1.15M
Категория: ФилософияФилософия

Западная философия Нового времени

1.

ЗАПАДНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.

3.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ НЕ
ПРОСТО ГЕНИАЛЬНЫМИ УЧЕНЫМИ, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОНИ
БЫЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ, НИСПРОВЕРГШИМИ ТРАДИЦИОННОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И УСТАНОВИВШУЮСЯ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
ИЕРАРХИЮ ЗНАНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРОЙ ТЕОЛОГИЯ
ЗАНИМАЛА ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ, ФИЛОСОФИЯ – СРЕДНЮЮ, А НАУКА –
НИЗШУЮ.

4.

ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ В ЭТУ ЭПОХУ
СВЕЛАСЬ К ЯВНО НЕДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЮ
РАЦИОНАЛЬНОГО ЧУВСТВЕННОМУ, ТЕОРЕТИЧЕСКОГО – ЭМПИРИЧЕСКОМУ
В СИСТЕМАХ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ.
Метафизический метод, который
сложился в естествознании 17-18
вв., был прежде всего методом
эмпирического исследования,
который возник как антитеза
схоластике, схоластическому
философствованию, которое
сводилось главным образом к
чисто умозрительному
разграничению понятий.

5.

ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) –
АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ,
РОДОНАЧАЛЬНИК АНГЛИЙСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА И МЕТОДОЛОГИИ
ОПЫТНОЙ НАУКИ, ЭМПИРИЗМА.
ТРУДЫ: «О НАЧАЛАХ И ИСТОКАХ…», «О
МУДРОСТИ ДРЕВНИХ», «ВЕЛИКОЕ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАУК», «О
ДОСТОИНСТВЕ И ПРИУМНОЖЕНИИ
НАУК», «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ
ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ
ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ» И Т.Д.

6.

ПРОПАГАНДИРОВАЛ ДОКТРИНУ «ЕСТЕСТВЕННОЙ» ФИЛОСОФИИ,
БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ОПЫТНОМ ПОЗНАНИИ. РАЗРАБОТАЛ
ПОДРОБНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ НАУК, ВКЛЮЧАЮЩУЮ УКАЗАНИЯ НА
ТЕ ДИСЦИПЛИНЫ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ; ДАЛ
ТИПОЛОГИЮ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА («ИДОЛЫ РАЗУМА»);
ОБОСНОВАЛ ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД И ОПИСАЛ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ОПЫТНОГО ПОЗНАНИЯ («ПЛОДОНОСНЫЕ» И «СВЕТОНОСНЫЕ» ОПЫТЫ,
РАЗНЫЕ СПОСОБЫ И МОДИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА);
СФОРМУЛИРОВАЛ ИНДУКЦИЮ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОВ
(«ФОРМ») ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЦЕЛЯХ ИХ ПЛОДОТВОРНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

7.

ПРОПАГАНДИРУЯ НАУКУ, БЭКОН РАЗГРАНИЧИВАЛ ОБЛАСТИ НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ И РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ, СЧИТАЯ, ЧТО РЕЛИГИЯ НЕ ДОЛЖНА
ВМЕШИВАТЬСЯ В ДЕЛА НАУКИ. УСЛОВИЕМ РЕФОРМЫ НАУКИ ДОЛЖНО
БЫТЬ ОЧИЩЕНИЕ РАЗУМА ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, ИЛИ ПРЕПЯТСТВИЙ, НА
ПУТИ ПОЗНАНИЯ – ЧЕТЫРЕ ВИДА «ИДОЛОВ» (ЛОЖНЫХ ОБРАЗОВ ИЛИ
ПРИЗРАКОВ). ЭТО «ИДОЛЫ РОДА», «ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ», «ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ»
И «ИДОЛЫ ТЕАТРА». «ИДОЛЫ РОДА» - ПРЕПЯТСТВИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
ОБЩЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ПРИРОДОЙ. «ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ» - ОШИБКИ,
КОТОРЫЕ ПРИСУЩИ НЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ, А ТОЛЬКО
НЕКОТОРЫМ ГРУППАМ ЛЮДЕЙ, ВСЛЕДСТВИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ, СИМПАТИЙ, АНТИПАТИЙ УЧЕНЫХ: ОДНИ БОЛЬШЕ ВИДЯТ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, ДРУГИЕ – ИХ СХОДСТВА; ОДНИ
СКЛОННЫ ВЕРИТЬ В НЕПОГРЕШИМЫЙ АВТОРИТЕТ ДРЕВНОСТИ, ДРУГИЕ,
НАОБОРОТ, ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОЛЬКО НОВОМУ. «ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ»
- ПРЕПЯТСТВИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВ. «ИДОЛЫ ТЕАТРА» - ПРЕПЯТСТВИЯ,
ПОРОЖДАЕМЫЕ В НАУКЕ НЕКРИТИЧЕСКИ УСВОЕННЫМИ, ЛОЖНЫМИ
МНЕНИЯМИ, ОНИ ВОЗНИКАЮТ ВСЛЕДСТВИЕ ПОДЧИНЕНИЯ УМА
ОШИБОЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ.

