Похожие презентации:
Презентация к докладу Венкова
1. Развитие человеческого общества и смена моральных установок
Мораль диктуется условиямивыживания человека
2.
• Жизнь развивается по объективным законам, не зависящим от воли исознания человека.
• Но человек – существо разумное и активное. Он влияет на
окружающий мир (иногда или даже по большей части губительно), он
живет своим сообществом, он принимает решения, как изменить мир
вокруг и как изменить сообщество.
• Как он принимает эти решения? Что движет им? Что в его
сознании хорошо и что плохо? Как меняются эти представления?
Чего он хочет и чего не хочет?
• Работа любого человека состоит из трех составляющих: оценки
обстановки, принятия решения и собственного действия. При
этом он в двух первых составляющих руководствуется моралью.
3.
• Разделение ветвей человека и обезьяны произошло 5 – 7миллионов лет назад.
• Последний общий предок человека и неандертальца жил
500 000 лет назад и окончательно разошлись популяции
людей и неандертальцев 300 000 лет назад.
• 60 – 70 тысяч лет назад стали образовываться расы
• 40 – 50 тысяч лет назад человек современного
анатомического типа появился в Европе
• Получается, что время возникновения и становления
современного человека – примерно 400 тысяч лет
назад.
4. Марафонский бег – 42195 метров.
• С погрешностями и округлениямипредставим, что 100 лет = 10 метрам
дистанции.
• Наша эра– всего лишь 200 метров.
• ХХ век с его двумя мировыми войнами,
выходом в космос и расщеплением
ядерного ядра – 10 метров.
• 2001 – 2018 – два шага бегуна.
5. Как он бежал 42 километра мы почти не знаем
6. Даже недавно человек выживал за счет тяжелого физического труда.
7. Человек выживал коллективно
«Борьба за жизнь всегда велась не индивидуально, нов группах» (Дэйви М. Эволюция войн. М. 2009. С.21).
8. Сложился универсальный институт выживания, заимствованный из животного мира.
• Семья• Община
• Государство
9. Сама община (само сообщество)
10. Земля
Человек трудится, чтобы выжить, и природа стимулирует его,посылая ему удовольствие от физического напряжения и чувство
удовлетворения от результатов труда.
11. Правда
12. Условие справедливости - равенство
13. Гарант справедливости - тотем
14.
15. За последнее время условия жизни радикально изменились
. соч. С.20).За последнее время условия жизни
радикально изменились
• «Кто сыграл эту шутку, посмеялся
жутко над бедными людишками,
соблазнив их излишками?..»
(Керуак Джек. Бродяги Дхармы).
16.
• А.С.Пушкин о США в 1836 году: «Уважение ксему новому народу и его уложению, плоду
новейшего
просвещения,
сильно
поколебалось.
С
изумлением
увидели
демократию в ее отвратительном цинизме…
Все
благодушное,
бескорыстное,
все
возвышающее
душу
человеческую
–
подавленное
неумолимым
эгоизмом
и
страстию к довольству (comfort)» (Пушкин
А.С. Полное собрание сочинений. Т. 12. Л.
1949. С.104.).
17. «Люди не жалеют усилий, чтобы только ничего не делать»
«Человек тратит время на усовершенствования, апотом становится их более или менее добровольным
пленником» (Блок М. Апология истории. М. 1986.
С.25).
18.
• Достигнув довольства, человек в довесокполучает иллюзию, что может выжить в
одиночку.
У
него
вырабатывается
индивидуалистская мораль
19. Появляется иллюзия возможности выжить в одиночку
• Англия Х1Х век. «Шестидесятые годы были, несомненно, эпохойпроцветания; достаток, которого достигли ремесленники и даже
промышленные рабочие, совершенно вытеснил из умов мысль о
возможности революции, по крайней мере в Великобритании» (Джон
Фаулз. Подруга французского лейтенанта).
• В Испании во 2-й половине ХУ1 века возник плутовской роман.
Наряду с плутовским романом огромной популярностью пользуются
жизнеописания реальных преступников, криминальные биографии,
истории авантюристов. Распространенное явление в жизни
испанского общества. Много персонажей. «Все они живут с
ощущением, что весь мир состоит из плутов, кругом царит обман, все
люди волки»
20. Я один… Но я стою целой стаи шакалов
21. Один за всех, и все за одного (ХУ11 век)
22. Каждый за себя, и Бог за всех (ХХ век)
23.
