Анализ мифологемы «Мороз»
Работу выполнили: Айхан Ю, Жукова Н, Голенищева Н.
3.13M
Категория: ЛитератураЛитература

Анализ мифологемы «Мороз»

1. Анализ мифологемы «Мороз»

2.

1.Семантическая структура слова мороз в процессе
развития русского языка несколько видоизменилась.
Так, в Толковом словаре русского языка Ожегова
дефиниция слова мороз представлена следующими
компонентами:
• То же, что холод;
• Очень холодная погода;
• В сказках, старик, олицетворяющий зимний мороз.
Первый и второй лексико-семантические варианты
характеризуют исходное, этимологическое значение
слова мороз. Третий лексико-семантические вариант
сопровождается обширным иллюстративным
материалом, свидетельствующим о национальнокультурной специфике описываемой реалии.
В Словаре русского языка XVIII в.

3.

Сильный холод
• Сильный холод: Вить нонче мороз не в 10 градусов.
Крыл. Сочинитель 157;
• Образно: Его Царское пресветло Величествыо… якож
лавр невредим ни зноем ни морозом фортуны;
Очень холодная погода
• Очень холодная погода: Уже близ двух недель стоят
здесь нетерпимы морозы. АК VII 146;
• Трескучие морозы: Жестокость Зимы с трескучими
морозами. Трад. Тилии II 111;

4.

В Малом Академическом словаре:
Мороз: -а(-у), м.
1. Холод, стужа.
На другой день утром ударил крепкий мороз. Вода всюду
замерзла. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
Термометр показывал минус тридцать градусов. Чем
дальше продвигался отряд к северу, тем резче сверкал
иней и сильней становились морозы. Диковский,
Патриоты.
Температура воздуха ниже нуля.
Пять градусов мороза.
Открытый воздух, помещение и т. д., где низкая
температура, где очень холодно.
Хороши камельки, или чувалы, на станциях и вообще в
юртах. Как войдешь с морозу, охватит вас и в
минуту согреет тепло.

5.

2. обычно мн. ч. (моро́зы, -ов).
Холодная зимняя погода; холода.
[Любим Карпыч:] Брат выгнал! А на улице,
в этом бурнусе, немного натанцуешь!
Морозы… время крещенское — бррр!.. И
руки-то озябли, и ноги-то ознобил —
бррр! А. Островский, Бедность не порок.

6.

В словаре В. Даля:
Мороз стыть, холод, зяба, стужа, при
которой вода мерзнет, а градусник
опускается ниже нуля. В ночи мороз был.
Ныне морозы долго стоят или держат. На
двенадцатой плеши мороз лопается,
поверье. Морозом яблочный цвет побило.
Мороз по кожа, по шкуре, позакожей
пробежал, мороз ходит или подирает, при
недуге, либо от страха, отвращенья и пр.

7.

Слово Мороз в словаре Ефремовой
Ударение: моро́з м.
Холод; стужа.
разг. Место, где сильный холод, стужа.
разг. Температура воздуха ниже нуля.

8.

В Мифологическом словаре Е. М.
Мелетинского:
Мороз, Морозко (слав.) —
персонаж сказочного и
обрядового фольклора,
олицетворяющий зимнюю
стужу. М. представляют в виде
белобородого старца (Деда М.)
в зимней одежде, с мешком и
посохом. С помощью посоха М.
замораживает реки, вызывает
холода, из мешка он выпускает
холодные ветры и метели.

9.

2.Для конструирования образа мороза в сознании
современных носителей русского языка нами
были использованы словарные статьи из трёх
словарей ассоциаций: В. Е. Гольдин, А. П.
Сдобнова, А. О. Мартьянов «Русский
Ассоциативный словарь. Ассоциативные
реакции школьников I – XI классов», «Русский
Ассоциативный словарь под ред. Ю. Н.
Караулова».
В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова, А. О. Мартьянов
«Русский Ассоциативный словарь.
Ассоциативные реакции школьников I – XI
классов»:
Мороз – холодно (333), мороз – холоднее (76), мороз
– зима (39), мороз – снег (32), мороз – дед (26),
мороз – вьюга (10),………..

10.

«Русский Ассоциативный словарь под
ред. Ю. Н. Караулова»:
Мороз – по коже (33), мороза – Красный
нос (19), мороз – сильный (18), мороз –
холод (17), мороз – зима (14), мороз –
холодно (11), мороз – крепкий (10), мороз –
снег (8), мороз – Дед – трескучий (6),
………

11.

Мифологический сюжет.
Языческие прототипы Деда
Мороза. 1. Карачун - это
другое имя Чернобога или
его порождение подземного бога смерти,
повелевающего морозами,
бога зла, лжи, несчастья,
ненависти, тьмы и ночи.

12.

2. Позвизд (Посвист,
Похвист) – свирепый
бог ветров, бурь и
непогод или бог
северного зимнего
ветра; по некоторым
источникам в его
подчинении были и
позитивные погодные
явления.