8.

ЗНАНИЕ – СИЛА, НО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
СИЛОЙ ОНО МОЖЕТ СТАТЬ, ТОЛЬКО ЕСЛИ
ОНО ИСТИННО, ОСНОВЫВАЕТСЯ НА
ВЫЯСНЕНИИ ИСТИННЫХ ПРИЧИН
ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРИРОДЕ ЯВЛЕНИЙ.
ЛИШЬ ТА НАУКА СПОСОБНА ПОБЕЖДАТЬ
ПРИРОДУ И ВЛАСТВОВАТЬ НАД НЕЙ,
КОТОРАЯ САМА «ПОВИНУЕТСЯ» ПРИРОДЕ,
Т.Е. РУКОВОДСТВУЕТСЯ ПОЗНАНИЕМ ЕЕ
ЗАКОНОВ. ПОЭТОМУ БЭКОН РАЗЛИЧАЕТ
ДВА ВИДА ОПЫТОВ: «ПЛОДОНОСНЫЕ» И
«СВЕТОНОСНЫЕ». ПЛОДОНОСНЫМИ ОН
НАЗЫВАЕТ ОПЫТЫ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ –
ПРИНЕСЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
ПОЛЬЗЫ ЧЕЛОВЕКУ, СВЕТОНОСНЫМИ – ТЕ,
ЦЕЛЬ КОТОРЫХ НЕ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ
ПОЛЬЗА, А ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЯВЛЕНИЙ
И СВОЙСТВ ВЕЩЕЙ.

9.

10.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) –
ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛОСОФ,
МАТЕМАТИК И ФИЗИК,
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО
РАЦИОНАЛИЗМА.
ТРУДЫ: «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»,
«МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»,
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ».

11.

12.

13.

ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ» И НОВОЙ НАУКИ,
ВЫСТУПИВШИЙ С ТРЕБОВАНИЕМ ПЕРЕСМОТРА ВСЕЙ ПРОШЛОЙ
ТРАДИЦИИ. ПРИ ЭТОМ В ОТЛИЧИЕ ОТ БЭКОНА, АПЕЛЛИРОВАВШЕГО К
ОПЫТУ И НАБЛЮДЕНИЮ, ОН ОБРАЩАЛСЯ К РАЗУМУ И САМОСОЗНАНИЮ.
ОСНОВОЙ И ОБРАЗЦОМ МЕТОДА ДЕКАРТА ЯВЛЯЕТСЯ МАТЕМАТИКА; В
ПОНЯТИИ ПРИРОДЫ ДЕКАРТ ОСТАВИЛ ТОЛЬКО ТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ – ПРОТЯЖЕНИЕ
(ВЕЛИЧИНУ), ФИГУРУ И ДВИЖЕНИЕ. ВСЯКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕКАРТ СВОДИЛ
К ПРОСТРАНСТВЕННОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ, А ПОСЛЕДНЕЕ ОБЪЯСНЯЛ С
ПОМОЩЬЮ МЕХАНИЧЕСКОГО ТОЛЧКА, ПОСКОЛЬКУ ПОНЯТИЕ СИЛЫ ТАКЖЕ
БЫЛО УСТРАНЕНО.

14.

ИСТОЧНИК СИЛЫ ВЫНЕСЕН ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРИРОДЫ И ПРИПИСАН
ТРАНСЦЕНДЕНТНОМУ БОГУ-ТВОРЦУ. ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДА –
ИЗМЕРЕНИЕ И ПОРЯДОК. ДЕКАРТ СОЗДАЛ МЕХАНИСТИЧЕСКУЮ,
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ КАРТИНУ МИРА, ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЭТОМ
СЫГРАЛО УСТРАНЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДУШИ КАК ПОСРЕДНИЦЫ МЕЖДУ
НЕДЕЛИМЫМ УМОМ (ДУХОМ) И ДЕЛИМЫМ ТЕЛОМ. УЧЕНИЯ ДЕКАРТА О
БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ) И О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) ЯВЛЯЮТСЯ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМИ, ТОГДА КАК КОСМОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ФИЗИОЛОГИЯ
– МАТЕРИАЛИСТИЧНЫ. ЭТОТ ДУАЛИЗМ ДЕКАРТА ИМЕЕТ СВОИМ
ИСТОЧНИКОМ ДУАЛИЗМ ДУШИ И ТЕЛА.

