
котором стоит жертвенная
чаша, для тихой, неспешной
беседы.
Ангелы вписаны в круг Цвета
их одеяний дополняют и
перекликаются друг с другом.

20. Развитие культуры в XIV – XV было обусловлено нашествием монголов на Русь и постепенным возвышением Москвы. Постепенно начинает

возрождаться
ремесло,
каменное
строительство
письменность
и
прочее.
1.
Назовите основные направления культуры в XIV - XV
2.
Назовите основные произведения литературы древней Руси
3.
Перечислите основные литературные произведения
4.
Назовите главных архитектурных сооружений XIV – XV
5.
Назовите основных художников XIV - XV
Наша группа ВКонтакте
vk.com/obshestvo_samopodgotovka

21. Наша группа Вконтакте vk.com/obshestvo_samopodgotovka

Если Вам понравилась презентация, то
советуем посетить нашу группу в
социальной сети «ВКонтакте». Там вы
найдете
множество
полезной
информации для подготовки к ЕГЭ и
ОГЭ и конспекты уроков
English     Русский Правила