Тема: Античная философия
1/37

Античная философия

1. Тема: Античная философия

1.
2.
3.
4.
5.
Проблема первоначала мира в
натурфилософии античности.
Философия Элейской школы.
Философия Сократа.
Объективный идеализм Платона.
Философская система Аристотеля.

2. Этапы развития античной философии

1.
2.
3.
4.
Натурфилософский (ионийский) – VI-V вв.
до н.э.
Классический (афинский) – сер. V-IV вв. до
н.э. (Сократ, Платон, Аристотель)
Эллинистический – конец IV – I век до н.э.
Римский – I в. до .н.э. – V-VI вв. н.э.

3. Особенности древнегреческой философии

Космоцентризм
Тесная связь с мифологией в ее
рационализированном варианте
Умозрительный характер
Плюрализм

4. Натурфилософия античности

Центральный вопрос
натурфилософии античности вопрос о сущности и первоначале
мира.
Основу мира натурфилософы
усматривали в определенном
материальном принципе.

5. Милетская школа

Фалес
(ок.625—ок.547 до н.э.)
Анаксимандр
Анаксимен
(ок.610—после 540 до н.э.)
(585—525 до н.э.)

6. Философия Гераклита

Гераклит из Эфеса
(ок.520-ок.460 до н.э.)
Родоначальник объективной диалектики –
учения о развитии
Вводит представление об объективнологической закономерности
Разрабатывает элементарную теорию
познания

7. Атомистика

Левкипп (ок. 500 – 440 до н. э.)
Демокрит (ок. 460 до н.э. - ?)
Эпикур (341-270 до н.э.)

8. Атомистика

– учение об атомах, согласно которому
все в мире состоит из мельчайших и
далее неразложимых частиц (атомов).
Атом – предел делимости сущего.
Основа атомистической философии принцип дискретности.

9. Структура мироздания

Включает два начала:
Атомы – сущее, бытие, «абсолютно
полное». Характеризуются вечностью,
неизменностью, обладают величиной,
формой и тяжестью, находятся в
постоянном движении.
Пустота – не-сущее, небытие,
«абсолютно пустое». Выступает
условием движения.

10. Детерминизм Демокрита

Детерминизм – учение, согласно
которому все события в мире
обусловлены причинноследственными связями, а потому
исключена всякая случайность.
Демокрит: «Люди сами создали образ
случайности, чтобы скрыть
собственную нерасторопность».

11. Теория познания Демокрита

Главная цель познания – причинноследственное объяснение.
Виды познания:
• чувственное (источник – действия
органов чувств; не дает
подлинного знания);
• рациональное (источник –
деятельность разума, способного
доходить до знания сущности и
причинных взаимосвязей).

12. Философия элейской школы

Основатель – Парменид (ок. 540-470 до н.э.)
Центральное понятие – бытие.
Структура мира:
Бытие (сущее) – едино, неподвижно,
неизменно, носит умопостигаемый
характер.
Не-сущее – видимый мир, воспринимаемый с
помощью органов чувств, изменчивый и
многообразный.

13. Зенон (около 490 г. - около 430 г. до нашей эры)

Предложил оригинальные
доказательства концепции
Парменида («апории»).
Основной метод – «диалектика»
(искусство выявление истины путем
обнаружения противоречий в
рассуждениях противника)

14. Апории Зенона

«Летящая стрела» - доказывает
невозможность мыслить без
противоречия движение отдельно
взятого тела
«Ахилл» - доказывает невозможность
мыслить без противоречия движение
двух тел друг относительно друга
«Стадий» - немыслимость движения
доказывается из рассмотрения времени,
понимаемого как множество дискретных
элементов (мгновений)

15. Философия софистов – антропологический поворот в философии

Изменение философской проблематики:
считали центральными проблемами
философии не вопросы познания природы, а
науки, касающиеся человека (политику,
ораторское искусство, логику)
Релятивизм в гносеологии: возвели в абсолют
идею относительности всякого знания
Релятивизм в этике: утверждали
относительность этических норм и оценок

16. Периоды развития софистики

«Старшие» софисты - Протагор, Горгий,
Гиппий, Продик
В центре внимания – правовые и общественно
политические вопросы; наряду с ними
сохраняется онтологическая проблематика.
«Младшие» софисты – Ликофрон, Алкидамант,
Антифонт, Фразимах
Проблематика: этические и социальные идеи.
Распространили релятивизм на социально
этические нормы

17. Философия Сократа

Проблематика
Отрицает натурфилософские вопросы
о первоначале мира, о возникновении и 470. - 399 гг. до н.э.
строении мироздания. Считает принципиально
невозможным объяснение природных явлений
Полагает главной задачей философии
обоснование религиозно-нравственного
мировоззрения
Центральная проблема философии – проблема
человека
Считает, что философия должна быть
сосредоточена на вопросах этики, права,
политики и воспитания

18. Понимание философии

Философия – не умозрительное
рассмотрение природы, а практическое
учение о том, как следует жить.
Своим признанием Сократ считал
воспитание людей методом дискуссий и
бесед.

19. Философский метод Сократа

Диалектика – способ достижения истины
путем обнаружения противоречий в
рассуждениях противника.
Способом выявления противоречий в
рассуждении служит ирония, призванная не
высмеять собеседника, а зародить у него
сомнение.
Диалектическое исследование предмета
есть определение понятия об этом
предмете.

20. Метод Сократа

Главная цель метода – обнаружение
нравственной основы отдельных случаев
человеческого поведения.
Для этого он считает необходимым
установить определения этических
категорий.
Процесс обретения истинного знания о
предмете - майевтика.

21. Индукция как путь к получению общих понятий

На основе выделения общих черт между
единичными случаями человеческого
поведения необходимо обнаружить то
общее, что является основой
человеческого поведения вообще.
В результате должна быть найдена
соответствующая дефиниция,
представляющая собой понятийную
фиксацию общего.

22. Совпадение морали и знания

Истинная нравственность – это знание
того, что есть благое, прекрасное и
одновременно полезное для человека, что помогает
ему достичь блаженства и истинного счастья.
Человек не может быть нравственным, если он не
знает, что есть добродетель.
Следовательно, знание добродетели является
предпосылкой нравственной жизни.

23. Философия Платона

(427 - 347 гг. до н.э.)
Центральное понятие – идеи (эйдосы),
которые представляют собой
подлинную реальность и сущность
всех вещей.

24. Работы Платона

«Апология Сократа»
«Протагор»
«Пир»
«Государство»
«Федр»
«Законы»

25. Идеи в философии Платона

Понимаются в качестве идеальных прообразов
(образцов) всех вещей
Выступают причинами существования
чувственных вещей, своего рода
порождающими моделями
Являются неизменными, неподвижными,
вечными
Представляют собой единственный предмет
истинного познания

26. Виды бытия у Платона

Подлинное бытие – мир идей (первичный,
нематериальный, неподвижный, вечный,
умопостигаемый).
Неподлинное бытие – мир вещей (производный,
материальный, подвижный, изменчивый,
чувственно воспринимаемый). Вещи – единство
идеи и материи, бытия и небытия.
Небытие – материя (область
непрекращающегося движения и изменения,
принимающая на себя идеи и превращающая
каждую из них в множество чувственных
вещей).

27. «Пирамида бытия»

«Единое» (благо)
Мир идей
Мир вещей
Материя (хора)

28. Теория познания Платона

Виды познания:
Чувственное познание имеет своим предметом
мир вещей. Не дает подлинного знания.
Разумное познание – знание о сущности вещей,
доходящее до постижения идей как подлинного
знания.
Ядро гносеологии Платона – концепция
воспоминания

29. Понятие души в философии Платона

1.
2.
3.
Бестелесна, бессмертна
Состоит из 3-х упорядоченных частей:
разум;
воля и благородные желания;
влечения и чувственность.

30. Идеальное государство

Сословные группы Части (уровни) души
Добродетели
1
Философы
(правители)
Разумная
мудрость
2
Воины (стражи)
Воля и благородная
страсть
храбрость
3
Земледельцы,
ремесленники
(производители)
Чувственность и
влечение
умеренность

31. Философия Аристотеля

384-322 до н.э.
Cочинения Аристотеля охватывают все
современные отрасли ему отрасли знания:
1. Логику – науку о доказательстве и формах
мышления;
2. Физику – науку о вещах чувственного мира и
природных явлениях;
3. Метафизику – учение об умопостигаемых началах
бытия;
4. Этику и политику;
5. Эстетику и теорию поэзии.

32. Произведения Аристотеля

«О небе»
«О душе»
«Метафизика»
(сложилась из 14 разных книг)
«Никомахова этика»
«Политика»
«Риторика»

33. Критика Аристотелем платоновского учения об идеях

Возражения Аристотеля:
1) Идеи бесполезны для познания вещей.
2) Идеи бесполезны для существования
вещей.
3) Признание иерархии идей приводит к
логическим противоречиям.
4) Теория идей не объясняет движения и
становления, изменчивости мира
вещей.

34. Онтология Аристотеля: учение о форме и материи

Основные положения:
1. Реальны только вещи.
2. Вещь представляет собой единство
формы и материи.
Форма – сущность предмета и понятие о
предмете; является вечной и
неизменной.
Материя – неопределенный субстрат, в
котором форма становится
определенностью другого бытия.

35. Учение о причинах

Виды причин:
материальная – то, из чего что-либо
возникает;
формальная – то, в силу чего всякая
вещь, именно такова, какова она есть;
движущая причина – источник движения;
целевая – то, ради чего что-либо
осуществляется.

36. Проблема отношения понятий к чувственным вещам

Понятия - средство познания
существенных и неизменных свойств
бытия (по этому пункту солидарен с
Платоном).
Понятия не обладают
самостоятельным бытием и являются
общими признаками вещей (в этом
пункте выступает как противник
Платона).

37. Учение о государстве

Правильные
формы правления
Неправильные
формы правления
монархия
тирания
аристократия
олигархия
полития
демократия
English     Русский Правила