Политические и правовые взгляды Томаса Пейна
704.56K
Категория: ФилософияФилософия

Политические и правовые взгляды Томаса Пейна

1. Политические и правовые взгляды Томаса Пейна

Писарев Владимир, ПБ-11
Киселев Глеб, ПБ-11

2.

Томас Пейн (Thomas Paine; 1737, Тетфорд, Великобритания –
1809,
Нью-Йорк,
США)

«гражданин
мира»,
непосредственный участник обеих революций, блестящий
публицист.
Пейн вошел в историю Нового времени как один из первых публичных
политиков,
который
неизменно
апеллировал
непосредственно
к
общественному мнению по самым острым социально-политическим вопросам.
Он стоял у истоков современной демократической идеологии, поэтому
содержание его политических и правовых взглядов по-прежнему представляет
значительный интерес и привлекает внимание новых исследователей. Стоит
отметить, что в американской публицистической традиции за Томасом Пейном
прочно закрепилась слава «крестного отца» американской демократии, а
также приписывают авторство официального названия нового государства
«Соединенные штаты Америки».

3.

Политическая публицистика Томаса Пейна
В северо-американских
колониях
Первые политические строки Томасом Пейном были написаны в момент прибытия в англоамериканские колонии, где нарастала революционная обстановка. Первые и значимые работы,
которые принесли Томасу Пейну, большую известность в среде сопротивления:
серия прокломаций «Американский кризис»
памфлет «Здравый смысл»,
где изложен ситуационный анализ американских дел того периода, сформулированы авторские
взгляды на происхождение и назначение правительственной власти, обдумана монархическая форма
правления и обозначена необходимость создания независимого и суверенного американского
государства.
Столь решительная революционная повестка помогла Томасу Пейну завоевать не только
сердца оппозиционеров Короне, но и занять видный пост – возглавить комитет по
иностранным делам Второго Континентального конгресса. На этой должности он вел
переговоры с Францией об оказании молодому государству военной и экономической

4.

Политическая публицистика Томаса Пейна
В революционной
Франции
Томас Пейн был участником Великой французской революции 1789 года, а в период
нахождения в революционном Париже даже успел принять ключи от павшей Бастилии и чуть
не лишился головы как «иностранный враждебный агент» от «якобинской гильотины» .
Томас Пейн в 1791-1792 выступил в поддержку революционных достижений с трактатом
«Права человека» (Rights of man).
Через несколько лет после издания трактат стал самым издаваемым произведением своего
времени на английском языке. Это вызвало реакцию «английской короны» – книги стали
изыматься и сжигаться. Уже в 20 веке произведения Томаса Пейна получило такую
характеристику: «универсальный учебник для всех участников рабочего движения»*.
* См.: Гольдберг Н. М. Томас Пейн. М. 1969. С. 12.

5.

Политическая публицистика Томаса Пейна
В
революционной
Франции

6.

Политическая публицистика Томаса Пейна
Иные работы
Томас Пейн издал ряд иных текстов, например, «Век разума» (Age of reason, 1794-1796), где
критиковал канонические христианские тексты:
«Я всегда упорно отстаивал право каждого человека на собственное мнение, сколь бы оно не
отличалось от моего. Тот, кто отрицает за другими это право, превращается в раба своего
нынешнего мнения, ибо лишает себя права изменить его».
«Я не верю в религии, исповедуемые еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской
или какой-либо другой известной мне церковью. Мой собственный ум — моя церковь».*
Опубликование работы стало настоящей сенсацией, и уже более двухсот лет одни называют
эту книгу «Библией для неверующих», а другие проклинают и предают анафеме ее автора.
*См.: Томас Пейн. Избранные сочинения. Москва. Издательство АН СССР. 1959.

7.

Основа политико-правовых взглядов
Пейна
• Рационализм.
Во всех своих философских рассуждениях Пейн опирается исключительно на классический
рационализм как метод познания действительности, признающий только разум единственным
источником истинного знания.
• Республиканизм.
В вопросе организации верховной государственной власти Пейн выступал последовательным
приверженцем республиканского правления, основанным на принципах народовластия,
выборности, регулярной сменяемости, внесословного представительства в органах власти . Он
рассматривал республиканское правление как самое «разумное и естественное», так как оно
наиболее соответствует идеям естественных прав и общественного договора, а также
позволяет максимально обеспечить интересы и безопасность всех жителей страны.
• Свободомыслие.
Важнейшей мировоззренческой идеей эпохи Просвещения было свободомыслие, которое
понималось как признание права на критическое мышление и научное познание мира,
свободные от догматического религиозного влияния. С распространением идей рационализма
религия больше не рассматривалась как единственный источник истины, поэтому

8.

Позиция Томаса Пейна по отдельным политикоправовым вопросам
• Форма государственного устройства.
В политической публицистике Пейна вопрос о формах государственного правления занимает
центральное место, что оправдано конъюнктурой исторических обстоятельств: волею судеб
автор был непосредственно вовлечен в процесс создания двух государств, управление
которыми мыслилось на совершенно новых принципах. В своих работах он последовательно
придерживался позиции, согласно которой республиканское правление наиболее
соответствует целям защиты естественных и реализации гражданских прав человека, а
представительство является самой правильной и справедливой ее формой.
В памфлете «Здравый смысл» Пейн подвергает всесторонней критике все монархические
формы правления: абсолютные монархии он считает «позором для человеческой природы» ,
не принимает также конституционные монархии как лишь частично ограниченные деспотии.

9.

• Теория естественного права.
В построении собственной правовой концепции Пейн основывается на просветительской
идеологии естественно-правовой школы, включающей теории договорного происхождения
государства и естественных неотчуждаемых прав человека.
Он считает людей «творениями божьими» и исходит из того, что «все рождаются равными
и имеют равные естественные права» . В число естественных прав – «принадлежащих
человеку по праву существования» - включает права духа (все интеллектуальные права, в том
числе право на свободу совести и право на свободу мысли ), а также право добиваться
благополучия и счастья, если это не ущемляет прав других людей.

10.

• Отношение к рабству.
В своих публицистических работах Пейн неоднократно подчеркивал, что считает людей
равноправными - «Я верю в равенство людей» , поэтому он поднимал вопрос о
необходимости запрета рабовладения. Еще в 1775 году Пейн написал статью «Африканское
рабство в Америке», в которой призвал самым решительным образом полностью покончить с
позорной практикой рабовладения: запретить работорговлю, освободить рабов и выделить им
землю для возделывания .
Во многом благодаря бескомпромиссности Пейна в вопросе борьбы с рабовладением в
1780 году в штате Пенсильвания был принят Закон о постепенной отмене рабства («An Act for
the Gradual Abolition of Slavery»), для которого он написал преамбулу . В ней
подчеркивалось: «Мы можем сейчас сделать еще один шаг к всеобщей цивилизации, устранив,
насколько возможно, горе тех, кто живет в незаслуженном рабстве» . Вследствие издания
этого закона в Пенсильвании в 1790 году было принято решение, впервые среди
североамериканских штатов, об освобождении рабов.

11.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила