Похожие презентации:
«Школа критики Полярного дня». Время в литературе
1. Время в литературе
Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯvk.com/polarday51
2. Общие сведения
Литературное время — категория поэтики, т.е.раздела теории литературы, изучающего
систему выразительных средств.
Литературное время — форма бытия и мышления
«Время — не предмет, а идея» (Достоевский)
3. Стандартная классификация
Биографическоевремя
Историческое
время
Космическое
время
Календарное
время
Суточное
время
Жизнь героя
Жизнь эпохи
Время и
вечность
Времена года
Единство
времени
(1 день)
«Детство.
Отрочество.
Юность»
«На ножах»
(Лесков), «Что
делать?»
«Мастер и
Маргарита»
«Кому на Руси
жить хорошо»,
«Лето
Господне»
Классицизм
4. Время и род литературы
ЭпосЛирика
Драма
Замкнутое,
«отгороженное» время
Тенденция к
разворачиванию
времени
Здесь и сейчас
Старт: 20 мая 1859 г.
Финиш: «Прошло шесть
месяцев» (Отцы и дети)
«Я вас любил, любовь
еще быть может»;
«Не жалею, не зову не
плачу,
Все пройдет…»
(даже если это 20 лет)
5. Время в лирике грамматично (Лихачев)
Я памятник себе воздвиг нерукотворныйPresent Perfect
К нему не зарастет народная тропа
Future Indefinite
Вознесся выше он главою непокорной
Present Perfect
…
И долго буду тем любезен я народу,
Future Indefinite
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Past Progressive
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
Past Perfect
И милость к падшим призывал.
Past Progressive
…
Хвалу и клевету приемли равнодушно
Present Indefinite
И не оспоривай глупца.
Present Indefinite
6. Время и пространство
— это времяпространство(хронотоп) (Бахтин)
Художественное время — производная от
пространства (Лотман и далее к Топорову)
7. «До завтра было еще далеко»
Время в литературе условно (А.Б. Есин)Время в литературе дискретно (не непрерывно)
Время А
Время Б
8. Время рассказывания: просто
«Война и мир» начала публиковаться в 1863 г., норассказывает о событиях 1805–1820 гг.
Изображенное
время
Прошлое
Время
рассказывания
9. Время рассказывания: сложно
«Это было вчера вечером, а наутро... Наутро?!Безумец, да ведь это... утро было сегодня, еще
давеча, только давеча» (Достоевский)
Изложение с нарраториальной точки зрения: это
было сегодня относительно времени рассказывания
и применительно к рассказчику;
2. Переход в изображаемое время: наутро;
3. Возврат во время рассказывания = тождество
времени: это утро было сегодня.
1.
(По В. Шмиду)
10. Циклическое и динамическое время
ЦиклическоеДинамическое
Будущее прошедшее
Indefinite (несовершенное)
Perfect (совершенное)
Future in the past
Повторяемость событий
Уникальность события
Несобственно-прямая
речь
«Что было, то и будет; и что
делалось, то и будет
делаться, и нет ничего
нового под солнцем»
(Еккл 1:9)
«Раскольников признался «Я сказал, что он
в убийстве»
придет завтра»; «И
повторится все как
встарь»
«Закругленность времени»
Линейность времени
Фрагментарность
времени
Миф
От Средневековья к
реализму
Модернизм и далее
«Точки Б» нет. Альфа и
Омега — одно и то же.
Одиссей вернется домой
Из точки А в точку Б.
Финал (смерть или
свадьба, победа или
поражение)
Релятивизм.
Многомерное время
(«Шум и ярость»,
«В чаще», «Слепец в
Газе»)
11. Другая точка зрения
Модернизм предполагает возврат в циклическоевремя, поскольку он освещает неомифологическое
сознание:
Блум возвращается домой («Улисс» Дж. Джойса);
Марсель «обретает время» (Пруст);
Шариков снова становится собакой.
(по В. Рудневу)
12. «Обнуление» циклического времени
Дафнис и Хлоя не стареют:Возвращение в исходную точку пространства в
античности совпадало и с возвращением в
исходную точку времени
(Пока нас где-то нет, время там не идет: мы
возвращаемся в то же место, а значит, в то же и
время — логика мифа)
(По М.М. Бахтину)
13. Власть над временем
Герой былины (мифа) сам «толкает» время (Лихачев);Автор-творец останавливает или искажает время
(Толстой, лирические отступления Гоголя);
Продвинутый герой полифонии тоже может
останавливать время (Кириллов);
Автор может повернуть время вспять (Стерн).
14. Такое разное время модернизма
Джеймс ДжойсМарсель Пруст
Уильям Фолкнер
Борис Пильняк,
Джон Дос Пассос
Одновременность
Размытие
Memento mori
Монтаж
Время мертво
(Шум и ярость),
«Затоптать» время!
(Минк Сноупс).