15.

ОДНАКО НАИБОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
ДУАЛИЗМА ДЕКАРТА ОСУЩЕСТВИЛ САМЫЙ
ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ –
БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (16321677), СОЗДАТЕЛЬ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО
ПАНТЕИЗМА. ЕГО ВЗГЛЯД: СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО
ОДНА СУБСТАНЦИЯ: «БОГ ИЛИ ПРИРОДА», – И
НИЧТО, ЧТО ОГРАНИЧЕНО, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
САМОСУЩЕСТВУЮЩИМ. МЫШЛЕНИЕ И
ПРОТЯЖЕННОСТЬ - АТРИБУТЫ БОГА. У БОГА
ЕСТЬ ТАКЖЕ БЕЗГРАНИЧНОЕ ЧИСЛО И ДРУГИХ
АТРИБУТОВ, ТАК КАК В ЛЮБОМ ОТНОШЕНИИ ОН
ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕСКОНЕЧЕН; НО ЭТИ ДРУГИЕ
АТРИБУТЫ НАМ НЕ ИЗВЕСТНЫ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДУШИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ
МАТЕРИИ ИМЕЮТ ХАРАКТЕР ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ;
ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕЩАМИ, А ПРОСТО
АСПЕКТАМИ БОЖЕСТВЕННОГО СУЩЕСТВА.

16.

СУБСТАНЦИЯ СПИНОЗЫ – ЭТО БОГ, ПОНЯТЫЙ КАК ПРИРОДА, ИЛИ
ПРИРОДА, ПОНЯТАЯ КАК БОГ. СУБСТАНЦИЯ СОСТОИТ ИЗ БЕСКОНЕЧНЫХ
АТРИБУТОВ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ВЫРАЖАЕТ ВЕЧНУЮ И БЕСКОНЕЧНУЮ
СУЩНОСТЬ. НАМ ИЗВЕСТНЫ, ОДНАКО, ЛИШЬ ДВА АТРИБУТА СУБСТАНЦИИ
– ПРОТЯЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ. КАЖДЫЙ ИЗ ЭТИХ АТРИБУТОВ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СУБСТАНЦИЮ В ЦЕЛОМ, ПОЭТОМУ БУДЕМ ЛИ МЫ
ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПРИРОДУ ПОД АТРИБУТОМ ПРОТЯЖЕНИЯ ИЛИ ПОД
АТРИБУТОМ МЫШЛЕНИЯ, МЫ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ НАЙДЁМ ОДИН И ТОТ ЖЕ
ПОРЯДОК, ОДНУ И ТУ ЖЕ СВЯЗЬ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ.
ВСЕ В МИРЕ УПРАВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ
НЕОБХОДИМОСТЬЮ. НЕТ ТАКОЙ ВЕЩИ, КАК СВОБОДА ВОЛИ В ДУХОВНОЙ
СФЕРЕ ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ В МИРЕ ФИЗИЧЕСКОМ.
ВСЕ, ЧТО СЛУЧАЕТСЯ, ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕПОСТИЖИМОЙ ПРИРОДЫ
БОГА, И ЛОГИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ СОБЫТИЯ БЫЛИ ИНЫМИ,
НЕЖЕЛИ ОНИ ЕСТЬ.

17.

ФИЛОСОФИЯ СПИНОЗЫ – САМЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИЗМ И
ДЕТЕРМИНИЗМ. СПИНОЗУ ПОЭТОМУ МНОГИЕ СЧИТАЛИ ФАТАЛИСТОМ,
ОТРИЦАЮЩИМ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА. ОДНАКО ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
СПИНОЗЫ – ПОКАЗАТЬ ПУТЬ, ИЗБАВЛЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ РАБСТВА И
ВЕДУЩИЙ ЕГО К СВОБОДЕ. СВОБОДЕН ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПОСТОЛЬКУ,
ПОСКОЛЬКУ РАЗУМЕН, И ПОСКОЛЬКУ ЕГО ПОСТУПКИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ
РАЗУМОМ. И ПОСКОЛЬКУ, ДАЛЕЕ, РАЗУМ – ЭТО ПОЗНАНИЕ ПРИЧИН И
СЛЕДСТВИЙ, ТО ПОЗНАНИЕ ВЕЧНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИРОДЫ И
ПОСТУПКИ, ОСНОВАННЫЕ НА СОЗНАНИИ ЭТОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, И ЕСТЬ
СВОБОДА. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКУ ДАЁТ ПОЗНАНИЕ ВСЕГО “В
БОГЕ”, “В АСПЕКТЕ ВЕЧНОСТИ”.

18.

19.

ВЕЛИКИЙ АНГЛИЙСКИЙ
МАТЕРИАЛИСТ ТОМАС ГОББС
(1588-1679) БЫЛ
СОВРЕМЕННИКОМ АНГЛИЙСКОЙ
БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
ОТКРЫВШЕЙ НОВУЮ ЭПОХУ В
ИСТОРИИ АНГЛИИ. ГЛАВНЫЕ
ТРУДЫ: «ФИЛОСОФСКИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ О
ГРАЖДАНИНЕ» (1642) И
«ЛЕВИАФАН» (1651).

20.

МИР, ПО УЧЕНИЮ ГОББСА ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬ ТЕЛ, ИБО НИЧЕГО
БЕСТЕЛЕСНОГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. НЕЛЬЗЯ ОТДЕЛИТЬ МЫШЛЕНИЕ ОТ
МАТЕРИИ, КОТОРАЯ МЫСЛИТ. МАТЕРИЯ – СУБЪЕКТ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЙ.
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ ПРОИСХОДИТ ПО МЕХАНИСТИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ: ВСЕ
ДВИЖЕНИЯ ОТ ТЕЛА К ТЕЛУ МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ
ТОЛЧКА. ПОД ВЛИЯНИЕМ ТОЛЧКА В ИСПЫТАВШЕМ ЭТОТ ТОЛЧОК ТЕЛЕ
ВОЗНИКАЕТ УСИЛИЕ; ЕСЛИ УСИЛИЕ НЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ УСИЛИЕМ, ТО ОНО ПЕРЕХОДИТ В ДВИЖЕНИЕ.
СКЛАДЫВАЯСЬ В ОДИН ОБЩИЙ ИТОГ, УСИЛИЯ СТАНОВЯТСЯ ЗАМЕТНЫМИ
И ВОСПРИНИМАЮТСЯ УЖЕ НЕ КАК УСИЛИЯ, А КАК ДВИЖЕНИЯ
ПОЗНАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ «ИДЕЙ». ИСТОЧНИКОМ
«ИДЕЙ», ПО ГОББСУ, МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЧУВСТВЕННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ
ВНЕШНЕГО МИРА. ВНЕШНИЕ ЧУВСТВА – ИСТОЧНИК НЕ ТОЛЬКО ИДЕЙ, НО
И ВСЕГО НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.

21.

ВЕСЬМА ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ПОЛУЧИЛО УЧЕНИЕ ГОББСА О
ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ. В ЭТОМ УЧЕНИИ ОН ПЫТАЕТСЯ РАЗЛОЖИТЬ ТАКОЕ
СЛОЖНОЕ ЦЕЛОЕ, КАК ГОСУДАРСТВО, НА ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, А
ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЯСНИТЬ ПРОСТЫМИ ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОН ПРИХОДИТ К МЫСЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗЛИЧАТЬ ДВА СОСТОЯНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ЕСТЕСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ. ПОНЯТИЕ О
ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ПОЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ВЫЧЛЕНИТЬ ИЗ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВСЕ, ЧТО ВНЕСЛО В НИХ ГОСУДАРСТВО. В
ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ЛЮДИ ДЕЙСТВУЮТ, РУКОВОДСТВУЯСЬ
ТОЛЬКО ПРИРОДНЫМ ЗАКОНОМ САМОСОХРАНЕНИЯ. В ЭТОМ СОСТОЯНИИ
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ВСЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ ВЗЯТЬ, ЗАХВАТИТЬ. ЗДЕСЬ
ПРАВО СОВПАДАЕТ С СИЛОЙ, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ЕСТЕСТВЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ «ВОЙНЫ ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ».

22.