• «…Заклание морали превратилось в нечто вродеритуальной жертвы, призванной лишний раз
подтвердить господствующие групповые ценности,
ориентированные в последние десятилетия не
столько на верность, доброту или долг, сколько на
соперничество, новизну, энергию. Размывание
поведенческих правил, обусловленное развитой
экономикой, оказалось несовместимым с жестким
набором норм, зато великолепно сочеталось с
перманентным восхвалением воли и «я» (Уэльбек
Мишель. Возможность острова. СПб. 2012. С.38).
24.
• «Теперь же молодые, образованные,достигшие
высокого
социальноэкономического статуса люди впервые
публично заявляли, что не хотят иметь
детей, не желают выполнять хлопотные
обязанности, связанные с воспитанием
потомства»
(Уэльбек
Мишель.
Возможность острова. СПб. 2012. С.50).
25.
• «…По заказу Би-би-си англичане-социологипровели исследование. Опросили пять тысяч
своих соотечественников, которые, как один,
заявили: все смертные грехи давно устарели. А
по нашему времени они и не грехи вовсе. 80%
опрошенных честно сознались, что жестокость
- это норма их поведения. Гордятся собой,
считая всех вокруг тупыми, дураками,
завидуют и чревоугодничают - две трети,
половина - ленивы, алчны и похотливы».
• (Искус велик//Story. 2011.№ 11. С.73).
26.
• Врожденная индивидуальность, которой мы всилу трагического заблуждения так гордимся,
как раз и служила источником наибольшего
процента наших бед.
• Человечество стало «первым в пределах
известной нам Вселенной родом животных,
самостоятельно подготовившим условия для
собственного вытеснения».
(Уэльбек М.
Элементарные частицы).
27.
• Мы бежали 42 километра• На последних 5 метрах мы перешли к «прыжкам в
высоту»
• Из биологии известно, что мутации случайны, и
вероятность их закрепления в популяции мала. Проходит
довольно продолжительное время (сотни и тысячи
поколений), прежде чем закрепившаяся мутация достигает
средних частот.
• Вывод – предыдущие 400 тысяч лет обусловили
физические потребности и способности человека в
настоящем; все, что не соответствует приобретенному
за эти сотни тысяч лет «физиологическому опыту»,
стереотипу поведения, ритмам жизни, – искажение, оно
губит человека.
28. Мы сейчас живем в условиях непривычных для человека
• Животные в зоопарке:• Долго живут
• Почти все болеют
• Плохо размножаются
29.
• Сколько сейчас в Ростоверождается
абсолютно
здоровых детей?
30.
Презрение к производительному труду, как к рабскому занятию,получило широкое распространение именно в это время. Оно еще
более ухудшало положение бедняков, ослабляя стимул искать пути для
честного трудового заработка
31.
• Упадок полисов с их древними традициямиподчинения индивидуума нуждам гражданского
коллектива привел к развитию индивидуализма.
Оторванные от своего родного полиса люди уже
не могли надеяться на поддержку сограждан,
должны были рассчитывать только на себя.
Частые
перевороты,
войны,
всеобщая
неуверенность в будущем привели к широкому
распространению фатализма. Космополитизм,
индивидуализм
и
фатализм
стали
существенными элементами мировоззрения
эллинизированного населения эллинистического
мира
32.
Греческие и римские интеллектуалы не женились, «отвергалибрак, стесняющий их желание путешествовать» (Басле М.-Ф.
Апостол Павел. Ростов-н/Д. С. 59)
33.
• Американский путеводитель в 80-е годы:«Для русских «родина и народ» означает то
же, что для англосакса – «свобода и
демократия»» (Вайль П., Генис А.
Интервенция//Иностранная
литература.
1991. № 2. С. 240).
34.
• «В странах, где начинает расти уровеньжизни, сразу возникают «болезни века»…
Как цивилизованному существу избавиться
от болезни цивилизации? Очень просто –
перестать быть цивилизованным! По
крайней мере в той части, которая касается
еды и движения» (Никонов А. Кто
придумал//Story. 2011, № 10. С. 34, 38).
35.
• Каков уровень довольства (комфорта),обуславливающий
переход
от
коллективистской
морали
к
индивидуалистской?
• Каков уровень физических усилий,
соответствующий
историческому
опыту человека, как биологического
вида?