Похожие презентации:
Философия как социокультурный феномен
1.
ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙФЕНОМЕН
2.
1. Мировоззрение и его структура2. Основные исторические типы
мировоззрения: мифологическое, религиозное,
философское
3. Философия как способ рационального
самоопределения человека
4. Структура и функции философского знания
5. Основные типы философствования
6. Проблема метода в философии.
Метафизика и диалектика
3.
1. Мировоззрение и его структураМировоззрение – это взгляды человека на мир, самого
себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в
действительности.
Два уровня в структуре мировоззрения:
мироощущение – уровень первичного переживания
действительности, который включает эмоции, чувства и
представления;
миропонимание – рациональный уровень
мировоззрения, предполагающий осмысление и
объяснение действительности. Он включает знания,
убеждения и ценности.
4.
Два рода компонентов в структуре мировоззрения:Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением
необходимых потребностей и целерациональной деятельностью
Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными
интересами человека (моральными, религиозными,
эстетическими)
В зависимости от сфер человеческой деятельности в
структуре мировоззрения можно различать такие компоненты,
как познавательные (научные и философские идеи),
религиозные (например, верования), моральные (например,
принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и
представления о прекрасном), политические и правовые
(принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и
государственной жизни) и др.
Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях:
индивидуальном и социальном. Для общества конкретной
исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей,
разделяемых большинством его представителей.
5.
2. Основные исторические типы мировоззрения:мифологическое, религиозное, философское
Миф (греч. «сказ», «сказание») – рассказ,
повествование о первособытиях, участниками которых
были герои, боги и другие необычные существа.
Мифы передавали первый опыт
самосознания. Мифы описывали
важнейшие события, приведшие к
установлению существующего
порядка вещей, например,
происхождение мира, социальных
норм, ремесел, искусств, и т.п.
Реальность, представленная в
мифах – это самая «живая»,
самая настоящая реальность.
6.
Особенности мифологического мировоззрения•синкретизм – неразделимое единство
внутреннего и внешнего мира, разума и чувств и т.п.;
•генетизм – объяснение сущности через
происхождение;
•персонификация – олицетворение природных
стихий, сил, принципов и т.п.
•связь с ритуалом: миф передается через
коллективное символическое воспроизведение
первособытий.
7.
Религиозное мировоззрение опирается на веру всвященное.
Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества
верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении
предмету веры (культе).
Religio – святыня, благочестие, почитание.
Religare – связывать.
Религия – «связь человека с Богом».
Особенности религиозного
мировоззрения:
•опора на веру в священное
•амбивалентность реальности,
основанная на представлениях о
священном и мирском. Все священное
понимается как подлинное, самое
значительное, абсолютное, а мирское –
как ненастоящее, второстепенное,
относительное;
•связь с культом – почитанием
предмета веры, поклонении ему
посредством ритуалов и обрядов
8.
Исторически религиозные верования развивались от первичныхдо монотеистических
Первичные верования:
Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в души или духов, а
точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например,
в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т.п.);
Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени
оджибве, священное существо) – вера в священное кровное
родство с животным (или растением), которое почитается
первопредком;
Фетишизм (от португ. feitico – «амулет», «волшебство») –
поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей.
Политеистические верования – многобожеские
(древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские,
древнеславянские).
Монотеистические религии признают одного единственного
Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма
религия становится универсальным типом мировоззрения.
9.
Особенности философского мировоззрения•рациональный характер: философское мировоззрение
основано на размышлении, интеллектуальной деятельности;
•критический характер: предполагается конструктивное
сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру,
стремление к ясному интеллектуальному усмотрению;
•рефлексивность: осмысление самого себя,
направленность на самопознание;
•упорядоченность идей (системность): философское
знание должно быть совокупностью связанных друг с другом
идей, а философствование – последовательным и
непротиворечивым;
•отвлеченность идей (абстрактность): философские
идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой;
философствование – движение в сфере чистой мысли
Философия – рационально-критический тип
мировоззрения
10.
Типмировоззрения
Мифология
Религия
Философия
базовая
способность
первичное
синкретичное
переживание
(эстетическое
чувство,
А.Лосев)
вера
разум
содержание
сказания о
первособытиях
положения рационально
вероучения выработанные
идеи
форма
проявления
ритуал
культ
рассуждение
11.
3. Философия как способ рациональногосамоопределения человека
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia –
мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине).
По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя
философом Пифагор (VI-V вв. до н.э.), вероятно, для того, чтобы его не
почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости
Философия это:
попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит,
Парменид);
знание мироустройства, порядка мироздания («физики»:
милетцы, пифагорейцы);
знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель);
искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни
(Семь мудрецов, Сократ, сократические школы);
социальная провокация речью и действием (киники)
12.
Два истока философииИндивидуальный исток – экзистенциальные проблемы
(смысл жизни, принципы жизни, подготовка к смерти)
Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт»
(С.И.Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот,
кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать
важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает
склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К
этому его приводит личностный опыт переживания временности и
конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем,
опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили)
Философия амбивалентна: она невротична и она же –
лекарство от душевного расстройства (Боэций : философия –
«утешение»)
Социальный исток – неудовлетворенность условиями
существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни).
Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и
жизнь могут быть другими.
Философия – социальная критика.
13.
Предмет философии зависит от понимания ее природыДва понимания философии
Философия – система фундаментальных знаний о
мире, человеке и способах отношения человека к миру
(классическое понимание)
Философия – рассуждение о предельных основаниях
опыта (неклассическое понимание философии как
процесса)
М.Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются
философы (т.е. философствование)
Философствование – процесс живого размышления,
речения и письма
14.
4. Структура и функции философского знанияОсновные разделы философского знания
Основные разделы
философского
знания
онтология
(«учение о бытии»,
о мире)
антропология
(«учение о
человеке»)
Предмет
рассмотрения
Проблемы
мироустройства
Проблемы специфики
человека и
человеческого
существования
гносеология
Проблемы
(эпистемология)
познаваемости мира,
(«учение о знании», способов, механизмов
о познании)
и целей познания
социальная
Проблемы истоков,
философия (учение специфики, устройства
об обществе и
и развития общества и
культуре)
культуры
Основные
вопросы
Что существует? Каковы начала
бытия? Как устроен мир?
Кто такой человек? Что отличает
человека от других существ? В чем
специфика человеческого
существования?
Познаваем ли мир? Как
осуществляется познание? Зачем
познается мир?
Что такое общество и культура? Как
они устроены? Как они
развиваются? Как изменить
общество?
15.
Три основные функции философии: мировоззренческая,методологическая и социально-критическая.
Мировоззренческая функция заключается в том, что
философия формирует у человека определенные взгляды на
мир и самого себя.
Методологическая функция состоит в том, что
философия помогает определить основные способы и
приемы познания и деятельности, способствуя
формированию адекватного понимания познавательной
активности и ее правильной оценки.
Социально-критическая функция философии
обеспечивает самооценку состояния общества и культуры,
понимание основ общественной и культурной жизни, путей их
развития и преобразования,.
16.
5. Основные типы философствованияС точки зрения культурно-географических различий можно
различать восточную и западную философию.
По национально-культурному признаку философия бывает
немецкая, французская, русская и т.п.
По культурно-историческим особенностям философию
делят на классическую и постклассическую.
Классическая философия охватывает период от
древности до 30-х годов XIX века и включает:
•античную философию (VI в. до н.э.-VI в н.э.);
•средневековую философию (II-XIV в.);
•философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.);
•философию Нового времени XVII в.;
•философию эпохи Просвещения (XVIII в.);
•немецкую классическую философию (XVIII – сер.XIX
в.)
17.
Постклассическая философия (с 30-х годов XIX векапо настоящее время) включает различные формы и
направления: иррационализм XIX в., позитивизм,
феноменологию, герменевтику, структурализм,
философию постмодерна и др.
Философия бывает также академическая и
неакадемическая. Академическая философия
развивается в научных и образовательных учреждениях.
Философствование здесь имеет характер научных
исследований. Неакадемическая философия
представляет собой литературу особого жанра и стиля,
чаще всего эссеистику.
18.
6. Проблема метода в философии.Метафизика и диалектика
Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию
методы – это способы и приемы рассуждения
Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким
способом размышления пользоваться.
Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и
неклассические. Классические методы появились еще в древности,
неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими
методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими
– феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др.
Аристотель: все другие науки более
необходимы, но лучше метафизики
нет ни одной
Диалектическое рассуждение с
участием Сократа
19.
Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») –первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений
Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н.э.) после
сочинения «Физика»; основной философский труд Аристотеля.
Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование
начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета
обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее», само по себе,
безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей
конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о
сверхчувственном»,т.е. умопостигаемом.
Метафизический метод отличают такие черты, как:
•обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия;
•отвлечение от конкретных проявлений бытия;
•мышление о предметах в их неизменном виде;
•построение отвлеченных схем при помощи чистого
мышления.
Классическими примерами метафизических размышлений являются учения
Платона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, И.Канта и др. Так, например, Платон
утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт
полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза
считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц
постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от
предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то
сверхчувственного, вечного и неизменного.
20.
Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу,спор) – первоначально умение мыслить противоположностями,
усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи
и отношения.
Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у
древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже
противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и
грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и
отрава».
Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать
два основных принципа:
•принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов,
реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и
противоположностей;
•принцип развития, учитывающий непрерывные,
направленные и необратимые изменения в объектах.
21.
Наиболее полную разработку и применение диалектическогометода мы находим у Г. Гегеля и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что
развитие можно рассмотреть как переход от возникновения
противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень
развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической
схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание
начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через
отрицание отрицания, т.е утверждение нового состояния). Примерами
диалектических триад могут быть следующие отношения между
понятиями:
«небытие ↔ бытие → становление». В данном случае оппозиция
небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса
перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности
(бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса
(становления);
«становление ↔ ставшее → изменение». Теперь в качестве
оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее
незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и
завершенность) синтезируются в понятии изменения как
незавершенности, стремящейся завершиться.