На то, чтобы
договорить фразу,
времени может не
хва
Из отрезков или
точек времени
формируется
полотно текста
(мозаичное время,
пуантилизм,
импрессионизм)
Предтеча — Данте Цель — стереть
(эсхатологическое границы между
время)
объективным и
субъективным
временем, чтобы
вернуть
утраченное
15. Разнонаправленное время
Линейное (физическое) времяОбратное (семиотическое) время
Секундомер
Таймер
С Нового года прошло 360 дней
До Нового года осталось 5 дней
Время идет — энтропия
увеличивается
Информация копится — энтропия
уменьшается
Передача информации
уменьшает энтропию
Текст передает информацию
Текст = сигнал
Таким образом, текст — это реальность «в обратную сторону», антиреальность.
Кто-то сказал «реализм»?
(по В. Рудневу)
16. Время и конфликт
Конфликт не может не быть ограниченным повремени
(До текста) Все
нормально
(ТЕКСТ):
Временный
конфликт
(После текста)
Все нормально
(снова
об
энтропии)
По В.Е. Хализеву
17. Время и информация
Пьер Безухов танцует на балу;2. В это время умирает его отец;
3. Пьер не знает, что его отец умер;
4. Затем Пьер узнаёт, что его отец умер.
1.
Следовательно, отец Пьера для Пьера умирает
тогда, когда он узнаёт о его смерти.
18. Одновременность
«Мир раскрывается в разрезе чистойодновременности и сосуществования» (Бахтин)
Слуга
лежит
без
сознания
Иван в
Москве
И Черт с
ним
Митя
убегает
Смердяков
убивает
отца
Текст (полифонический);
Одна и та же секунда
Отец
убивается
Смердяковым
Все за всех перед всеми виноваты
19. Ветвящееся время
Грубо говоря, это время сослагательного наклоненияВариант
А
«Форма линий
времени
имеет свой
инвариант»
(Флоренский)
Неизменное
(константа)
(инвариант)
Вариант
Б
Вариант
В
Так строили свои тексты Борхес («Сад расходящихся
тропок»), Павич («Хазарский словарь», «Ящик…»)
20. Серийное время
Так выстроил свой«Эксперимент со временем»
Дж. Данн:
Точка Б
Точка А
Рекурсия — тоже пример серийности
Точка В
21. Точное время 9 часов 34 минуты
«Евгений Онегин» «рассчитан по календарю»:можно высчитать год рождения Ленского.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» «рассчитана по
сельскохозяйственному календарю»
«Бесы» Достоевского рассчитаны по хронометру:
Приезд Прасковьи: 12:20
Монолог Лебядкина: 12:40
Петр Верховенский помогает Ставрогину: 12:50
Ставрогин получает удар по лицу: 13:15
(по Л. Сараскиной)
22. Замедление времени
Сцена убийства Раскольниковым длится намногодольше, чем она могла бы произойти в реальности.
На опрокинутый кувшин
Глядел вернувшийся из рая.
В пустыне только миг один,
А там века текли, сгорая.
К. Бальмонт
23. Ничего слишком
Не надо описывать каждое действиеКаждый вдох и выдох;
Каждый удар сердца;
Каждое движение персонажа.
Тем более не нужно комментировать каждое
действие. Нужно ПОКАЗЫВАТЬ, а не НАЗЫВАТЬ
24. Сжатие времени
Время стремится «достичь конца».«Кризисное» время «уплотняется» («сгущается» —
Бахтин) и перетекает в пространство,
окружающая среда становится динамичной, т.е
приобретает свойство времени. Так рождается
хронотоп.
«Он шел по тротуару как пьяный… и опомнился
уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил,
что стоит подле распивочной»
(Преступление и наказание)
25. Ограниченность времени
Время в литературе отображено как «цепьсобытий»
День 1. Робинзон
попал на остров
День 7. Робинзон День 37. Робинзон
построил дом
одомашнивает овец
По В.Е. Хализеву
26. Другое мнение. В прозе всегда «Юрьев день» (Мандельштам)
В прозе «каждый следующий шаг ритмическогодвижения не предопределяется предыдущим, а
заново формируется на каждом новом этапе этого
движения»
4
3
1
2
3
2
1
27. Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.Время и пространство в литературном произведении
Данн Д. Серийное мироздание. М. : Художественный журнал, 1995, № 8.
Данн Д. Эксперимент со временем. М. : Аграф, 2000. – 224 с.
Драгомирецкая Н. Время в литературе
Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского//Достоевский. Материалы и
исследования. Л., 1978.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И
ТЕРМИНЫ. Под редакцией Л.В. Чернец.
Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора // Русская литература, 1962, № 4.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1967.
Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени
Мандельштам О.Э. Слово и культура. М. : Советский писатель, 1987. – 320 с.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М. : Аграф, 1999. – 384 с.
Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы.
Рыжухина Г. В. Время в литературе
Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение. М. : Советский писатель, 1990. – 480 с.
Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении // дисс.
к.ф.н., М., 1999.