НО ЭТА ВОЙНА ПРОТИВОРЕЧИТ СТРЕМЛЕНИЮ К САМОСОХРАНЕНИЮ.
ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ МИРА, ДЛЯ ЧЕГО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРАВА НА ВСЕ И ТЕМ САМЫМ ПЕРЕНЕСТИ ЧАСТЬ СВОЕГО
ПРАВА НА ДРУГИХ. ЭТО ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ
ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОТОРОГО ОЗНАЧАЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЖЕ НЕ
ЕСТЕСТВЕННОГО, А ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА. ЧТОБЫ
НАПРАВЛЯТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ К ОБЩЕЙ ЦЕЛИ И УДЕРЖИВАТЬ ИХ ОТ
ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ МИР, В ОБЩЕСТВЕ НЕОБХОДИМО
ГОСУДАРСТВО ЕДИНОЙ ВОЛИ. ДЛЯ ЭТОГО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН СВОЮ
ЧАСТНУЮ ВОЛЮ ПОДЧИНИТЬ КАКОМУ-НИБУДЬ ОДНОМУ ЛИЦУ ИЛИ ГРУППЕ
ЛИЦ, ВОЛЯ КОТОРЫХ ДОЛЖНА СЧИТАТЬСЯ ВОЛЕЙ ВСЕХ. ТАК ВОЗНИКАЕТ,
ПО ГОББСУ, ГОСУДАРСТВО.

23.

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ
(1646-1716) – НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФИДЕАЛИСТ, МАТЕМАТИК, ФИЗИК И
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ЮРИСТ, ИСТОРИК,
ЯЗЫКОВЕД. ЯВИЛСЯ ЗАВЕРШИТЕЛЕМ
ФИЛОСОФИИ 17 ВЕКА,
ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ НЕМЕЦКОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

24.

ЛЕЙБНИЦ СТРЕМИЛСЯ СИНТЕЗИРОВАТЬ ВСЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ В
ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ С НОВЕЙШИМ НАУЧНЫМ ЗНАНИЕМ НА ОСНОВЕ
ПРЕДЛОЖЕННОЙ ИМ МЕТОДОЛОГИИ, ВАЖНЕЙШИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ КОТОРОЙ
БЫЛИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СТРОГОСТЬ ФИЛОСОФСКИХ РАССУЖДЕНИЙ. В ДУХЕ
РАЦИОНАЛИЗМА 17 В. ЛЕЙБНИЦ РАЗЛИЧАЛ МИР УМОПОСТИГАЕМЫЙ, ИЛИ МИР
ИСТИННО СУЩЕГО (МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ), И МИР ЧУВСТВЕННЫЙ, ИЛИ
ТОЛЬКО ЯВЛЯЮЩИЙСЯ (ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ) ФИЗИЧЕСКИЙ МИР. РЕАЛЬНЫЙ МИР,
ПО ЛЕЙБНИЦУ, СОСТОИТ ИЗ БЕСЧИСЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНЫХ
СУБСТАНЦИЙ, НЕДЕЛИМЫХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ БЫТИЯ – МОНАД, КОТОРЫЕ
НАХОДЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЙ ГАРМОНИИ. В
СИЛУ ЭТОЙ ГАРМОНИИ РАЗВИТИЕ КАЖДОЙ МОНАДЫ НАХОДИТСЯ В ПОЛНОМ
СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИТИЕМ ДРУГИХ И ВСЕГО МИРА В ЦЕЛОМ. В ТЕОРИИ
ПОЗНАНИЯ ЛЕЙБНИЦ ПЫТАЛСЯ НАЙТИ КОМПРОМИСС МЕЖДУ РАЦИОНАЛИЗМОМ,
ЭМПИРИЗМОМ И СЕНСУАЛИЗМОМ.

25.

26.

