Похожие презентации:
Общественное движение при Николае I
1.
Стоя между Востоком иЗападом, Россия
должна совмещать
историю всего земного
шара.
П.Я. Чаадаев
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос,
Кто мы в этой старой
Европе?
В. Брюсов.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только
верить!
Н.А. Бердяев: тема
Ф.И. Тютчев
«Восток — Запад»
— «вечная тема
русских
размышлений».
Актуализация знаний
У нас чужая голова,
А убежденья сердца
хрупки...
Мы — европейские слова
И азиатские поступки.
Н.Ф. Щербина
2.
Актуализация знанийРоссия — сфинкс. Ликуя, и
скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в
тебя,
И с ненавистью, и с любовью.
А. Блок
3. Тема урока:
История РоссииТема урока:
«Общественное движение
при Николае I.»
Фурлова О.И.,
Учитель истории МАОУ СОШ № 20
4. План:
1) Консервативное направление2) Либеральное направление
3) Радикальное направление
5.
Проблемный вопросКакие направления общественного
движения получили
распространение в период
правления Николая I?
Какие из них были новыми для
России?
6.
Каково настоящее и будущее России?По какому пути в своем развитии
должна идти Россия?
После разгрома декабристов общественная жизнь
проходила в обстановке государственного надзора и
преследования.
7.
Пути развития страныГлавный вопрос общественной жизни- вопрос о
направлении дальнейшего развития страны.
• оно развивалось в условиях ужесточения политического
режима после восстания декабристов;
•произошел окончательный разрыв между революционным
направлением и правительственным реформаторством;
•впервые консервативное направление получило
собственную идеологию;
•оформились либеральное и социалистическое течения
общественной мысли.
8.
Пути развития страныГлавная проблема, вокруг которой
завязалась дискуссия, может быть
сформулирована следующим образом:
является ли исторический путь России
таким же, как и путь Западной Европы и
особенность России заключается лишь в ее
отсталости, или же у нашей страны особый
путь и ее культура принадлежит к другому
типу? В поисках ответа на этот вопрос
сложились альтернативные концепции
русской истории.
9.
Пути развития страныПисатель А.П. Чехов писал о
России так:
«Самолюбие и самомнение у
нас европейские, а развитие и
поступки азиатские».
10.
Пути развития страныСтановление самобытной русской
философии начиналось с постановки и
осмысления вопроса об исторической судьбе
России. В напряженном споре конца 30-х — 40x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории
оформились славянофильство и западничество
как противоположные течения русской
социально-философской мысли.
11.
Пути развития странылевые
правые
центр
• за власть
• против реформ
• за церковь и
старые порядки
• против власти
• за ограничение
власти
• за реформы
• за Конституцию и
отмену
крепостного права
• за революцию
• за власть
народа
12.
Пути развития страныКонсервативное направление- отстаивающее
неизменность политического строя, быта и т.д.
Либерально-оппозиционное направлениесторонники демократических свобод.
Радикально-демократическое направлениесторонники проведения демократических
преобразований, направленных на коренное
переустройство государства. Причем эти изменения
часто планировались проводить крайними,
насильственными методами.
13.
1) Консервативное направление14. В поисках государственной идеологии
Консервативное направлениеВ поисках государственной идеологии
Неудача реформ
Александра I, разгром
декабристских
организаций
Нарастание консервативных
настроений в русском обществе
Создание «теории официальной
народности» ( граф С.С. Уваров)
15.
Консервативное направлениеКонсерватизм - (фр. conservatisme, от лат. conservo —
сохраняю) — идеологическая приверженность
традиционным ценностям и порядкам. Отстаивает
неизменность политического строя, быта и т.д.
Э. Берк
Ж. де Местр
К. Меттерних
16. Консерватизм
Консервативное направлениеКонсерватизм
Учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся
обосновать необходимость сохранения старого
порядка и традиционных ценностей.
Принципы – сохранение традиционных
ценностей: религии, монархии, семьи,
порядка,
национальной культуры.
Путь преобразования общества- реформы.
Консерватизм связан со словом
«долг».
17.
Консервативное направлениеРазработка
идеологии
российского
консерватизма
является заслугой
министра народного
просвещения
С.С. Уварова.
С.С. Уваров
18.
Консервативное направлениеОсновы русской
жизни
народность
православие
самодержавие
Эти черты, по мнению Уварова отличают Россию от Запада.
Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и
считал его основой жизни русского общества.
