Похожие презентации:
Древнерусское искусство в X – XVII веках
1. Древнерусское искусство X – XVII вв.
ДРЕВНЕРУССКОЕИСКУССТВО
X – XVII ВВ.
2.
Древнерусское искусство – искусство современи правления князя Владимира до
правления Петра I. Своими корнями оно уходит
в историю восточных славян. У них была своя
достаточно развитая культура: дохристианская
Русь знала литьё, чеканку, вышивку, керамику.
В узоры вплетались звериные, птичьи и
человеческие фигуры. У славян была
языческая мифология: Перун, Ярило, Род,
Велес, Даждьбог….
3.
Древнерусское государство зарождается в IX веке.Согласно одной теории, его появление связано
с
приглашением из варяжских земель князя Рюрика с
дружиной, по другой – Русь как государство появилась
естественным образом путём объединения земель
вокруг Киева.
Варяги.
Николай Рерих,
1899
4.
ВладимирКрасно
Солнышко
Яро
полк
Свято
полк
Свято
слав
Игорь
Вещий
Олег
Ольга
Рюрик
5. Род Рюриковичей
РОД РЮРИКОВИЧЕЙКнязь Рюрик
Князь Игорь
Вещий Олег
Княгиня Ольга
Князь Святослав
Князь Владимир
6.
Важнейшим событием на Руси сталопринятие Христианства
Князь Владимир
988 г.
7.
ЛЕНТА ВРЕМЕНИСтолица –
Санкт-Петербург
Древнерусское искусство
Славянские языческие
племена
До X в.
Киевская
Русь
X – XI вв.
XII – XIII
вв.
Кон. XIII –
нач. XV
вв.
Кон. XV –
XVII вв.
8.
Византийскиетрадиции
Атрибутика здания –
церкви, тип храма –
крестово-купольный
Живопись – мозаика и
фреска, отсутствие
перспективы и объёма,
графичность
Символизм цветов,
ограниченная палитра:
золотой – цвет Бога
красный – жертва, кровь Христа
белый – чистота и невинность
синий – надежда, святость
зелёный – жизнь, молодость
коричневый – земное
Русские традиции
Многокупольность
Пирамидальность
конструкций храма
Двухэтажность
Строительный материал –
плинфа
Имперсональность
9. Архитектура Киевской Руси раннего периода христианства X-XI вв.
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИРАННЕГО ПЕРИОДА
ХРИСТИАНСТВА
X-XI ВВ.
10.
Архитектура Киевской Руси•Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под
влиянием византийского.
•Ранние православные церкви были главным образом
сделаны из дерева (в Киеве было 400 церквей).
11. Десятинная церковь Успения Богородицы (986-996 гг.)
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯБОГОРОДИЦЫ
(986-996 ГГ.)
12.
Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещениев Корсуне и крестивший Русь в 988 г., на следующее «лето 6497 (989 г.)
<…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в
"Повести временных лет", – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю
же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами»
В.И.Верещагин «Закладка десятинной церкви в Киеве»
13.
Десятинную церковь,первый каменный храм
Киевской Руси, построил
князь Владимир. На
строительство и
содержание храма он
выделил десятую часть
своих доходов – отсюда и
название церкви. Десятая
часть как священная
мера Ветхого Завета
давалась на соборные
храмы в Византии и в
русских землях.
Десятинная церковь представляла собой значительное сооружение,
окруженное княжескими дворцами. Она служила символом величия
столицы древнерусского государства и была главной святыней
великокняжеского центра. К сожалению, до сих пор неизвестно, в честь
какого праздника Богородицы она освящена, но исследователи склоняются
к мнению, что в честь Успения Пресвятой Богородицы.
14.
Церковь была построена из плинфы(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора Русь ещё не знала
15. Богородичный Десятинный собор был по византийскому образцу крестово-купольным сооружением, расчлененным тремя парами столбов на
БОГОРОДИЧНЫЙ ДЕСЯТИННЫЙ СОБОР БЫЛ ПО ВИЗАНТИЙСКОМУОБРАЗЦУ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЕМ,
РАСЧЛЕНЕННЫМ ТРЕМЯ ПАРАМИ СТОЛБОВ НА ТРИ НЕФА,
КОТОРЫМ СООТВЕТСТВОВАЛИ В АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ТРИ АБСИДЫ.
