ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ
4.13M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство Древнего Египта. Искусство Нового Цapcтвa

1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ИСКУССТВО НОВОГО ЦAPCTBA

2.

Нашествие азиатских
племѐн — гиксосов
(на языке древних
египтян их название
означало
«чужеземные
правители») —
около 1700 г. до н. э.
на полтора столетия
повергло страну в
пучину бедствий.
Вместе с гиксосами
в долине Нила
появились лошади и
колесницы, которых
с тех пор стали
изображать на
египетских рельефах
и в настенных
росписях.

3.

Изгнание гиксосов в
середине XVI в. до и. э.
положило начало эпохе
Нового царства (XVI—XI
вв. до н. э.) и
возрождению
египетской
государственности.
Фараоны XVIII
династии установили
господство Египта над
многими соседними
странами. Его возросшее
значение заставило
государей соседних
держав посылать
фараону дорогие
подарки.

4.

В столицу Египта —
Фивы — везли
драгоценные металлы,
самоцветы и слоновую
кость из Нубии
(территория современных
Египта выше первого
порога Нила и Судана),
ценную древесину из
Финикии (восточное
побережье Средиземного
моря), благовония, редкие
растения из загадочной
африканской страны
Пунт (по-видимому,
территория современного
Сомали). В летописях и
поэтических гимнах
прославлялось могущество
государства и его
властителей. Вполне
естественно, что духу
времени отвечали и
памятники искусства
Нового царства.

5.

Фивы расположены на двух берегах Нила, русло которого здесь широко и полноводно. На
восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город живых с
прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоѐмами.
Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались
колесницы, шли толпы людей, шествовали торжественные процессии.
Ипет Сут. 3000 до д.э

6.

На западном берегу, ближе к реке, в долине
высились поминальные храмы фараонов разных
династий, а в скалах Ливийского хребта
укрывались гробницы царей и знати.
Храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.)

7.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой
на две части было традиционным: культ мѐртвых связывался с западом,
откуда наступала безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в
подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном
берегу Фив город мѐртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и
тишина. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего
сохранилисьруины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона
Рамсеса II

8.

В Фивах можно убедиться, что
при всех утратах и разрушениях
древнеегипетские памятники
не ис-чезли бесследно подобно
памятникам других
цивилизаций. Фивы на тысячу
лет старше знаменитого в
Древнем мире города Нового
Вавилона, о великолепии
которого реально судить уже
невозможно. Развалины
фиванской архитектуры, с еѐ
исполинскими статуями,
прекрасными рельефами и
росписями, и сейчас
захватывают своей
необыкновенной красотой. И
до сих пор с правого берега
Нила каждый вечер в течение
тысячелетий можно увидеть
феерическое зрелище
пламенеющего красками заката,
отражаемого бурыми водами
реки: бог солнца Ра уходит в
царство мѐртвых.

9. ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового
царства стали храмы, или «дома» богов.
Храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.)

10.

Храм царицы
Хатшепсут (1525—
1503 гг. до н. э.),
посвящѐнный
богине Хатор, в Дейр
эль-Бахри в Фивах,
на западном берегу
Нила (начало XV в.
до н. э.). Культ Хатор,
дочери бога Ра,
богини любви,
музыки и танца,
глубоко почитался
египтянами.

11.

Женщина-фараон
Хатшепсут была
личностью
незаурядной.
Захватив власть у
пасынка,
будущего Тутмоса
III, она во время
своего
царствования не
столько воевала,
сколько
сооружала новые
и восстанавливала
старые храмы.
Известняковая сидячая статуя Хатшепсут

12.

Прославлению царицы
Хатшепсут служили еѐ
многочисленные изваяния.
Хрупкая, миниа-тюрная
женщина с характерным
очертанием узкого лица,
высоким лбом и широко
расставл енными, удлинѐнными
краской глазами всегда
изображалась в мужском
облике: с накладной бородкой.
Такова была традиция
изображения фараонов.
Хатшепсут, желая утвердить
свою власть над подданными,
не привыкшими видеть
женщину на троне,следовала
давно сложившимся правилам.
После кончины царицы
Тутмос III уничтожил статуи
Хатшепсут, еѐ имя в надписях
было сбито.
Скульптурная голова царицы Хатшепсут.
Начало XV в. до н. э.

13.

Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник
древнеегипетского зодчества — построил архитектор
Сенмут, царский фаворит, наделѐнный огромной
государственной властью. Храм стоит у подножия круто
обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не
только служат небывалым фоном для архитектуры, но и
сливаются с ней в неповторимое целое.
Храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.)

14.

Храм расположен на трѐх террасах, соединѐнных
пандусами (наклонными площадками) и обрамлѐнных
столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно
было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от
берега Нила, и подняться по террасам к святилищу,
вырубленному в толще скал.

15.

Строгий облик храма
разнообразили статуи
царицы Хатшепсут в
облике Осириса;

16.

колонны, на капителях (верхних частях) которых
была высечена голова богини Хатор; росписи и
раскрашенные рельефы

17.

На просторных террасах рас полагались водоѐмы, росли деревья.

18.

Две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III
(около 1455—1419 гг. до н. э.) —единственное, что осталось от
знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя.
Статуи фараона Аменхотепа III(Колоссы Мемнона).XV в. до н. э.

19.

Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами,
сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди
каменистой пустынной равнины на фоне далѐких холмов. Колоссы Мемнона —
так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждѐнная
землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные
звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический
эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою
мать — греческую богиню утренней зари Эос.
Статуи фараона Аменхотепа III (Колоссы Мемнона). XV в. до н. э.

20.

Феномен «поющей» статуи учѐные объясняют
утренними температурными колебаниями
воздуха, проникавшего в изломы скульптуры.
После реставрации, проведѐнной по приказу
римского императора Септимия Севера в начале III
в., изваяние умолкло навсегда.
Статуи фараона
Аменхотепа III
(Колоссы
Мемнона). XV в. до
н. э.
English     Русский Правила