19. «Теория официальной народности»
Консервативное направление«Теория официальной народности»
• В основе самобытной русской жизни лежат три
•Православие
принципа:
•Самодержавие
•Народность
Самодержавие обеспечивало
величие и мощь России
Преданность самодержавному
государству и верная служба ему
объявлялись гражданским долгом всех
подданных
Народность
Отсутствие в России социальной
розни, «единение» народа с царем
Православие
Основа духовной жизни
народа
Православная церковь,
подчиненная советской
власти, объявлялась опорой
самодержавия
20.
Консервативное направлениеПравославие- традиционная
ориентация русского народа не на
личный, а на общественный
интерес, стремление к общему благу
и справедливости.
Народность- единство вокруг царя
народа без его разделения на дворян,
крестьян, мещан и т.д.
Между монархом и народом всегда
существовало духовное единство,
которое было и будет гарантом
успешного развития России.
21.
Автор Уваров С.С. министр народного просвещенияТеория официальной народности
Самодержавие
Власть императора
– от Бога.
Не исполнять его
указы – нарушать
волю Бога.
Император обязан
заботиться о своих
подданных.
Православие
Народность
Безоговорочна
я вера людей в
Бога принесет
на Русь
спокойствие и
благополучие.
Народ должен
соблюдать
заповеди Бога,
волю царя и они
будут
заботиться о его
процветании.
По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.
22.
Консервативное направлениеНа основе теории «Официальной народности» возникло
консервативно-охранительное направление, к которому
примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник,
Н.Греч, М.Загоскин и др.
Ф.В. Булгарин
Н.М.Карамзин
23.
Консервативное направлениеКрупнейшие теоретики
консервативного
направления были
историки Н.Г. Устрялов
и М.П. Погодин они
доказывали
исключительность
исторического пути
России и считали его
единственно
правильным.
Н.Г. Устрялов
М.П. Погодин
24.
Консервативное направление• Профессор истории Московского
университета М. П. Погодин, сын
крепостного, академик в 40 лет,
обосновал в своей теории
образования государства, что на
Западе оно сложилось «в
результате завоевания», а в
России на основе «добровольного
единения царя с народом».
Крепостное право как детище
призванной народом власти он
считал опорой самодержавия и
гарантом благополучия крестьян.
Профессор М.П. Погодин
25.
2) Либеральное направление26.
Либеральное направлениеЛиберализм - (лат. liberalis —
свободный), идейное и общественнополитическое течение, возникшее в
западноевропейских странах в XVII —
VXIII вв. и провозгласившее принципы
гражданских, политических,
экономических свобод.
Дж.Локк
А. Смит
Ш. Монтескье
27. Либерализм
Либеральное направлениеЛиберализм
Система взглядов, при которых социальная гармония
и прогресс человечества достижимы лишь на базе
частной собственности путём обеспечения
достаточной свободы индивида в экономике и во
всех других сферах человеческой деятельности.
Принципы- право человека на естественные права и
демократические свободы.
Путь преобразования общества- реформы.
Либерализм связан со словом «свобода».
28.
Либеральное направлениеРоссийский либерализм
был представлен славянофилами и западниками. Славянофи-лов
возглавили братья
Аксаковы,
А.С.Хомяков, братья
Киреевские.
братья Аксаковы
А.С. Хомяков
братья Киреевские
29.
Либеральное направлениеИдейно-политическое
учение, согласно которому
историческое развитие
России должно следовать
европейскому варианту
идейно-политическое
учение об
исключительности
и самобытности
исторического пути
развития России
30.
Либеральное направлениеЗападничество
Положительная
оценка деятельности
Петра Великого
Европеизация
России
необходима
основные идеи
Отмена крепостного
права (реформа)
И.С. Тургенев
Россия –
конституционная
монархия.
Гарантия прав и
свобод
31.
Либеральное направлениеК западникам относились Т.Грановский, С.
Соловьев, К.Кавелин и
др. Они считали что
Россия и Запад имеют
общую судьбу. Россия
стала цивилизованной
благодаря Петру I.
Т.Н. Грановский
С. Соловьев
К. Кавелин
32.
Либеральное направлениеСлавянофильство
Осуждение реформ
Петра I за разрушение
гармоничного строя
России и за введение
Крепостного Права
Власть царя
неограничена.
Монарх считается
с мнением
народа
Основные
идеи
Сохранение крестьянской
общины и укрепление
роли православия – основ
самобытности русского
народа
К.С. Аксаков
Созыв
Земского
собора
в России
33.
Либеральное направлениеСлавянофилы
отстаивали
самобытность России,
считали что Петр I
свернул ее с
исторического пути и
это привело к
острейшим проблемам.
Поэтому нужно
возвратиться к
истокам.
34. Либеральное направление
Западники (литераторы А.И. Герцен,В.Г. Белинский, историки Т.Н.