СОГЛАСНО ЛЕТОПИСИ, НАД ХРАМОМ ВЫСИЛИСЬ 25 ГЛАВ. В
ОТДЕЛКЕ ИНТЕРЬЕРА ШИРОКО ПРИМЕНЯЛСЯ
МРАМОР. СТЕНЫ УКРАШАЛИ
МОЗАИКИ И ФРЕСКОВЫЕ
РОСПИСИ.
Весь архитектурный
комплекс наглядно
свидетельствовал о
силе и мощи молодого
христианского
государства.
16. Крестово-купольный храм
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ17.
Крестово-купольный храм18. Освящение Десятинной церкви, фреска.
ОСВЯЩЕНИЕ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ, ФРЕСКА.Десятинная церковь - «храм на крови». Она поставлена в
соответствии с древней традицией на могилах святых.
По преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в
983 г. убили варягов христиан – Иоанна и Феодора.
19. Судьба Десятинной церкви драматична. Сообщения об этом неоднократно появляются на страницах летописей. - В 1171 году церковь
СУДЬБА ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИДРАМАТИЧНА. СООБЩЕНИЯ ОБ ЭТОМ
НЕОДНОКРАТНО ПОЯВЛЯЮТСЯ НА
СТРАНИЦАХ ЛЕТОПИСЕЙ.
- В 1171 ГОДУ ЦЕРКОВЬ БЫЛА
РАЗГРАБЛЕНА ВОЙСКАМИ КНЯЗЯ
АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО.
- В 1203 ГОДУ ОНА ПОСТРАДАЛА ОТ
РАЗГРОМА КИЕВА, УЧИНЕННОГО
РЮРИКОМ РОСТИСЛАВИЧЕМ.
ОДНАКО ЭТИ РАЗРУШЕНИЯ И
ГРАБЕЖИ КАСАЛИСЬ В ОСНОВНОМ
ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА.
В 1240 году на Николин день Киев взяли приступом полчища хана
Батыя и превратили Десятинную церковь, простоявшую два с
половиной века,в груду развалин. В стенах Десятинной церкви
киевляне нашли свое последнее пристанище.
По словам летописца, жители со своим скарбом столпились на кровле,
и стены храма рухнули под их тяжестью.
20. В Богородичном Десятинном соборе находилась великокняжеская усыпальница. Здесь похоронили Владимира, «вложиша в корсту
В БОГОРОДИЧНОМ ДЕСЯТИННОМ СОБОРЕНАХОДИЛАСЬ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ
УСЫПАЛЬНИЦА. ЗДЕСЬ ПОХОРОНИЛИ
ВЛАДИМИРА, «ВЛОЖИША В КОРСТУ
МОРОМОРЯНУ» (В ГРОБ МРАМОРНЫЙ). НА
ВЕЧНЫЙ УПОКОЙ ЗДЕСЬ ПОЛОЖИЛИ И
ЕГО ЖЕНУ АННУ КОРСУНСКУЮ, ИЗЯСЛАВА
ЯРОСЛАВИЧА (УМ. 1078 Г. СЫН ЯРОСЛАВА
МУДРОГО), ЕГО ВНУКА РОСТИСЛАВА
МСТИСЛАВИЧА (УМ. 1093 Г.). СЮДА
ПЕРЕНЕСЛИ ОСТАНКИ ОЛЬГИ И СЫНОВЕЙ
СВЯТОСЛАВА - ЯРОПОЛКА И ОЛЕГА,
УМЕРШИХ ЯЗЫЧНИКАМИ В 977 Г. ПЕРЕД
ТЕМ, КАК ИХ В 1044 Г. ЗАХОРОНИТЬ В
ХРАМЕ, КНЯЖЕСКИЕ ОСТАНКИ КРЕСТИЛИ.
СЛУЧАЙ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ,
НАРУШАЮЩИЙ ДОГМАТИЧЕСКИЕ
УСТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
21.
От былой величественной постройки X века ничего не осталось,кроме фундамента.
