Похожие презентации:
Мистика. Мистицизм. Школы философского мистицизма
1. Мистика. Мистицизм. Основные школы философского мистицизма
2. Что такое мистика и мистицизм?
Ми́стика - вера в существованиесверхъестественных
сил,
с
которыми таинственным образом
якобы связан и способен общаться
человек.
Мистицизм - философское и
богословское учение, а также
особый способ понимания
и
восприятия мира, основанный на
эмоциях,
интуиции
и
иррационализме.
3. Связь между мистицизмом и религией
Существует своеобразная смесьуважения и недоверия. Несмотря
на это, не следует связывать
религиозность как таковую с
мистицизмом. Религия является
намного
более
широким
явлением.
4. Уильям Р. Индж о мистицизме(1889)
во-первых, внутреннее знание
во-вторых, покой
в-третьих, самоанализ
в-четвертых, презрение и
небрежение к материальным благам
5. Свойства мистицизма, выделенные У. Джеймсом (1902)
1. Неизъяснимость («ineffability»)2. Абстрактность («noetic»)
3. Пассивность («passivity»)
4. Изменчивость («transiency»)
6. Л. Дюпрей (1987)
Предложил вместо изменчивостиупотреблять понятие периодичности
(«rythmic»)
Он также добавил пятый пункт –
интеграцию («integration»)
7. Основные школы философского мистицизма
Елена Петровна Блаватская (1831-1891)- одна из предшественниц философского
мистицизма XX века.
В 1875 году вместе со своими
последователями основала "Всемирное
теософское общество", в задачи которого
входило: изучение древних "тайных"
знаний; изучение скрытых способностей
человека; основание нового братства
людей вне зависимости от их расовой,
национальной
и
религиозной
принадлежности.
8. Основные школы философского мистицизма
НиколайКонстантинович
Рерих
(1874- 1947) и Елена Ивановна Рерих
(1879- 1955) развивали мистику в
русле прозрений Е. П. Блаватской.
Они
предпринимали
попытки
организовать общемировое движение
за новую культуру.
9. Основные школы философского мистицизма
В космологическом учении ГеоргияИвановича Гурджиева (1877-1949)
центральное место занимает идея
реально существующего Абсолютного,
которое с помощью "луча творения"
создает бесконечное множество миров,
деградирующих по мере удаления от
него.
10. Основные школы философского мистицизма
Основатель антропософского учения исоответствующей системы воспитания,
немецкий философ-мистик Рудольф
Штейнер (1861-1925) считал, что в
отличие от принятого деления жизни
на внешнюю и внутреннюю, следует
вычленить
несколько
уровней
природы человека и соответственно
несколько
уровней
его
жизни:
физический, эфирный (жизненный,
энергетический),
астральный,
ментальный.
11. Основные школы философского мистицизма
Оригинальный вариант мистицизмаразвивал поэт и мыслитель Даниил
Леонидович Андреев (1906-1959). Им
было продумано содержание трактата –
«Роза мира».
Основная идея трактата: «реальный»
мир находится в состоянии невидимой
для обычного человека космической
битвы Добрых и Злых Сил, отблески ее в земной истории и в душевной жизни
людей. Человечество должно и может
объединиться и стать на сторону Добра.
12. Основные школы философского мистицизма
Учение Раманы Махариши (1879-1951)- пример первого пути. По его
убеждению, человек в любой ситуации
должен спросить себя: "Кто тот я,
который сейчас мыслит (или страдает,
или желает и т.п.)"?
13. Основные школы философского мистицизма
Пример второго пути - "ИнтегральнаяЙога" Шри Ауробиндо Гхоша (18721950). В своем учении он пытался
объединить идеи древнеиндийской
философии и некоторые идеи западной
мысли, усматривая в них средство
освобождения всего человечества от
эгоистических устремлений.
14. Мыслители о мистике
Н. А. Бердяев:« Мистика есть реализм, ощущение
реальностей,
слияние
с
реальностями; рационалистический
же позитивизм есть иллюзионизм,
потеря
ощущения
реальностей,
разрыв между реальностями мира. »
15. Мыслители о мистике
Г. К. Честертон:« Из-за того, что я немного разбираюсь
в мистике, меня не могут одурачить
дилетанты. Истинные мистики не
прячут тайн, а открывают их. Они
ничего не оставят в тени, а тайна так
и останется тайной. Зато мистикудилетанту не обойтись без покрова
таинственности,
сняв
который,
находишь нечто вполне тривиальное.
16. Мыслители о мистике
А. Эйнштейн:«
Современные
мистические
тенденции,
которые
особенно
проявляются в безудержном росте
так
называемых
теософии
и
спиритуализма, для меня не более
чем
признак
слабости
и
растерянности.
Поскольку
наш
внутренний
опыт
состоит
из
репродукций
и
комбинаций
сенсорных впечатлений, концепция
души без тела кажется мне пустой и
лишённой смысла. »
17. Мыслители о мистике
Гершом Шолем:Не существует такого явления, как
абстрактная мистика, или мистического
переживания, не связанного с определенной
религиозной системой. Существует не
мистика вообще, а лишь определенная
форма
мистики
–
христианская,
мусульманская, еврейская мистика и т. д.
Было бы бессмысленно отрицать то, что
между ними имеется нечто общее, и это как
раз и есть тот элемент, который выявляется
при сравнительном анализе отдельных
видов мистического опыта... »
«
18. Мыслители о мистике
Руфус Джонс :« Под мистикой я понимаю род религии,
которая
основывается
на
чувстве
непосредственно воспринимаемой связи
с Богом, на прямом и внутреннем
сознании Божественного присутствия...»