Похожие презентации:
Философия нового времени
1.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ2.
1. Проблема метода познания вфилософии XVII века:
рационализм и эмпиризм
2. Проблема субстанции в
философии XVII века (Р. Декарт,
Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
3. Социальные идеи эпохи
Просвещения и их значение в
истории новоевропейского
общества
4. Философия И.Канта:
гносеология и этика
3.
1. Проблема метода познания вфилософии XVII века:
рационализм и эмпиризм
Предпосылки формирования философии Нового времени:
Секуляризация: «обмирщение», «расколдовывание» мира;
освобождение общества и культуры от религии; становление
светской культуры;
Развитие науки: активное накопление опытного знания,
становление классической механики, развитие математики,
астрономии, химии, географии, появление научных институтов;
Формирование капиталистических отношений (буржуазного
общества – общества свободных, активных индивидов).
4.
Проблема метода: как получить подлинное научное знание?Два методологических направления
Рационализм
Эмпиризм
Нужно опираться на чистый разум
(теоретическое движение мысли)
Нужно опираться на опыт
(фактические данные)
Основной метод познания – дедукция
– движение от общих положений к
частным (это гарантирует
необходимость и достоверность
знания)
Основной метод познания – индукция
– движение от частных положений к
общим (это гарантирует связь с
практикой и эффективность знания)
Рене Декарт
Бенедикт Спиноза
Готфрид Лейбниц
Фрэнсис Бэкон
Томас Гоббс
Джон Локк
5.
«Господствовать над природойможно, только подчиняясь её
законам»
Ф.Бэкон
Законы природы познаются из опыта. Опыты
бывают светоносные и плодоносные. Первые
несут новое знание, вторые – новые
«Новый органон»
изобретения
Ученые бывают подобны:
•Паукам – они «вытягивают» знание из собственного разума, как паук из себя
паутину;
•Муравьям – они собирают множество фактов, как муравьи муравейник;
•Пчелам – они способны превращать «нектар» фактов в «мёд» нового научного
знания
Правильному научному познанию мешают идолы (призраки), уводящие разум на
ложный путь:
Призраки рода – ограниченность возможностей человеческого разума;
Призраки пещеры – индивидуальная ограниченность;
Призраки площади – неправильное употребление слов, доверие расхожим
мнениям;
Призраки театра – чрезмерное доверие авторитетам.
6.
В сочинении «Рассуждения ометоде» Р. Декарт дает правила
научного метода
Правило первое: «Никогда не принимать за истинное
ничего, что я не познал бы с очевидностью, иначе
говоря, тщательно избегать опрометчивости и
предвзятости…». Всякая наука, считает Декарт,
заключается в ясном и очевидном познании.
Правило второе: «Делить каждое из исследуемых мною затруднений на
столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их
преодоления». Речь идет об аналитическом делении сложного на простые
части.
Правило третье: «Придерживаться определенного порядка мышления,
начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и
восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок
даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи".
Это синтетическая процедура движения от простого к сложному.
Правило четвертое: «Составлять всегда перечни столь полные и обзоры
столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
7.
2. Проблема субстанции в философииXVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза,
Г. Лейбниц)
Продолжается
поиск мирового начала – субстанции.
Субстанция это:
«то, что в основании», мировая основа;
то, что является своей собственной
причиной;
то, что движет само собой, а не приводится
в движение извне.
Основные свойства субстанции:
она ни на чем не основана, но все основано
на ней;
она автономна (самостоятельна, не зависит
ни от чего);
имеет внутренний источник движения.
8.
Что является мировойосновой?
ДУАЛИЗМСуществует
МОНИЗМ
ПЛЮРАЛИЗМ
ли несколько
субстанций?
множество
2 субстанции
1 субстанция
субстанций
Мыслительная (дух)
Бог = природа
Протяженная (материя) Ее атрибуты –
мышление и
протяжение
Р. Декарт
Б. Спиноза
Монады – психические
единицы, обладающие
восприятиями:
бессознательные
монады, души и духи
(разумные монады), Бог
Г. Лейбниц
9.