22. Сейчас место работы археологической экспедиции ограждено двухметровым забором. За ним – покрытый полиэтиленовой пленкой
СЕЙЧАС МЕСТО РАБОТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ОГРАЖДЕНОДВУХМЕТРОВЫМ ЗАБОРОМ. ЗА НИМ – ПОКРЫТЫЙ ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ
ПЛЕНКОЙ ПАВИЛЬОН. НЕПОДАЛЕКУ СТОИТ ДЕРЕВЯННЫЙ КРЕСТ
ВЫСОТОЙ ТРИ МЕТРА. ВНУТРИ ПАВИЛЬОНА – ГЛУБОКИЕ ЯМЫ, РЯДОМ
ДЕРЕВЯННАЯ ЛЕСТНИЦА, РУЛОНЫ ПОРОЛОНА.
Археологи и геологи
настаивают:
фундамент
Десятинной церкви
нужно
законсервировать и
предоставить ему
статус музея
23. Возводить заново Десятинную церковь надумали еще в 2000 году – соответствующее распоряжение издал президент Леонид Кучма. Через
ВОЗВОДИТЬ ЗАНОВО ДЕСЯТИННУЮ ЦЕРКОВЬ НАДУМАЛИ ЕЩЕ В 2000 ГОДУ –СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ИЗДАЛ ПРЕЗИДЕНТ ЛЕОНИД КУЧМА.
ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ ТОГДАШНИЙ МЭР КИЕВА АЛЕКСАНДР ОМЕЛЬЧЕНКО
РЕАНИМИРОВАЛ ИДЕЮ. «КИЕВ ДОЛЖЕН ЗА ДВА ГОДА ПОСТРОИТЬ
ДЕСЯТИННУЮ ЦЕРКОВЬ», – ЗАЯВЛЯЛ ОН. СПЕЦИАЛИСТЫ ИНСТИТУТА
«УКРПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» ДАЖЕ НАЗЫВАЛИ ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ
СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА – 90 МЛН.
ГРИВЕН. АРХЕОЛОГИ ЖЕ БЫЛИ
КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ.
24. В мае на улице Владимирской в Киеве, возле Национального исторического музея, продолжат раскопки Десятинной церкви. Заместитель
В МАЕ НА УЛИЦЕ ВЛАДИМИРСКОЙ В КИЕВЕ, ВОЗЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГОИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ, ПРОДОЛЖАТ РАСКОПКИ ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ НАН УКРАИНЫ
ПРОФЕССОР ГЛЕБ ИВАКИН РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО МЭРИЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ
НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ПООБЕЩАЛА ВЫДЕЛИТЬ УЧЕНЫМ СРЕДСТВА.
ОТСТРАИВАТЬ ЦЕРКОВЬ, ПРОТИВ ЧЕГО ВЫСТУПАЛИ АРХЕОЛОГИ. ДЕЛАТЬ ЭТО
ПОКА НЕПЛАНИРУЮТ.
25. Собор Святой Софии. (1017-1037) Киев.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ.(1017-1037) КИЕВ.
Древнейшими сохранившимися до
нашего времени каменными
сооружениями являются храмы
середины XI в. Один из них –
Софийский собор в Киеве,
всемирно известный шедевр
древнерусского зодчества, выстроен
в 1037 г. при киевском князе
Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.)
на месте победоносной битвы
киевлян с печенегами.
Построенный по образу и подобию
Софийского собора в
Константинополе, Собор Святой
Софии в Киеве был призван
символизировать становление Киева
как новой столицы христианства.
26.
Собор Святой Софии в Стамбуле(Константинополе)
27. Первоначально Софийский собор был тринадцатикупольным (а некоторые исследователи считают, что куполов было 25),
ПЕРВОНАЧАЛЬНО СОФИЙСКИЙСОБОР БЫЛ
ТРИНАДЦАТИКУПОЛЬНЫМ
(А НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
СЧИТАЮТ, ЧТО КУПОЛОВ БЫЛО 25),
в дальнейшем он подвергся
серьезной перестройке, и
число куполов уменьшилось.
Остались прежними основные
размеры внутри здания –
37 х 55 метров и высота 29
метров.
28.
29. Собор был возведен в XI веке, т.е. менее чем через столетие после крещения Руси Князем Владимиром. Киевская Русь того времени
СОБОР БЫЛ ВОЗВЕДЕН В XI ВЕКЕ,Т.Е. МЕНЕЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ
ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ КНЯЗЕМ
ВЛАДИМИРОМ. КИЕВСКАЯ РУСЬ
ТОГО ВРЕМЕНИ НЕ ИМЕЛА
ПОДОБНЫХ МОНУМЕНТОВ.
ПАМЯТНИКАМИ НАРОДНОМУ
ПОДВИГУ СТАНОВИЛИСЬ ХРАМЫ И
ЧАСОВНИ, ПО ОБЫЧАЮ
ВОЗВОДИВШИЕСЯ В ЧЕСТЬ
КРУПНЫХ ПОБЕД, В ПАМЯТЬ
ПАВШИХ ВОИНОВ.
Софийский собор был посвящен главному храму греческой церкви
Константинопольского собора – Богоматери-Оранте,
олицетворявшей Софию (от греческого слова "софия" –
"премудрость"). Ей особо поклонялись жители древнего Киева, как
защитнице своего города.
Строя храм, одноименный Константинопольскому, Ярослав стремился
к утверждению равенства русской церкви с греческой.
30. Возведением Киевской Святой Софии руководили впервые приглашенные в Киевскую Русь греческие мастера. Собор был выстроен
Ярослав Мудрый задумал Софийский собор какобщественно-политический и культурный центр
Киевского государства и главный храм Руси.
ВОЗВЕДЕНИЕМ КИЕВСКОЙ
СВЯТОЙ СОФИИ
РУКОВОДИЛИ ВПЕРВЫЕ
ПРИГЛАШЕННЫЕ В
КИЕВСКУЮ РУСЬ
ГРЕЧЕСКИЕ МАСТЕРА.
СОБОР БЫЛ ВЫСТРОЕН
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗ
КИРПИЧА-ПЛИНФЫ. В НЕМ
ПРОИСХОДИЛИ
ЦЕРЕМОНИИ
"ПОСАЖЕНИЯ" ПОСЛОВ,
ВОЗЛЕ НЕГО СОБИРАЛИСЬ
КИЕВСКИЕ ВЕЧЕ, ЗДЕСЬ
ВЕЛОСЬ ЛЕТОПИСАНИЕ И
ДЕЙСТВОВАЛА
СОБРАННАЯ ЯРОСЛАВОМ
МУДРЫМ ПЕРВАЯ В
КИЕВСКОЙ РУСИ
БИБЛИОТЕКА.
31. Творение древнерусских зодчих сохранилось до нашего времени практически в первозданном виде, но за свою историю ему пришлось
ТВОРЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХЗОДЧИХ СОХРАНИЛОСЬ ДО
НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ПРАКТИЧЕСКИ В
ПЕРВОЗДАННОМ ВИДЕ, НО ЗА
СВОЮ ИСТОРИЮ ЕМУ
ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ
НАПАДЕНИЯ ВРАГОВ, ГРАБЕЖИ,
ЧАСТИЧНЫЕ РАЗРУШЕНИЯ,
РЕМОНТЫ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ
ПЕРЕСТРОЙКИ (ОСОБЕННО
СИЛЬНО СОБОР ПЕРЕСТРОИЛИ В
КОНЦЕ XVII В.).
32. Мозаики Софии Киевской
МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙМозаики украшают главный алтарь и
купол Софийского собора. (Мозаика -
изображения, набранные по сырой
штукатурке кубиками стекловидной массы смальты)
Все сохраненные мозаики Софии
Киевской - это оригиналы XI века. В
местах повреждения мозаик в XIX
веке были сделаны росписи
масляными красками.
33. Алтарная стена собора Св. Софии. Современники назвали ее Нерушимой Стеной.
АЛТАРНАЯ СТЕНА СОБОРА СВ. СОФИИ.СОВРЕМЕННИКИ НАЗВАЛИ ЕЕ НЕРУШИМОЙ СТЕНОЙ.
34. Над алтарем собора находится главный мозаичный образ – Богоматери-Оранты с воздетыми в молитве руками (Молящейся). Она просит
НАД АЛТАРЕМ СОБОРА НАХОДИТСЯ ГЛАВНЫЙ МОЗАИЧНЫЙ ОБРАЗ– БОГОМАТЕРИ-ОРАНТЫ С ВОЗДЕТЫМИ В МОЛИТВЕ РУКАМИ
(МОЛЯЩЕЙСЯ). ОНА ПРОСИТ ХРИСТА-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ О
СНИСХОЖДЕНИИ К ГРЕШНИКАМ.
35. Фигура Богоматери Оранты достигает в высоту 5 метров.
ФИГУРА БОГОМАТЕРИ ОРАНТЫДОСТИГАЕТ В ВЫСОТУ 5 МЕТРОВ.
36. Купольное пространство собора венчает полуфигура Христа-Вседержителя (Пантократора) в окружении четырех крылатых ангелов.
КУПОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОБОРА ВЕНЧАЕТ ПОЛУФИГУРА ХРИСТАВСЕДЕРЖИТЕЛЯ (ПАНТОКРАТОРА) В ОКРУЖЕНИИ ЧЕТЫРЕХКРЫЛАТЫХ АНГЕЛОВ.
37. В первоначальной мозаике сохранилась только одна — в голубом одеянии (остальные дописаны М. Врубелем в 1884 г.).
В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ МОЗАИКЕ СОХРАНИЛАСЬ ТОЛЬКО ОДНА —В ГОЛУБОМ ОДЕЯНИИ
(ОСТАЛЬНЫЕ ДОПИСАНЫ М. ВРУБЕЛЕМ В 1884 Г.).
38. «Благовещенье»
«БЛАГОВЕЩЕНЬЕ»39.
Все мозаики Софийского собора выполнены на
сияющем золотом фоне. Им присущи богатство
красок, яркость и насыщенность тонов.
• При всём цветовом разнообразии мозаик
преобладающими тонами являются синий и серобелый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет
имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34,
красно-розовый - 19, золотой - 25 и др. Это
свидетельствует о высоком развитии в Древней
Руси стекловаренного дела и техники
изготовления смальты. Всего палитра мозаик
Софийского собора насчитывает 177 оттенков
цветов.
• Технология изготовления смальты затем была
утеряна и восстановлена в 18 веке
М.В.Ломоносовым
40. ФРЕСКИ Софийского Собора Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке)
ФРЕСКИ СОФИЙСКОГО СОБОРАФРЕСКИ (РОСПИСИ ВОДЯНЫМИ КРАСКАМИ ПО СЫРОЙ ШТУКАТУРКЕ)
Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского
собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная
живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой
краской.
• На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского
собора в Киеве, в то время поврежденные, были
оштукатурены и забелены.
• В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны
новые масляные изображения, которые отвечали
требованиям эпохи.
В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи
XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не
отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в
основном повторяли иконографическую схему древних
фресок, сохранившихся к тому времени.
41.
Фреска "Сошествие Христа в Ад"42.
Фреска «Портрет семьи Ярослава Мудрого»43.
Фреска "Апостол Павел"Фреска "Воин"
44.
Фрески несли образовательную функцию –рассказывали неграмотным прихожанам
историю христианства
Имена живописцев неизвестны.
Только в Михайловском боковом алтаре
сохранилась греческая надпись "Георгий",
выполненная по сырой фресковой
штукатурке до нанесения краски на ней.
Возможно, что это имя одного из
художников, работавших в соборе.
45. ГРАФФИТИ Софийского собора
ГРАФФИТИ СОФИЙСКОГО СОБОРАНа стенах Софийского собора в разных местах
сохранились средневековые надписи и
рисунки -граффити, оставленные
священниками и посетителями Софийского
собора. Это ценные памятники
древнерусской письменности, важные
исторические документы, из которых мы
черпаем интересные сведения о разных
сторонах жизни Древней Киевской Руси.
Самые интересные из граффити в Софии
Киевской, которые рассказывают о
политических событиях прошлого,
упоминают имена исторических лиц,
известных из летописей. Из последних князь Ярослав Мудрый, его сыновья
Всеволод и Святослав, внуки Святополк и
Владимир Мономах и другие.