ХРИСТИАН ВОЛЬФ (1679-1754), УЧЕНИК
ЛЕЙБНИЦА, СТРЕМИЛСЯ ПОСТРОИТЬ
ВСЕОБЪЕМЛЮЩУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ
НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, “МИРОВОЙ МУДРОСТИ”. ОСНОВУ И
СРЕДОТОЧИЕ ЭТОЙ СИСТЕМЫ СОСТАВЛЯЛА ШКОЛЬНАЯ
МЕТАФИЗИКА, КОТОРУЮ ВОЛЬФ, КАК МЫ УЖЕ ЗНАЕМ,
РАЗДЕЛЯЛ НА ОНТОЛОГИЮ (ОБЩАЯ МЕТАФИЗИКА) И
ТРИ ЧАСТНЫЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ –
КОСМОЛОГИЮ, ПСИХОЛОГИЮ, ТЕОЛОГИЮ. ВОЛЬФ
ИМЕЛ МНОЖЕСТВО УЧЕНИКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ,
ПРЕПОДАВАВШИХ В НЕМЕЦКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ И
СОСТАВИВШИХ ТАК НАЗЫВАЕМУЮ ЛЕЙБНИЦЕВОЛЬФОВСКУЮ ШКОЛУ – ОСНОВУ НЕМЕЦКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИМЕННО ЭТА ШКОЛА СОЗДАЛА
НЕМЕЦКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОТОРОЕ
СДЕЛАЛО ВОЗМОЖНЫМ ПОЯВЛЕНИЕ КАНТА, ФИХТЕ,
ШЕЛЛИНГА И ГЕГЕЛЯ, КРУПНЕЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX
ВВ., ЗАВЕРШАЮЩИХ ИСТОРИЮ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

27.

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ СТРЕМИЛАСЬ ПОСТАВИТЬ ПОД КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО
РАЗУМА И РЕЛИГИЮ, Т. Е. СДЕЛАТЬ ЕЁ РАЦИОНАЛЬНОЙ, РАЗУМНОЙ. ПРОВЕРКА
РАЗУМОМ ДОЛЖНА ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ РЕЛИГИИ “СУЕВЕРИЯ” И ЗАМЕНИТЬ ИХ
РАЗУМНОЙ ВЕРОЙ В БОГА, Т. Е. “ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ”, ИЛИ РЕЛИГИЕЙ “В
ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО ЛИШЬ РАЗУМА”). ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЭПОХИ – ДЕИЗМ: БОГ
СОЗДАЛ МИР СОВЕРШЕННЫМ И БОЛЕЕ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ НИ В ДЕЛА ПРИРОДЫ,
НИ В ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ; НАИЛУЧШЕЕ ПОЧИТАНИЕ БОГА – ЭТО
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ “В МИРУ”, СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ НРАВСТВЕННЫХ, ГРАЖДАНСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБЯЗАННОСТЕЙ. БОГУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО ОТ НАС, КРОМЕ ДОБРЫХ ПОСТУПКОВ.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОРОДИЛА И ВОИНСТВУЮЩИЙ АТЕИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ,
КОТОРЫЙ НАШЁЛ СВОЁ НАИБОЛЕЕ ЯРКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОМ
МАТЕРИАЛИЗМЕ XVIII В. И КОТОРЫЙ УТВЕРЖДАЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ВЕРЫ И РАЗУМА, РЕЛИГИИ И НАУКИ (П. ГОЛЬБАХ, Ж.
ЛАМЕТРИ И ДР.) И СЧИТАЕТ ПРИЧИНОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ НЕВЕЖЕСТВО,
НЕДОСТАТОК ЗНАНИЯ, НЕПОНИМАНИЕ ИСТИННЫХ ПРИЧИН ВЕЩЕЙ.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В НАРОДЕ, С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ,
ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА СО ВРЕМЕНЕМ НЕИЗБЕЖНО ПРИВЕДУТ К ПОСТЕПЕННОМУ
ИСЧЕЗНОВЕНИЮ РЕЛИГИИ, МЕСТО КОТОРОЙ ЗАЙМУТ НАУКА И ИСКУССТВО.

28.

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ПРОСВЕЩЕНИЕ – ЭТО ВРЕМЯ
ПОДЪЕМА И УСТАНОВЛЕНИЯ ВЛАСТИ БУРЖУАЗИИ, СВЯЗАННОЙ С НОВЫМИ
ИДЕЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ –
ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ПРОЦЕСС
РАСШИРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕМ И
РАЗРАБОТКОЙ ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА: В КАЧЕСТВЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОН ТРЕБУЕТ СВОБОДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕМЕСЛЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ (МАНУФАКТУРНОЙ), СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ И ТОРГОВЛЕ. К ЭТИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, КОТОРЫМ, НАКОНЕЦ, ДАЁТСЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ – УЧЕНИЕ О
“ВСЕОБЩИХ ЕСТЕСТВЕННЫХ И НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА”. КАЖДЫЙ
ИМЕЕТ СВЯТОЕ ПРАВО СТРОИТЬ СВОЁ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ
РАЗУМЕНИЮ, ИМ САМИМ ИЗБРАННЫМ СПОСОБОМ, НО ТАКИМ СПОСОБОМ,
КОТОРЫЙ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ТОЧНО ТАКОМУ ЖЕ ПРАВУ КАЖДОГО ДРУГОГО
ЧЕЛОВЕКА.

