Похожие презентации:
«Византийская Таврика» или Крым в истории и культуре Византийской империи
1. «Византийская Таврика» или Крым в истории и культуре Византийской империи
Науменко В.Е.«Византийская Таврика»
или Крым
в истории и культуре
Византийской империи
2.
1. Средние века в ЕвропеЭпоху «средних веков» обычно делят на три основных периода – раннего (конец
V – середина XI вв.), зрелого или классического (середина XI – 1453/1492 гг.) и
позднего средневековья (1492-1648 гг.). В целом она характеризуются рядом
важнейших для истории человечества процессов:
Окончательным упадком и исчезновением рабовладельческого строя,
который лежал в основе античного общества и экономики.
Новой социально-экономической моделью – феодализмом, суть которой
заключается в иерархической структуре общества (феодалы – рыцари – зависимое
население), условном характере собственности и властных полномочий,
приоритете частного права и личных связей над межгосударственными
отношениями и международным правом, политической раздробленностью.
Формированием многих современных народов и государств на карте
Европы – Франции, Германии, Англии, Шотландии, Испании, Португалии,
Нидерландов, Швейцарии, Дании, Швеции и пр. Самоопределение европейцев
складывалось в ходе крупных гражданских и общеевропейских военных
конфликтов – «Столетней войны» (1337-1453 гг.), «Войны Алой и Белой розы» в
Англии (1425-1455 г.), буржуазной революции в Нидерландах (1566-1609 гг.),
«Тридцатилетней войны» (1618-1648 гг.).
Появлением новых форм государственного устройства – феодальной и
абсолютной монархий, а также сословно-представительских органов власти –
парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции и кортесов в Испании.
3.
2. Средние века в ЕвропеЭпоху «средних веков» обычно делят на три основных периода – раннего (конец V
– середина XI вв.), зрелого или классического (середина XI – 1453/1492 гг.) и
позднего средневековья (1492-1648 гг.). В целом она характеризуются рядом
важнейших для всемирной истории процессов:
• Рождением большинства современных крупных и малых европейских
городов, история и борьба которых за свои права подарили Европе понятия
«частного права» и «личной свободы», выборность и демократическую
сменяемость властных институтов, доступность высшего (университетского)
образования независимо от происхождения и сословной принадлежности
человека.
• Рождением двух новых мировых религий – христианства и ислама.
Догматика и организационная структура христианской церкви позволила ей,
вплоть до эпохи Реформации (XVI в.), играть роль верховного арбитра в
европейской политике. Следствием борьбы христианства и ислама за сферы
влияния стали многочисленные «священные войны»: Реконкиста и Крестовые
походы со стороны папского Рима в XI-XIII вв. и идея всемирного панисламского
государства на протяжении VII-IX вв.
• Появлением множества новых технических изобретений и технологий –
ветряной мельницы и доменной печи, передаточных механизмов и домкрата,
очков и книгопечатания, канализации и механических часов, вентиляции и
парусного судна и пр.
4. 3. Карта средневековой Европы около 550-600 гг.
5. 4. Карта средневековой Европы около 1000 г.
6. 5. Европа в первой половине V в. с указанием границ Римской империи по разделу 395 г.
7. 6. О начале византийского периода в истории Крыма
Крым стал отдельной административной единицей Византийской империи только в VI в., вправление императоров Юстиниана I (527-565) и Юстина II (565-578), когда здесь, помимо
гарнизонов в крупнейших центрах полуострова – Херсоне (античный Херсонес Таврический) и
Боспоре (античный Пантикапей), появился византийский наместник с титулами дука и
стратилат и верховными гражданскими и военными полномочиями. Таким образом, в Таврике
было установлено прямое и постоянное имперское правление, и она приобрела статус
отдельной византийской провинции – дуката.
Ранее, на протяжении длительного периода времени, с конца III до середины VI в., который в
исторической науке называется позднеримским периодом, в Крыму существовали два
крупных, союзных, но юридически независимых от Восточно-Римской (Византийской)
империи политических образования – Херсонесская республика и Боспорское царство.
Несмотря на тесные политические, экономические и культурные связи между ними и
империей, на Боспоре в это время правит местная династия Тибериев Юлиев, а Херсонес
управляется, как и в античное время, выборными органами самоуправления во главе с
коллегией архонтов и «отцом города».
В Херсонесе на протяжении III-V вв. периодически размещались отдельные римские военные
подразделения легионного типа (вексилляции, баллистарии), действовала имперская таможня
(практион), пребывали в ссылке государственные преступники, шли ремонты оборонительной
системы крепости под руководством византийских инженеров, действовали отдельные
имперские законы, чеканились монеты по византийским образцам и пр., но не хватало
главного – указаний на замену или хотя бы прямое подчинение местного самоуправления
византийской администрации. Это произошло лишь в VI в., что означает начало нового
(византийского) периода в истории Крыма.
8. 7. О начале византийского периода в истории Крыма. «Страна Дори»
Тогда же, в VI в., византийская провинция вТаврике приобрела значительно большие
размеры, чем просто контроль за Херсоном
(так в средневековую эпоху стали называть
античный Херсонес) и Боспором. Власть ее
дуки распространялась на Таманский
полуостров, а внутри Крыма – на Южный
берег Крыма, где были построены две новые
крепости – Алустон (на месте современной
Алушты)
и
Горзувиты
(современный
Гурзуф), и на горную часть Таврики, которую
один из самых известных византийских
историков
этого
времени,
Прокопий
Кесарийский, назвал «страной Дори». По его
словам, здесь проживали союзники Византии
– племена готов, для которых император
Юстиниан I построил «длинные стены», под
которыми современные историки понимают
участки оборонительных стен в узких горных
ущельях
(«клисурах»),
преграждавших
неприятелю движение к Херсону.