46.
Софийские граффити в значительноймере отражают язык древних киевлян, а
также указывают на высокий уровень
грамотности среди населения Киевской
Руси того времени.
Древнейшие надписи относятся к 30-40
годам XI века и косвенно
свидетельствуют о дате выполнения
настенных росписей храма.
На стенах Софийского собора до сих пор
сохранились более 300 граффити.
•Граффити Софийского собора - это ценные находки древнерусского
грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а
глаголицей.
•И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом
и Мефодием и используемой для церковных текстов, найдены
многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что
общественность еще долгое время не воспринимала искусственно
выдуманную письменность.
47. "Конь". Граффити. XI в.
"КОНЬ". ГРАФФИТИ. XI В.48. Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого
СООБЩЕНИЕ О СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КИЕВСКОГОКНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
49. Автограф Владимира Мономаха
АВТОГРАФ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА50.
Посколькубольшинство граффити в
Софийском соборе писались
простыми, хотя и грамотными,
жителями древнего Киева, то
сейчас они являются одним из
самых достоверных источников
о древнерусском языке, то есть
языке на котором
разговаривали жители
Киевской Руси, в отличие от
принесенного книжного
церковнославянского языка.
Анализ древних надписей
свидетельствует о том, что им
присущи многие черты
современного украинского
языка.
51. Во Владимирском нефе размещалась великокняжеская усыпальница, где были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав
Вес гробницы - 6 тоннВО ВЛАДИМИРСКОМ НЕФЕ
РАЗМЕЩАЛАСЬ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ
УСЫПАЛЬНИЦА, ГДЕ БЫЛИ ПОХОРОНЕНЫ
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ, ВСЕВОЛОД
ЯРОСЛАВИЧ, РОСТИСЛАВ
ВСЕВОЛОДОВИЧ, ВЛАДИМИР МОНОМАХ
И ДР. ДО НАШИХ ДНЕЙ СОХРАНИЛСЯ
ТОЛЬКО САРКОФАГ ЯРОСЛАВА МУДРОГО.
52.
Ярослав Мудрый.Скульптурный
портрет-реконструкция
В 1936-1939 годах, во время вскрытия
и исследования Саркофага Ярослава
Мудрого, ученые обнаружили в нем
мужской и женский скелеты, кости
которых были перемешаны. Этот факт, а
также полное отсутствие каких либо
предметов и одежды свидетельствуют
об ограблении гробницы (возможно, в
1240 году). Сопоставление результатов
анатоморентгенологичного
исследования костей с данными
летописи доказало, что мужской скелет это скелет Ярослава Мудрого.
Подтвердилось наличие врожденной
хромоты князя, а также ранение в
колено и в голову. Женский скелет - это,
очевидно, скелет жены Ярослава
Ирины. По черепу Ярослава Мудрого
известный советский скульпторантрополог М. М. Герасимов воссоздал
скульптурный портрет князя, который
экспонируется в северной внешней
галерее собора.
53. С 1934 г. архитектурный комплекс Софийского собора объявлен государственным архитектурно-историческим заповедником. За свою
С 1934 Г. АРХИТЕКТУРНЫЙКОМПЛЕКС СОФИЙСКОГО
СОБОРА ОБЪЯВЛЕН
ГОСУДАРСТВЕННЫМ
АРХИТЕКТУРНОИСТОРИЧЕСКИМ
ЗАПОВЕДНИКОМ.
ЗА СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ
СОФИЙСКИЙ СОБОР ВНЕСЕН В
СПИСОК МИРОВЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЮНЕСКО.
54. Домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ• Подготовить
сообщение
о фресках и мозаике
Софийского собора в
Киеве
55. Словарик
СЛОВАРИККрестово-купольный храм – тип храма, имеющий
прямоугольныо объём, разделённый столпами на
продольные и поперечные нефы, в плане образующие крест.
Апсида – выступ здания, полукруглый, гранёный или
прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом,
символизирующим небесный свод.
Неф – вытянутое помещение, часть интерьера храма,
отделённое от других нефов рядом колонн или столбов.
Портал – главный вход большого архитектурного сооружения