3. Социальные идеи эпохиПросвещения и их значение в истории
новоевропейского
общества
ПРОСВЕЩЕНИЕ – необходимое движение от невежества
к знанию, поскольку невежество – источник несчастий,
знание – источник блага.
Это культурное движение XVIII в. в Европе (особенно во
Франции), предполагающее ряд мировоззренческих
особенностей, таких как:
•Рационализм – доверие разуму как основному инструменту
познания и организации жизни;
•Гносеологический оптимизм – вера в то, что мир
познаваем, а знание всегда позитивно (чем больше знаем,
тем лучше);
•Материализм и натурализм – законы природы – это
основные законы, их-то и нужно знать;
•Сциентизм – доверие научному знанию как единственно
истинному и эффективному (наука – это хорошо)
10.
Прогрессизм – культивирование ценности всего нового, верав бесконечное совершенствование знания, человека и
общества;
Социальный оптимизм – вера в реальную возможность
создания желаемого общества;
Демократизм – убеждение в том, что знание должно быть
широко распространено, людей нужно просвещать;
Критицизм – критика феодальных порядков и церкви.
Дени Дидро
Жан-Жак Руссо
Франсуа Вольтер
Поль Гольбах
Жан Д'Аламбер
Клод Гельвеций
Жан-Антуан Кондорсе
(«энциклопедисты»)
11.
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙКонцепция естественных прав человека (Дж. Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо,
П.Гольбах) – люди обладают неотчуждаемыми правами только на том
основании, что они рождены людьми. Основные права: свобода, равенство в
правах, собственность, безопасность и сопротивление угнетению
(«Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.)
Концепция разумного эгоизма (К. Гельвеций) – учение о том, что
естественное эгоистическое стремление нужно ограничить ради общего блага.
Теория общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) – общество
понимается как ассоциация свободных индивидов, вступивших в партнерские
отношения для поддержания безопасности и достижения лучшей жизни.
Властные институты появляются на основе договора о делегировании
полномочий, позволяющих поддерживать нормальные общественные условия
(безопасность, свободу, условия для деловой активности и т.п.)
Принципы демократического правового государства: народовластие,
разделение властей, признание гражданских прав и свобод, равенство
индивидов в правах и т.п.
12.
Имей мужество пользоватьсясобственным умом!
Следствия идей эпохи Просвещения:
И.Кант
ПОЗИТИВНЫЕ:
закрепление доверия к научному знанию как источнику благ;
ускорение развития капиталистических отношений;
утверждение веры в возможность технологического изменения общества;
формирование классических идеологий (либерализма, социализма и др.);
заложены основы организации современных демократических обществ и
правовых государств.
НЕГАТИВНЫЕ:
наивная вера в безопасное господство человека над природой посредством
науки и техники;
волюнтаризм: абсолютизация произвольных социальных изменений (вера в
то, что общество можно переделывать по своему усмотрению);
абсолютизация новаторства и отказ от традиций;
насильственная реализация социальных идей (кровь революций,
Французской буржуазной революции 1789 г. и др.)
Парадокс Просвещения: свобода, знание и воля к улучшению жизни
приводят к увеличению риска ухудшения жизни (чем лучше, тем хуже)
13.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народКуда ведет свобода
познания и деятельности?
14.
4. Философия И. Канта: гносеологияи этика
Два периода творчества И.Канта (1724-1804) :
докритический (натурфилософский);
критический.
Во второй период написаны три «критики»:
«Критика чистого разума» (гносеологическая)
«Критика практического разума» (этическая)
«Критика способности суждения» (эстетическая)
Четыре вопроса И.Канта:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
15.