29.

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИМЕЛИ ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
И УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА. ИМЕННО ФИЛОСОФЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
СФОРМУЛИРОВАЛИ ТЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР
ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ “ЦИВИЛИЗОВАННЫХ” ОБЩЕСТВ:
СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ПРИНАДЛЕЖИТ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НАРОДУ В ЦЕЛОМ И ЛИШЬ ВРЕМЕННО, ПО ДОГОВОРУ,
ПЕРЕДАЁТСЯ ИЗБРАННЫМ НАРОДОМ ЧИНОВНИКАМ;
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА: ВЛАСТЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ПРОДУКТ
СВОБОДНОГО И РАЗУМНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ НАРОДОМ И ИЗБИРАЕМЫМ ИМ
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ;
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬ
ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗДЕЛЕНА МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ, ВЗАИМНО
КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И УРАВНОВЕШИВАЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА ВЕТВЯМИ –
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, СУДЕБНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЯМИ;
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ВСЕХ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВЛАСТИ: КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ИМЕЕТ РАВНОЕ С ДРУГИМИ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И
БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИМЕЕТ ПРАВО ВЛИЯТЬ
НА СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА.
Классическая формулировка этих принципов и основных прав и свобод человека дана Д. Локком,
Ш. Монтескьё, И. Кантом, Б. Франклином и др.

30.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVII И XVIII ВЕКА – ЭТО ВРЕМЯ ОСОБЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРАНАХ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. В ЭТОТ ПЕРИОД МЫ НАБЛЮДАЕМ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ВСЕ АКТИВНЕЕ ОСВАИВАЮТСЯ В ЧИСТО
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ НОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ СИЛЫ И ЯВЛЕНИЯ: СТРОЯТСЯ
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ, КОНСТРУИРУЮТСЯ НОВЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ
ШАХТ, СОЗДАЕТСЯ ПЕРВАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА И Т.Д. ВСЕ ЭТИ И ДРУГИЕ
ИНЖЕНЕРНЫЕ РАБОТЫ ВЫЯВЛЯЮТ ОЧЕВИДНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА В
РАЗВИТИИ КОНКРЕТНО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. УЖЕ В XVII ВЕКЕ МНОГИЕ ПОЛАГАЮТ,
ЧТО “ЗНАНИЕ – СИЛА” (Ф.БЭКОН), ЧТО ИМЕННО “ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ”
(КОНКРЕТНО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ) ПОМОЖЕТ НАМ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ НАС ОВЛАДЕТЬ
ПРИРОДОЙ И СТАТЬ “ГОСПОДАМИ И ХОЗЯЕВАМИ” ЭТОЙ ПРИРОДЫ (Р.ДЕКАРТ).
В XVIII ВЕКЕ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ БЕЗГРАНИЧНАЯ ВЕРА В НАУКУ, В НАШ
РАЗУМ. ЕСЛИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЛОСЬ, ЧТО НАШ РАЗУМ
БЕЗГРАНИЧЕН В СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ В ПОЗНАНИИ МИРА, ТО В XVIII СТОЛЕТИИ
С РАЗУМОМ СТАЛИ СВЯЗЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО УСПЕХИ В ПОЗНАНИИ, НО И НАДЕЖДЫ
НА БЛАГОПРИЯТНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕУСТРОЙСТВО КАК ПРИРОДЫ, ТАК И
ОБЩЕСТВА.

31.

ИТАК, В ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, МОЖНО ОТМЕТИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВАЖНЫЕ
МОМЕНТЫ В ЕЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ:
• ПОЛУЧАЕТ ЗАМЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ГЛУБОКАЯ ВЕРА В НЕОГРАНИЧЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ НАУКИ В ПОЗНАНИИ МИРА – ВЕРА, В ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ
ЛЕЖАЛИ ХОРОШО УСВОЕННЫЕ ФИЛОСОФАМИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИДЕИ Ф.БЭКОНА (О
ВОЗМОЖНОСТЯХ ОПЫТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ) И Р.ДЕКАРТА (О
ВОЗМОЖНОСТЯХ МАТЕМАТИКИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ПОЗНАНИИ);
• РАЗВИВАЮТСЯ ДЕИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ, ЧТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ
ПРИВОДИТ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕРИАЛИЗМА КАК ДОСТАТОЧНО ЦЕЛЬНОГО
ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ, ИМЕННО ДЕИЗМ В ЕДИНСТВЕ С УСПЕХАМИ И
РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИВОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ К
ФОРМИРОВАНИЮ ФРАНЦУЗСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА XVIII ВЕКА;
• ФОРМИРУЕТСЯ НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, О ЕЕ
ГЛУБОКОЙ СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, С НАУЧНЫМИ
ОТКРЫТИЯМИ И ИЗОБРЕТЕНИЯМИ, С ПРОСВЕЩЕНИЕМ МАСС.

