А.А.Блок «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать»
О поэме
Блок и революция
Сюжет поэмы
Символика поэмы
Символика поэмы
Главные герои
12 красноармейцев
Образы поэмы
Образ Христа
Значение поэмы
«Двенадцать» в оценке современников Блока
4.58M
Категория: ЛитератураЛитература

А.А.Блок «Двенадцать»

1. А.А.Блок «Двенадцать»

Написав поэму
«Двенадцать», Блок
воскликнул: «Сегодня я
– гений!».
«Двенадцать» - какие
бы они ни были – это
лучшее, что я написал.
Потому что тогда я жил
современностью», утверждал поэт.

2. Поэма «Двенадцать»

Содержит 12 глав.
Героями поэмы
являются 12
красноармейцев.
Образ Христа,
идущего впереди
этих
красноармейцев (в
конце поэмы),
вызывает
ассоциации с 12
апостолами.

3. О поэме

Время создания поэмы.
«В январе 1918 г. по горячим следам
событий, которые потрясли мир.
(Через 2 месяца после
Октябрьской революции)
Начал 8.01., перерыв, дописал 27 и 28
01. Сделал волнующую запись
(обычно беспощадно строг к
себе): «Страшный шум,
возрастающий во мне и вокруг…
Сегодня я – гений».
Осознать значение современнику
очень сложно – «большое
видится на расстоянье».

4. Блок и революция

Что такое для Блока революция?
Музыка. Музыкальность
становится для Блока высшим
критерием ценности в жизни, в
творчестве: «Мы должны слушать
и любить звуки теперь, когда они
вылетают из мирового оркестра; и,
слушая, понимать, что это – о том
же, всё о том же».
Чуковский: «Блок ждал
революции, как не ждал никто. В
его представлении она должна
была очистить жизнь, вычистить
эту скверну, грязь, бездуховность.
Она должна была сделать
человеческое стадо народом».
Своё безоговорочное приятие
революции он открыто и
бескомпромиссно выразил в статье
«Интеллигенция и революция».

5. Сюжет поэмы

Сюжет прост: двенадцать
красноармейцев, военный
патруль, поддерживают
порядок в городе во время
комендантского часа. Но
на самом деле картиныглавки, сменяющиеся, как
в детском калейдоскопе,
складываются в
масштабную панораму
постреволюционных дней.

6. Символика поэмы

Всё действие поэмы развёртывается на фоне
разгулявшихся природных стихий:
Крутится: Ветер, Ветер
На всё божьем свете!
«Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет»,
«и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга»,
«ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим
смехом // Заливается в снегах»

7. Символика поэмы

Контраст чёрного и белого цвета.
Классическая цветовая символика
создаёт резкий контраст, выражающий
противостояние двух миров:
Чёрный вечер,
Белый снег…
(«Белый снег» - символ чистоты и
надежды)
Но:
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
«Ледок» символизирует зыбкость,
неустойчивость, неуверенность первых
шагов в новую жизнь,
неопределённость пути.

8. Главные герои

Двенадцать — враги старого
мира, но они сами вышли из его
недр.
Поэт символически передает
это образом старого мира —
“пса безродного”, который не
отстает, а ковыляет позади.
В них бушуют и темные
страсти. Их охватывает
пьянящее ощущение
вседозволенности: “Свобода,
свобода, эх, эх, без креста!”.

9. 12 красноармейцев

С первого появления 12 находятся в
движении, в пути. Что это за путь?
1) Это и реальный путь
красногвардейских патрулей по
снежным улицам Петрограда.
2) Это и место гораздо большее:
движение вне реального
пространства и времени, это путь
через прошлое, настоящее и
будущее. На этом пути их ждут
испытания.

10. Образы поэмы

Образ ветра развивается, обновляется,
он как бы комментирует
происходящее: одних сбивает с ног,
другим кажется «весёлым», он «рвёт,
мнёт плакат про «Учредительное
собрание»,
когда появляются красногвардейцы, он
радостно «гуляет».
Ветер срастается с петроградским
пейзажем и Революцией. Петроград
оказывается включённым в стихию,
становится её частью,
проявлением.
Очевидно, что образы ветра, метели
имеют символический смысл.

11. Образ Христа

Образ Христа органически вырастает из
строя поэмы, взаимодействия эпических и
лирических мотивов и становится
символом трагического преображения
«русского строя души» в революционную
эпоху и его крестного пути после Октября.
Двенадцать апостолов нового мира не
видят Христа (он «за вьюгой невидим»),
они окликают его, просят показаться, но он
не является, и они в раздражении стреляют
туда, где мерещится его тень.
Красногвардейцы — с винтовками,
Христос — «в белом венчике из роз».
Снег, над которым движется этот
«призрак» Блока, ослепительно чист. На
нем нет следов крови, хотя над самим
героем развевается «кровавый флаг».

12. Значение поэмы

В поэме “Двенадцать” Блоку
удалось передать накал
социальной борьбы, запечатлеть
его в драматических и
контрастных образах.
Поэма “Двенадцать”
принадлежит к вершинам
русской литературы, стоит в
одном ряду с такими великими
поэмами, как “Медный всадник”
А. С. Пушкина,
“Кому на
Руси жить хорошо”
Н. А. Некрасова.

13. «Двенадцать» в оценке современников Блока

1. Ярко выделяется Блок на идейно-литературном фоне. Велик список
литераторов, которые оказались в рядах его врагов: Бунин, Куприн,
Бальмонт, Л. Андреев, Северянин. Они изображали Октябрьскую
революцию как восстание сатанинских сил, обрекающее страну на позор и
гибель.
2. Вчерашние друзья, поклонники не подавали ему руки, отказывались выступать
с ним на вечерах, публично кричали: «изменник», писали о нём в газетах
всевозможные гнусности, смысл которых сводился к одному: «Блок
продался большевикам».
3. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные
действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования –
погоня за «изменницей» Катькой и её убийство?
4. Другие толковали «Двенадцать» как сатиру на революцию.
5. Газета «Правда» - «величайшее достижение» поэзии Блока – и вместе с тем
всей русской поэзии «после Пушкина, Некрасова, Тютчева».
English     Русский Правила