Похожие презентации:
Традиции и обряды башкирского народа
1.
Традиции и обрядыбашкирского народа
2.
• Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территорииУрало-Поволжского региона в результате взаимодействия и
смешения древних башкир, приуральских финно-угорских
племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских
потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда
кипчаков, передавших башкирам некоторые
этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии
и Казахстана.
3.
• Пришедшие в XIII-омвеке монгольские
завоеватели
столкнулись с уже
сформированным
башкирским этносом,
который оказал
упорное
сопротивление и
сумел в итоге
сохранить этническую
самобытность и
культурные традиции
башкир во времена
золотоордынского ига.
4.
• На становление башкирского менталитета оказаливлияние следующие факторы: исконно кочевой образ
жизни башкир в тесном взаимодействии со средой
обитания и исламская этика, определившая духовные
ориентиры башкирского этноса.
5.
• Характерными чертами башкирской ментальностиявляются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как
наследие «степной философии», духовный коллективизм
или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над
личным без ущемления индивидуальной свободы
отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и
любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие,
общительность и гостеприимство.
6.
Интересным фактом
является отсутствие
в башкирском языке
развитой системы
ненормативной
лексики. Возможной
причиной явилась
исторически
сложившаяся
традиция не
злословить в
присутствии женщин,
детей и стариков, а
также домашних
животных и пчел,
чтобы не нанести
вред. Для предков
башкир слово было
таким же
материальным, как и
любая вещь. Видимо,
поэтому в
башкирском языке
сохранилось
выражение «hуз
тезеу», что побашкирски означает
«нанизывать слово».
7.
• В основе башкирскогоэтикета лежат
национальные
традиции, обычаи,
обряды и ритуалы (побашкирски «йола»).
Например, во время
приветствия башкиры
иногда пожимают руку
собеседника двумя
руками, что является
знаком особого
расположения и
радушия. В случае
общения с пожилыми
людьми подобное
рукопожатие является
обязательным, иначе
вас сочтут невежливым.
8. Традиционное декоративное искусство
Предметный мир башкирской
культуры ярок и самобытен
во многом благодаря
орнаментальному искусству,
которое эстетизировало все
его области: одежду и утварь,
жилище, снаряжение воина.
Многообразны технические
приемы башкирского
декоративного искусства:
различные виды ткачества
(бранное, закладное,
выборное, многоремизное,
ковроткачество) ,
9. В Башкирии проживает много народов, исповедующих различные религии. И у каждой религии есть свои традиции, ритуалы и обряды.
10.
• Сабантуй - праздниктруда, в котором
сливаются обычаи
тюркских народов
Сабантуй в
древности
праздновали
непосредственно в
день перекочевки с
зимнего пастбища на
летнее. Главное
значение на
празднике
придавалось
национальным
играм, выявлению
новых молодых
батыров, защитников
рода, племени,
народа.
11. Йыйын
Строго
установленного
времени для
проведения йыйынов,
в отличие от сабантуя,
не было, но обычно
его организовывали в
период после сева до
косовицы ржи. На
йыйынах одного или
нескольких
родственных аулов
решались спорные
земельные вопросы,
распределялись
сенокосные угодья и
летние пастбища.
Нередко к йыйынам
приурочивались и
свадебные торжества.
12. Традиционная башкирская свадьба
Древний обычай сговаривать своих
детей еще в колыбели до конца XIX в.
сохранялся кое-где у богатых
зауральских башкир. С этого момента
девочка становилась невестой, и отец
уже не имел права выдать ее за
другого, хотя бы жених и оказался
потом неподходящей партией,
вследствие ли своих качеств или по
расстроившемуся материальному
состоянию. Если отец впоследствии не
пожелает отдать за нареченного свою
дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать
жениху или его родителям скот,
деньги и прочее, в размере
обусловленного раньше калыма.
Женились башкиры рано. По
достижении юношей 15-16 лет его
женили на девушке 13-14 лет. Отец,
желая женить сына, советовался с
женой, спрашивал согласия на брак и
сына. Выбор невесты, хотя и по
согласию с женой, всегда
принадлежал отцу. Заручившись
согласием сына и жены, отец
отправлял к будущему тестю сватов
(коза) или сам отправлялся к нему
для переговоров.
13.
Ежегодный поств течение месяца
14.
Каргатуй• Это первый
весенний
праздник,
посвящавшийся
пробуждению
природы и
наступлению
нового года. В нем
участвовали
только женщины и
дети (мальчики до
12 лет).