9. 8. Территория Византийской империи периода ее распада (1204-1261 гг.)
Крым перестал быть византийской провинцией уже в результате событий IVКрестового похода 1202-1204 гг., завершившегося взятием столицы империи –
Константинополя, и распадом Византии на ряд независимых государств – Латинской
империи, Никейской империи, Трапезундской империи и Эпирского царства. В
1261 г. Византийская империя была восстановлена, но в значительно меньших границах
и с ресурсами, которые уже не позволяли ей вести прежнюю внешнюю политику.
10. 9. О поздневизантийском (или поствизантийском) периоде в истории Крыма
Начиная с XIII в. история средневековой Таврики развивается вне Византийскогогосударства. В первой половине XIII в. она находится в зависимости от Трапезундской
империи, выплачивая ей регулярную дань, о чем сообщают два современных источника –
«Синопсис чудес св. Евгения» и «Аланском послание» никейского епископа Феодора.
К концу столетия Крым окажется частью огромной Монгольской империи; к середине
XIV в. полуостров станет отдельным Крымским улусом Золотой Орды. Тогда же
окончательно морское побережье Таврики перейдет во владения итальянских колоний
Венеции и Генуи с укрепленными центрами в Воспоро (Керчь), Сугдее (Судак), Кафе
(Феодосия), Алустоне (Алушта) и Чембало (Балаклава).
Поэтому период 1204-1475 гг. в истории Крыма можно называть как поздневизантийским,
что традиционно по отношению к существующей периодизации истории Византии, так и
поствизантийским периодом, что подразумевает реальное исключение областей
полуострова из административной системы империи при сохранении традиционных
торгово-экономических, культурных и церковно-политических связей его крупных
городских центров с империей, если мы имеем ввиду церковно-административные
контакты крымских епархий в составе Константинопольского патриархата. Наиболее
важным проводником таких контактов был, безусловно, Херсон, хотя с XIV в. он также
являлся одной из генуэзских факторий и центром католического миссионерства в регионе.
С начала XV в. таким же центром византийской культуры, как говорят – «последним
осколком Византии на полуострове», становится самостоятельное княжество Феодоро в
горном Крыму, имевшее союзнические и династийные отношения с византийскими
Палеологами и трапезундскими Комнинами. Однако, и здесь речь идет, прежде всего, о
византийском характере материальной культуры и церковной ориентации местной Готской
митрополии на Константинополь.
11. 10. О географии византийской Таврики
Несомненно, для Византии на протяжении всего периодавладения Крымом наиболее важным являлся реальный контроль
за приморской и горной частями полуострова. Степь же всегда
контролировалась различными кочевниками – гуннами в IV-V
вв., булгарами в VI-VII вв., хазарами в конце VII-VIII вв.,
хазарами и мадьярами в IX в., печенегами в X в., половцами в XIXII вв. Не случайно, что два имевших место проекта
унификации
системы
административного
управления
Византии в Таврике охватывали исключительно горные и
приморские области полуострова, не касаясь степи. Речь идет,
прежде всего, о введения фемной модели территориальноадминистративного управления в регионе около 841 г. В рамках
этой реформы к концу X – началу XI вв. на территории Крыма
фиксируются четыре фемы – Херсон, Сугдея, Боспор и
отдельный турмархат Готия. Подобную же цель – покрыть
византийской административной системой управления большую
часть горных районов полуострова, преследовало и введение
системы пяти христианских епархий – Херсона, Боспора,
Сугдеи, Готии и Фулл, что произошло окончательно ближе к
концу IX – началу X вв.
Таким
образом,
византийскую
Таврику
географически
невозможно рассматривать как некую единую этнокультурную
территорию с общим центром (в данном случае Херсоном).
Скорее, это совокупность отдельных географических зон, каждая
из которых имела значительную самостоятельность в силу
отделенности
друг
от друга,
отсутствия
стабильных
коммуникаций и сложившихся традиций.
12. 11. Византийский Херсон. План и общие виды городища
13. 12. Византийский Херсон. Наиболее известные базилики: Западная, Восточная, «базилика 1935 г.»
14. 13. Византийский Херсон. Уваровская базилика
Открыта в 1853 г. графом А. С. Уваровым. Ее справедливосвязывают с кафедральным храмом Херсона. Главным
сооружением этого сложного комплекса, занимавшего
площадь городского квартала, являлась большая (52,25 х
20,45 м) трехнефная базилика с одной полукруглой абсидой,
с нартексом и экзонартексом и крытой южной галерей, где
во время службы находились неофиты. Кроме того, с храмом
были связаны ряд специальных помещений – небольшая
часовня со скальной криптой (склепом), место упокоения
епископов города; диаконикон – хранилище для церковной
одежды и утвари, необходимой при совершении
богослужений; секретон – помещение для работы
епископских служб. С востока от базилики был построен
большой крестовидный баптистерий, предназначавшийся
для крещения взрослых. Наконец, с юга располагались
атриум с фиалом, то есть внутренний световой дворик с
фонтаном, и двухэтажный дом епископа, на нижнем этаже
которого, помимо нескольких хозяйственных помещений, был
размещен триклинон, где проходили официальные приемы
херсонского епископа и трапезы.