32.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ:
1. ДЕИЗМ (БОГ СОЗДАЛ МИР СОВЕРШЕННЫМ И БОЛЕЕ НЕ
ВМЕШИВАЕТСЯ В ДЕЛА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА)
2. ВОИНСТВЕННЫЙ АТЕИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ –
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ВЕРЫ И РАЗУМА, А ПРИЧИНА
СУЩЕСТВУЮЩАЯ В РЕЛИГИИ НЕВЕЖ.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ – СВОБОДНОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

33.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
ДЖОН ЛОКК (1632-1704)
ТРУДЫ: «ОПЫТ О
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
РАЗУМЕНИИ», 2 ТРАКТАТА О
ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ.

34.

ПОЛЬ ГОЛЬБАХ (1723 - 1789)
ТРУДЫ: « СИСТЕМА
ПРИРОДЫ»

35.

ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709-1751)
ТРУДЫ: «ЧЕЛОВЕК МАШИНА», «ЧЕЛОВЕКРАСТЕНИЕ»

36.

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592)
ТРУДЫ: «ОПЫТЫ»

37.

ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (1715 – 1780)
ТРУДЫ: «ОПЫТ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»,
ТРАКТАТ « О СИСТЕМАХ»,
«ОБ ОЩУЩЕНИЯХ».

38.

КЛОД ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771)
ТРУДЫ: «ОБ УМЕ», «СЧАСТЬЕ»,
«О ЧЕЛОВЕКЕ»

39.

ГЛОССАРИЙ:
МОНАДА (ГРЕЧ. MONAS (MONADOS) – ЕДИНИЦА, НЕДЕЛИМОЕ) – НАЗВАНИЕ
ЕДИНИЦЫ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ. В ФИЛОСОФИИ – СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА БЫТИЯ. У
ЛЕЙБНИЦА – НЕДЕЛИМЫЕ ДУХОВНЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ОСНОВУ МИРОЗДАНИЯ.
РАЦИОНАЛИЗМ (ОТ ЛАТ. RATIONALIS – РАЗУМНЫЙ) – ФИЛОСОФСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ, ПРИЗНАЮЩЕЕ РАЗУМ ОСНОВОЙ ПОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЦИОНАЛИЗМА 17-18 ВВ. ИСХОДИЛИ ИЗ ИДЕИ
ЕСТЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА – БЕСКОНЕЧНОЙ ПРИЧИННОЙ ЦЕПИ,
ПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ВЕСЬ МИР. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗМА РАЗДЕЛЯЛИ КАК
МАТЕРИАЛИСТЫ (СПИНОЗА), ТАК И ИДЕАЛИСТЫ (ЛЕЙБНИЦ).
ЭМПИРИЗМ (ГРЕЧ. EMPIRIA – ОПЫТ) – НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ,
ПРИЗНАЮЩЕЕ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЯ И СЧИТАЮЩЕЕ, ЧТО
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНО ЛИБО КАК ОПИСАНИЕ ЭТОГО
ОПЫТА, ЛИБО СВЕДЕНО К НЕМУ.

40.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
ПОЧЕМУ МАТЕРИАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ НАЗЫВАЮТ МЕТАФИЗИЧЕСКИМ?
КАКИЕ ДВА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО
ВРЕМЕНИ?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ «ИДОЛЫ РАЗУМА» В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ Ф.БЭКОНА?
КТО ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «МОНАДА»?
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫРАЖЕНИЕ «ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ»?
ТЕМЫ ДЛЯ СРС:
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
1.
ЭМПИРИЗМ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ Ф.БЭКОНА.
2.
ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Р.ДЕКАРТА.
3.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ГОББСА.
4.
РАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА.
5.
ОСНОВНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

41.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила