Похожие презентации:
Особенности российского исторического процесса. Этнокультурные и социально-политические процессы становления
1. Особенности российского исторического процеСса. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русского
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГОИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ
РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(IX-XIII ВВ.) В КОНТЕКСТЕ
МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Каримов Олег Владимирович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина
2.
23.
34.
45.
«Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как
другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные
готландцы, – вот так и эти.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и
обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть
нами».
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю
русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой,
Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли
Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал
раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов,
5
другому Белоозеро.
6.
67.
78.
89.
«Прощание Олега с конем». В. Васнецов.Иллюстрация к «Песне о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899
9
10. «Олег ведет войска к стенам Царьграда». Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в.).
«Олегведет
войска
к
стенам
Царьграда».
Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в.).
10
11.
БорисОльшанский
11
12.
Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды,Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные
Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми
Боярами к вам, Льву, Александру и Константину (брату и сыну первого).
Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет
бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех
сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но
письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому своим
оружием.
1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всей
души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать
вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию
дружбу! Так же и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим
Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае
же преступления и вины да поступаем тако:
II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не
истец, но ответчик присягает – и каждый да клянется по Вере своей.
12
13.
III. Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на местезлодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему
родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда
же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут
его и казнят смертию.
IV. Кто ударит другого мечем или каким сосудом, да заплатит пять литр
серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет
с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере своей, что ни
ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от
дальнейшего взыскания.
V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина, и
пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи
может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен
только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если Русин
или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое
вместо своего, да заплатит втрое.
13
14.
VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся мы,Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю Греческую и
проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же ей нельзя
возвратиться в отечество за бурею или другими препятствиями, то поможем
гребцам и доведем ладию до ближней пристани Русской. Товары, и все, что будет в
спасенной нами ладии, да продается свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы
к Царю или гости для купли, они с честию приведут туда ладию и в целости
отдадут, что выручено за ее товары. Если же кто из Русских убьет человека на сей
ладии, или что-нибудь украдет, да приимет виновный казнь вышеозначенную.
VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в
Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили, или
настоящую, известную цену невольников: пленные также да будут возвращены в
отечество, и за каждого да внесется окупу 20 златых. Но Русские воины, которые
из чести придут служить Царю, могут, буде захотят сами, остаться в земле
Греческой.
VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден, или отнят под видом купли, то
хозяин может вeздe искать и взять его; а кто противится обыску, считается
14
виновным.
15.
IX. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, нераспорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его
имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то отдать
имение наследнику, означенному в духовной.
X. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут
виновные и ежели потребуют их в Отечество для наказания, то Царь
Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не
хотели туда возвратиться.
Да поступают так и Русские в отношении к Грекам!
Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели мы
написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею
рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею единого
Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и
клялися по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные
главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15
лето (то есть Индикта) от создания мира... [2 сентября 911 г.].
15
16.
Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г.16
17.
«Князь Игорь собирает дань сдревлян в 945 г. («Полюдье»)»,
К.Лебедев, 1903 г.
«Казнь Игоря», Ф.Бруни
17
18.
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова. 1915 г.18
19.
«Ольга и император Византии Константин», «КрещениеОльги».
Миниатюра Радзивилловской летописи (начало XIII в.).
19
20.
Сражение Святослава с хазарами20
21.
2122.
Распря Святославичей22
23.
2324.
«Князь Владимир – язычник». В.М.Васнецов24
25.
2526.
2627.
2728.
Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться вхристианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского
сообщества стран.
Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала
сущности нового единого государства во главе с монархом.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую
мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще.
Это не могло не содействовать прогрессу общества.
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры,
духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной
философской системой, породило богатую богословскую литературу.
В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и
глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его
равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать
происхождение и нарастание неравенства.
28
29.
«Великий князь Владимир выбирает веру». И.Е.Эггинк 182229
30.
«Осада Корсуни князем Владимиром»30
31.
Проводы Перуна. Художник В. НазарукКрещение киевлян. Художник В. Васнецов
31
32.
3233.
3334.
3435.
3536.
Скульптурная реконструкциялица Великого князя
Киевского Ярослава Мудрого
(978-1054) по
М.М.Герасимову
36
37.
3738.
3839.
3940.
4041.
4142.
4243.
4344.
4445.
4546.
4647.
4748.
«После побоища Игоря Святославовича с половцами».В.М.Васнецов (1880)
48
49.
4950.
5051.
5152.
5253.
5354. Специфика формирования и развития единого российского государства. Московское государство в XIV-XVII вв.
СПЕЦИФИКАФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА.
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
В XIV-XVII ВВ.
Каримов Олег Владимирович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина
54