Что я могу знать?Для определения границ познания Кант исследует функционирование
познавательных способностей: чувственности, рассудка и разума
Науки
Априорные формы
Познавательные
Сферы познания
способности
Математика
Пространство и время
Физика
12 категорий: количества,
качества, отношения и
модальности
Метафизика
Антиномии: о мире, о
Боге, о свободе
Чувственность
Рассудок
Разум
Феноменальная
сфера (познаваема)
Ноуменальная
сфера
(трансцендентна)
Чувства и рассудок функционируют благодаря наличию априорных форм
(доопытных структур), которые упорядочивают чувства и мысли.
Разум, исследуя вещи, не воспринимаемые чувствами сталкивается с
неразрешимыми противоречиями – антиномиями. Априорные формы и
антиномии задают возможность наук и их границы.
Мы можем знать только феномены (явления), а ноумены (умопостигаемые
сущности) непознаваемы. Они трансцендентны – выходят за границы
познания.
16.
Что я должен делать? – этический вопрос.Нужно следовать категорическому императиву – безусловному
внутреннему требованию, универсальному правилу для поступков.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ:
Поступай согласно такой максиме своей воли, в отношении
которой ты мог бы пожелать, чтобы она имела силу
всеобщего закона
На что я смею надеяться? – вопрос моральной теологии.
Добродетель не обеспечивает счастья. Многие добродетельные люди несчастны.
Нужно надеяться на то, что наша добродетель будет вознаграждена Богом
в высшем мире.
Моральное доказательство бытия Бога: тот факт, что есть добродетельные, но
несчастные люди заставляет нас искать справедливость. Но в этом мире ее нет.
Следовательно, она есть только в высшем совершенном мире, а это –
Божественный мир, где Бог гарантирует справедливость.
Что такое человек?
Человек – свободное существо, способное противостоять природной
необходимости посредством моральных поступков: отношения к другому
человеку не как к средству, а как к цели.
17.
5. Философская система и метод ГегеляОсновные установки философии Гегеля:
1.Основная цель философии – постижение абсолютной истины (того, что
есть в мире), которая является результатом размышления. Т.е. истина – это не
просто то, что проходит становление в мире (как субстанция), но и то, что
проходит становление в мышлении (как субъект и как знание).
2.Предмет философии – становящийся дух, т.е. процесс становления
абсолюта как субстанции, субъекта и знания. Мышление познает, как
реальность познается (и становится) в мышлении. Отсюда сложность
понимания философии Гегеля.
3.Реальность – это абсолютный дух, абсолютная идея, находящаяся в
саморазвитии и выступающая как абсолютное мышление.
4.Законы реальности – это законы абсолютного мышления (панлогизм).
Законы природы и общества – частный случай законов мышления.
5.Главные законы – это законы диалектического движения мышления,
саморазвития через противоположности и их синтетическое снятие.
За понимание реальности как духа Гегеля называют идеалистом, т.е. тем, кто
признает первичность духовного (идей).
18.
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯЧасть системы
Предмет части
Логика
Наука о духе «в себе» и
«для себя»
Раздел
Учение о бытии
Учение о сущности
Учение о понятии
Философия
природы
Наука о духе «в своем
инобытии»
Механика
Физика
Органическая физика
Философия духа
Наука о «возвращении
духа в себя»
О субъективном духе
Об объективном духе
Об абсолютном духе
19.
Метод Гегеля – диалектический методЭнгельс вычитал у Гегеля 3 закона диалектики: закон единства и борьбы
противоположностей, закон перехода количественных изменений в
качественные и закон отрицания отрицания. Все они объясняют процесс
развития.
Ступени диалектического движения (саморазвития):
1)Противоположение – внутренний источник движения (тезис и
антитезис взаимно предполагают и отрицают друг друга);
2)Вызревание нового внутри старого – начало качественных
изменений;
3)Качественное изменение (скачок) – рождение нового;
4)Снятие противоположностей в синтезе – утверждение нового;
5)Появление новых противоположностей на новом витке развития
Маркс: общество развивается по схеме гегелевской диалектики (по спирали).
Сначала в нем вызревают социальные противоречия, затем происходит
возрастание социального напряжения, что приводит к революции
(радикальному скачкообразному изменению), ликвидации старых социальных
отношений и утверждению новых.