Похожие презентации:
Андрей Юрьевич Боголюбский
1.
Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 — 29 июня 1174)Князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150—1151.
Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157 — 1174.
Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича.
2. Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбскийувозит икону Богоматери
из Вышгорода.
Миниатюра Лицевого
летописного свода.
Юрий Долгорукий умер
в 1157 г. в Киеве.
Еще при его жизни его старший сын
Андрей бежал из Вышгорода,
где его посадил править отец,
в Ростово-Суздальскую землю.
Причиной бегства стало,
по рассказу летописи,
стремление Андрея уклониться
от царивших в Южной Руси усобиц,
вызванных соперничеством
из-за киевского великого княжения.
С собой Андрей увез «чудотворную»
икону Богоматери, написанную,
по преданию, св. евангелистом Лукой.
3.
Легенда рассказывает,что неподалеку от г. Владимира
кони, которые везли повозку
с иконой, встали и не могли
сдвинуться с места.
Ночью князю явилась Богородица
и повелела поставить ее икону
во Владимире, построив для нее
храм.
Подчиняясь велению Богоматери,
Андрей перенес столицу
княжества из Суздаля во
Владимир.
Сюжет иконы – явление
Богоматери князю Андрею.
4.
Владимирская икона Божией МатериПо церковному преданию, икону написал евангелист Лука.
По оценкам искусствоведов, икона написана в Константинополе, в XII в.
5. Андрей Боголюбский
?Какую цель преследовал Андрей,
увозя икону из Вышгорода на Север?
В Средние века государство обязательно
должно было иметь собственную
религиозную святыню. Икона Богоматери
и должна была стать такой святыней
нового самостоятельного государства,
которое Андрей собирался создать
в Ростово-Суздальской земле.
Богоматерь Владимирская.
Икона византийского письма,
XII век.
6.
Андрей не стал жить во Владимире. Он основал свою резиденциюна месте явления Богоматери. По названию этого замка –
Боголюбово – князь Андрей стал именоваться Боголюбским.
Палаты Андрея Боголюбского с церковью Рождества Богородицы.
Реконструкция.
7. Андрей Боголюбский
?Успенский собор
во Владимире.
Построен в 1158–1160 гг.
Первоначальный облик.
Реконструкция
Чем же на самом деле объяснялся
перенос столицы во Владимир?
Скорее всего, тем, что в Суздале и Ростове
князю приходилось
считаться с волей веча,
а Владимир считался лишь «пригородом»
старших городов
и потому не имел веча.
Таким образом, власть князя
во Владимире оказывалась сильнее, чем в
Ростове и Суздале.
8.
В самом Владимире Андрей такжевел большое строительство.
Город был окружен мощным валом с
пятью воротами.
До наших дней сохранились
лишь самые парадные – Золотые.
Золотые ворота Владимира.
Реконструкция.
Ворота сооружены в 1164 г.
В 1795 и 1810 гг. подверглись серьезной
перестройке.
Золотые ворота. Современный вид
9.
«До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было собладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди
родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно
признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся
правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать
себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской
волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом,
княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как
будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти».
— В. О. Ключевский.
10. Андрей Боголюбский
В 1169 г. войска Андреявзяли и разорили Киев,
в котором тогда правил
Мстислав Изяславич Волынский.
Однако Андрей не переехал в Киев,
а отдал его младшему брату Глебу.
?
Святой князь
Андрей Боголюбский.
Икона.
О чем свидетельствует
отказ Андрея
от великокняжеского престола?
Из-за постоянных усобиц Киев утратил
свое прежнее значение и уже не был
столь привлекателен для князей других
русских земель.
11.
Андрей Боголюбский изгнализ Владимиро-Суздальского княжества дружину своего
отца (бояр) и стал опираться на младшую дружину –
«детъцких».
В Суздальской земле частные вотчины стали появляться
только в XII в.
Дружинники получали вотчины
по княжескому пожалованию.
Поэтому они полностью
зависели от князя.
Если в Киевской земле дружинники были
соратниками князей,
то во Владимиро-Суздальской
– их слугами.
12.
13.
14.
15.
А поводом для убийства стало решение князя казнить брата его жены. Братьяказненного во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя, в
ночь на 29 июня 1174 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове и
умертвили князя.
16.
Чтобы Андрей не мог оказать сопротивления, его слуга Анбал вынес из спальнихозяина меч. Ночью убийцы перебили стражу, но в княжескую опочивальню пойти сразу
не решились, а отправились в винный погреб, где напились для храбрости. Затем двое из
них поднялись наверх и постучали в запертую дверь спальни. Проснувшийся князь
спросил, кто его тревожит в неурочный час. Один из убийц назвался княжеским любимцем
Прокопием. Его голос князь хорошо знал и, заподозрив неладное, бросился искать меч.
В это время убийцы выломали дверь и ворвались в княжеские покои.
17.
При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесскомархеологи и эпиграфисты обнаружили несколько настенных надписей, в том числе
надпись XII в., в которой говорится об убийстве князя Андрея Боголюбского в 1174 г.
Там же перечисляются имена его убийц — причем не все из них были известны
ранее.
18.
Надпись находится посередине южной апсиды собора. Имена убийц (всего их около 20)перечисляются в левом столбце, там же написано проклятие в их адрес. Справа — краткое
сообщение об убийстве.
«Три первых имени известны по летописи — это Петр Кучков (в тексте есть его отчество —
Фралович, вероятно, Флорович), Амбал и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть
текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и
Стырята. Завершается список словами: „Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут
прокляты“.
19. Андрей Боголюбский
После смерти Глеба Андрей отдал Киев смоленскимРостиславичам.
Но вскоре он рассорился с ними
и потребовал от них убираться
из Киева и Русской земли.
Ростиславичи ответили: «Если ты хочешь говорить с
нами не как с князьями, а как с подручниками,
то Бог нас рассудит».
Таким образом,
Андрей полностью подчинил себе дружину,
освободился от ограничений своей власти вечем
и стремился заменить отношения старшинства между
князьями отношениями
господства и подданства.
Андрей
Власть Андрея – деспотическое
Боголюбский.
самодержавие.
Худ. В.М. Васнецов
20. Усобица после смерти Андрея
ЮрийДолгорукий
Ростислав
Ярополк
Михаил
Мстислав
Всеволод
После смерти Андрея
в Суздальской земле
началась усобица между его
младшими братьями
Михаилом и Всеволодом и
его племянниками
Ростиславичами (детьми
старшего, рано умершего
сына Юрия Долгорукого).
В этой усобице Ростиславичей поддерживали Ростов
и Суздаль, а Михаила и Всеволода – Владимир.
В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу.
Вскоре Михаил умер, и во Владимиро-Суздальской земле стал
единолично править Всеволод.
21.
XVIII векеАндрей Боголюбский
был причислен к лику
святых.
Историки дают его правлению достаточно критическую оценку.
«Современники готовы были видеть в Андрее проводника новых государственных
стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он
достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только
инстинктами самодурства.» Василий Осипович Ключевский.
22.
Источникиwww.istpravda.ru14886//news/
http://1543.su/history/