13.

Бытовой сюжет.
В земледельческой культуре русских
крестьян мороз воспринимался как
важная природная стихия, с которой
необходимо было поддерживать
добрые отношения, чтобы
обеспечить хороший урожай.

14.

Фольклор.
В сказках мороз выступает в функции помощника
сказочного героя, которому для выполнения трудных
задач оказывается необходима помощь
мифологических существ, способных управлять
природными стихиями. Этот помощник называется
Трескуном или Студенцом и изображается в мужском
облике. В одной из сказок это
старик с завязанной головой.

15.

В традиционной культуре русских вплоть
до начала XX века сохранялся обряд
кликанья мороза - зазывания его на
трапезу и угощения ритуальной пищей.
Этот обряд приурочивался к некоторым
переломным моментам в году, прежде
всего к святочному периоду.

16.

Истоки многих современных
представлений о морозе можно обнаружить
в древнейших народных верованиях,
элементы которых встречаются в легендах,
быличках, страшилках и других
фольклорных текстах
1.Персонаж сказочного фольклора и
некоторых календарных обрядов;
2. Персонификации природной стихии.

17.

В восточнославянских сказках Мороз
описывается как старик с белой
бородой, закутанный в шубу,
который «на ёлке потрескивает, с
ёлки на ёлку поскакивает да
пощёлкивает», усиливая тем самым
зимнюю стужу.

18.

В украинских вариантах аналогичного
сюжета Мороз — это едущий в повозке
богатый пан, который, встретив замёрзшую
бабу, спрашивает: «Мороз, бабусю?» и
слышит в ответ: «Мороз, папочку, Боже
його помнож!» Удовлетворенный ответом,
Мороз дарит бабе дорогую шубу и угощает
хлебом.

19.

В русской народной сказке «Мужик и
Мороз» мужик, у которого Мороз побил
всходы пшеницы, пошёл в лес искать
виновника, чтобы «взыскать с него
убытки»; найдя в глуши ледяную
избушку, снегом укрытую, сосульками
обвешанную, он увидел Мороза —
«старика в белом»; вознаграждая потери
крестьянина, Мороз одаривает его
скатертью-самобранкой.

20.

5.С мифологемами связано, как правило,
значительное количество афоризмов,
образных сравнений, фразеологизмов,
пословиц и поговорок, примет, так как
идиоматика в силу своей устойчивости
«приспособлена» для выражения
стереотипов коллективного сознания.

21.

Мороз по коже - от волнения или страха ощущать дрожь,
озноб.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку
снимает.
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
Заковал мороз реки, да не навеки.
Мороз-то, мороз, с него что за спрос, а вот ты сам береги
свой нос.
Мороз разбирает да расшевеливает.
Мороз лучше бани подрумянит.
Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт.
Лиха крапива, да мороз её будит.
Такой холод, что птица на лету мёрзнет.
Что мужику в мороз деется – бежит, да греется.
В зимний холод всякий молод.

22.

Мороз подорожным одежным кланяться
велит, а безодежных сам посещать не ленив.
В мороз добрый хозяин и собаку не выгонит за
ворота.
Хоть волков морозить (такая стужа).
Ох и стужа да мороз: на печи мужик замёрз.
Береги нос в большой мороз.
Морозко скачет по ельничкам, по
березничкам, по сырым боркам – всё
проверит, никого не забудет.

23.

6.В целом можно отметить, что десакрализация и
десемантизация – это два основных процесса,
характеризующие функционирование мифологемы
морозв речевой практике современного города, что
свидетельствует
о
трансформации
семантики
мифологемы и переводе ее в область социального
стереотипа, социальной мифологии. Социальная
мифология
типичные
для
индивида,
идентифицирующего себя с определенной социальной
группой
представления,
привлекательные
для
создания и/или поддержания соответствующего образа
(статуса). Этот образ старательно поддерживается
рекламой
рынка
новогодних
услуг
и
товаров:новогодние украшения; изображения на
открытках, буклетах; игрушки для детей, аксессуары,
новогодние костюмы.

24.

Таким образом, Дед Мороз – это – владыка
вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед,
пар, вода); – владыка ночи и ее атрибутов –
звездного неба, луны, полярного сияния,
мрака; – владыка серебра (символа луны,
лунного
света,
магии,
сакрального
знания); – владыка мира предков и Дед, то
есть прапредок.

25.

К прекрасному описанию Жарниковой
можно лишь добавить, что современный
Дед Мороз имеет, помимо сакральных
функций, функцию социальную
(шутливо выражаясь, с его помощью
«манипулируют» детьми) и эстетическую
(символизирует праздник Нового Года,
олицетворяет сказочный мир).

26. Работу выполнили: Айхан Ю, Жукова Н, Голенищева Н.

English     Русский Правила