Похожие презентации:
Французская Shanson
1. Французская Shanson
Работу выполнили: Антонова Екатерина и Александрова АлександраГруппа: АХ/19-1б
2.
• Shanson– это светская многоголоснаяпесня, создателем которой считают
Клемана Жанекена.
• Представители: Жиль Беншуа,
Йоханнес Окегем, Жоскен Депре,
Клеман Женекен, Антуан Бюнуа.
3.
• Shanson появилась вофранцузских
аристократических кругах еще
в период раннего Ренессанса.
В XVII в становится одним из
самых популярных жанров,
распространенных далеко за
пределами Франции.
Содержание shanson чаще
всего связанно с образами
любовной лирики, как
правило, повествует о
житейских радостях и
невзгодах, о военных походах
и сражениях, о любовных
горестях и печали.
• Поэзия становится более
утончённой и манерной,
вместо грубоватой и
несколько фривольной
тематики песен XV в. (Клеман
Маро, Пьер Ронсар, Этьен
Жодель, Реми Белло).
4.
• Основополагающее значение становления многоголосной shanson сыграланародная песня. Источником shanson служили популярные мелодии не
относящиеся к фольклорной традиции, а взятые из сочинений композиторовпрофессионалов.
5.
• Изначально shanson опирался намузыкально-тематический
материал к которому
присоединялись другие голоса.
Но с конца XVв. техника
композиции шансон меняется.
Мастера Высокого Возрождения
выстраивают многоголосное
сочинение разделами
«многоэтажных» (многозвучных
по вертикали) комплексов,
координирующим началом в
которых выступают ритм,
имитация, созвучие.
• Shanson существовал не только
как самостоятельный жанр: ее
материал проникал в
произведения самых разных
форм (муз. части месс, мотетов,
основы инструментальных
сочинении и т.д.)
6.
• Одним из важнейших периодов вразвитии shanson составляют
творчество композиторов
нидерландской школы (Дюфаи,
Окегем). Композиторы этой школы
создают род многоголосной песни
характеризующейся высокой
степенью полифоничности.
7.
• Во второй половине XV в. shanson приобретает новое свойство: веё вертикали значительно уменьшается число диссонансов,
голоса становятся более певучими, между ними чаще вводятся
имитации, tempus perfectum( 3-х дольный) сменяются tempus
imperfectum(2-х дольный).
8.
• Shanson Жоскена Депре знаменует собой одну из вершинныхфаз в развитии этого жанра.
• Во-первых, меняется характер самого тематизма, он
становится более собранным в интонационном и
ритмическом отношении, чётким по структуре, более
определенном в ладовом решении.
• Во-вторых, это как правило уже четырех- ,пяти-,
шестиголосные произведения с равнозначными и
тематически идентичными голосами вовлечёнными в
сложные имитационные отношения. Их структура напоминает
мотетную форму, в которой в каждой строке текста
соответствует своя фраза мелодии интонационно
излагающаяся во всех голосах. СКРИНШОТ
• После Жоскена Депре с одной стороны shanson продолжает
развиваться с формой сквозного имитационного строения, в
которых каждой строчке текста соответствует своя
мелодическая фраза. С другой стороны создается shanson
аккордово-гармонического склада, свободно акцетированного
напева с мелодией уже не в теноре, а в верхнем голосе.
9.
• Впервые черты аккордового письмапроникают в шансон еще у Обрехта, Брумеля,
Изаака. Позднее гармоническое начало
отчетливо выражено в творчестве Сертона,
Жанекена, Орландо Лассо. Однако их shanson
строится, как правило, на сочетании двух
типов изложения: гомофонного и
полифонического.
10.
• Композиторы второй половины XVI в. (Клод Лежен,Гийом Котле) создают чисто аккордовую шансон в ее
вертикали преобладают трезвучные аккорды в
соединении которых намечаются нормы
голосоведения классической гармонии.
• Музыка shanson второй половины XVI в. становится
живой, яркой, разнообразной. Она перекликается с
выразительным стилем musica reservato – искусства
воспроизведения предметов и образов, смысл слов и
понятий.
11.
• Внимание к тексту, стремление передать вмузыке его сюжетную сторону органично
подводят к рождению, так называемой,
программной shanson, искусным мастером
которой был Клеман Жанекен («la guerre», «le
chasse», «la caquet des femmes»).
• Важно также отметить тяготение
композиторов XVI в. к развёрнутой
многочастной пьесе показательным в этом
отношении является shanson Ле Женно «Ma
mingnonne» состоящая из восьми частей
каждая из которых развивает одну и ту же
тему, но предназначена для разного
количества голосов.
12. Выводы
• Значение shanson в музыке XV-XVI вв. былоогромно, его можно было бы сравнить со
значением сонаты и концерта в XIX в.. Благодаря
shanson, музыкальное искусство эпохи
возрождения обогатилось разнообразием
поэтических сюжетов и форм. Оно впитало в
себя наиболее яркие народно-бытовые
традиции. Песня стимулировала творческое
отношение мастеров строгого стиля к избранной
модели – музыкально – поэтическому
источнику, в достаточной мере пополнив сферу
выразительных приёмов новыми
художественными средствами.