Грановский, С.М. Соловьев, К.Д.
Кавелин и др.)
Считали, что Россия должна
вступить на европейский,
единственно возможный для
цивилизованной страны путь.
Необходимо догнать Запад, образовав
с ними одну общечеловеческую
культурную семью.
Это должно было привести к замене
подневольного, крепостного труда
свободным, преобразованию
самодержавного государственного
устройства в конституционное.
Славянофилы(А.С. Хомяков, И.В.
Киреевский, братья К.С. и И.С
Аксаковы и др.)
Предлагали особый путь
реформирования страны по пути
российской «соборности», когда
самодержец будет «советоваться» с
народом. Призывали интеллигенцию
обратиться к изучению родной
истории, русского языка, народных
обычаев. Считали, что для России не
годятся ни западные принципы
конституционной монархии, ни
социалистические идеи.
Патриархальная монархия была
политическим идеалом для них, т.к.
опиралась на добровольную
поддержку народа.
35.
Либеральное направлениеЗападники
Славянофилы
Россия должна развиваться в
русле европейской цивилизации.
Россия имеет свой особый путь развития,
отличный от Запада
Видели в странах Западной Европы
осуществление идей закона, порядка, долга,
справедливости
Считали капитализм порочным.
Считали возможной конституционную
монархию..
Допускали сохранение самодержавия, но
народ имеет право на выражение своего
мнения, которое доводится до царя
совещательным Земским собором.
Отрицали особую роль крестьянской
общины, считали её навязанной для
удобства сбора налогов и управления.
Подчеркивали дух коллективизма в
России.
Выступали за просвещение народа
Считали нравственной религией –
православие
О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на
мирный характер преобразований.
З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в
общественном движении.
36.
Либеральное направлениеЛидеры
Основные
идеи
Способы
достижения
целей
И.В. Киреевский
И.С. Аксаков
Ю.Ф. Самарин
А.С. Хомяков
Т.Н. Грановский
С.М. Соловьев
К.Д. Кавелин
Б.Н. Чичерин
Россия – самобытная
страна
Идеал – допетровская Русь
Отмена крепостничества
Восстановление связи
народа с самодержавием
(Земский соборы)
Россия – европейская
страна
Идеал – Петр I
Отмена
крепостничества
Конституционная
монархия
Мирные реформы
сверху
Против революции
Мирные реформы
сверху
Против революции
37.
Либеральное направлениеМы, как двуликий Янус,
смотрели в разные
стороны, но сердце у нас
билось одно.
Согласны ли вы с
высказывание А.И.
Герцена?
А.И. Герцен
38.
3) Радикальное направление39.
Радикальное направлениеПомимо становления либеральных течений, в России
получила распространение и революционная
идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли
студенческие кружки 20-30-х гг. в которых
участвовали и будущие либералы, и будущие
сторонники революционных идей.
40.
Радикальное направлениеОсновой революционнодемократического движения с в 20-30-е
годы XIX века становятся студенческие
кружки:
Н.В.Станкевич
А.И.Герцен и Н.П.Огарев
• 1827 г. – кружок братьев Критских в
МГУ
• 1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова тайное общество не разгромлено =>
готово к вооруженному восстанию.
• 1833г.
в
Москве
кружок
Н.В.
Станкевича, куда входили К.С.Аксаков,
В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
• 1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П.
Огарева
41.
Радикальное направлениеВ 1827 г. властями
раскрыт кружок
братьев Критских в
Московском
университете, в 1831 г.кружок Н.П. Сунгурова,
участники которого
вынашивали планы
вооруженного
восстания.
Н.П. Сунгуров
42.
Радикальное направление• 1827 – кружок братьев
Критских (Василий, Пётр,
Михаил). Всего участников – 6
человек. Вели
антиправительственную
агитацию, поговаривали о
цареубийстве. Кружок был
раскрыт и разгромлен в 1827 г.
Василий и Михаил Критские
были заключены в тюрьму
Соловецкого монастыря, где
Василий умер. Михаил и Петр
были позднее разжалованы в
солдаты.
43.
Радикальное направление• 1831 – кружок Н.П. Сунгурова.
• Состав: студенты, офицеры. Своей задачей члены кружка
ставили подготовку вооруженного восстания. Участники
этой организации рассчитывали возмутить «чернь»,
захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание
намечалось в Москве. Они полагали необходимым
введение конституционного строя в России, убийство
царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г.
последовал арест его членов. Сам Сунгуров был
приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на
Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не
удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.
44.
Радикальное направлениеОдним из объединений, в
котором были
представлены и будущие
западники, и славянофилы,
и будущие революционеры,
был кружок, созданный в
1833 г. молодым философом
и литератором Н.В.
Станкевичем.
Н.В. Станкевич
45.
Радикальное направление• Кружок Н.В. Станкевича не
имел ярко выраженного
политического и
оппозиционного характера.
Здесь изучались труды
философов: Канта, Фихте,
Шеллинга, Гегеля. В кружке
оформились как
самостоятельные мыслители:
Т. Грановский, М. Бакунин,
братья Аксаковы.
46.
Радикальное направлениеРеволюционное движение в
России возникло в 40-50-е гг. 19
в. Одной из наиболее
известных революционных
организаций стало КириллоМефодиевское общество на
Украине.Его основателем был
известный историк Н.И.
Костомаров. Позже одним из
руководителей стал
выдающийся украинский поэт
Т.Г. Шевченко. Общество
выступало за отмену
крепостного права.
Н.И. Костомаров
Т.Г. Шевченко
47.
Радикальное направлениеН.П. Огарев
А.И. Герцен
Шло оформление идеологии революционного движения.
Оно было связано с деятельностью А.И. Герцена и Н.П.
Огарева.
48. Кружок Н. Огарёва и А. Герцена.
Радикальное направлениеКружок Н. Огарёва и А. Герцена.
• Сначала придерживались
либеральных взглядов.
Следили за революцией 1830
г. во Франции, восстанием в
Польше.
• После разгрома польского
восстания пересмотрели
свои убеждения в пользу
социалистических идей.
49.
Радикальное направлениеА. И. Герцен
Н. П. Огарёв
50.
Радикальное направлениеАлександр Иванович Герцен
(1812-1870)
незаконнорожденный сын
московского богача. Считал
себя духовным наследником
декабристов. В 1829 г. поступил
на физико-математический
факультет Московского
университета. 1834 г. арестован
и выслан в Пермь. В 1847 г.
выехал за границу и поселился
в Лондоне.
А.И. Герцен
51.
Радикальное направлениеВ 1853 г. основал Вольную русскую типографию, издававшую
альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». Они широко
распространялись в России.
52.
Радикальное направлениеВ Лондоне Герцен и Огарёв
издавали журнал
«Колокол», где на обложке будут портреты пятерых
казнённых
декабристов:
Пестеля,
МуравьеваАпостола, Бестужева-Рюмина, Каховского и Рылеева.
53.
Радикальное направлениеВ 50-е гг. Герцен разработал
основные положения теории
«общинного», или «русского»
социализма. Главной ячейкой
русского социализма станет
крестьянская община.
Крестьянское общинное
землевладение, крестьянская
идея равного права всех людей
на землю, общинное
самоуправление и должны стать
основой построения
социалистического общества.
54. Социализм
Радикальное направлениеСоциализм
учение, в качестве цели и идеала выдвигает
общество, основанное на принципах
социальной справедливости, свободы и
равенства
Низшая ступень коммунизма, приходящая на смену
капитализму в результате революции и
установления диктатуры пролетариата.
Основоположниками этого учения стали Карл Маркс
и Фридрих Энгельс, поэтому оно получило
название марксизма.
55. Зарождение идей русского социализма
Радикальное направлениеЗарождение идей русского социализма
Поиски самобытного пути к
социализму
Возможность перехода к справедливому
общественному строю без частной
собственности на основе русской
крестьянской общины
Теория крестьянского социализма, которая
дала мощный толчок развитию
социалистической мысли в России
56. Теория русского социализма (А.И. Герцен)
Радикальное направлениеТеория русского
социализма
(А.И. Герцен)
• Основные идеи:
• Россия может миновать
капитализм. Её будущее –
• с о ц и а л и з м.
• Ликвидация самодержавия,
крепостного права,
демократизация страны.
• Крестьянская община с её
равенством на землю и
самоуправлением – основа
будущего социализма в
России.
57.
Радикальное направлениеВ 40-е гг. были созданы
первые революционные
организации социалистов. К
их числу прежде всего
относится общество М.В.
Буташевича-Петрашевского.
Они обсуждали наболевшие
вопросы жизни России,
осуждали крепостное право и
самодержавную власть. В 1849
г. кружок был разгромлен.
М.В. БуташевичПетрашевский
58.
Петрашевцы. 1845-49.Москва, Петербург, Киев,
Ростов
Буташевич Петрашевский,
Салтыков-Щедрин,
Достоевский,
Плещеев. и др
Обсуждали проблемы России,
Выступали против крепостничества и
самодержавия. Пропаганда
революционных идей, демократии.
Кружок раскрыт, приговорены к
расстрелу, в последнюю
минуту расстрел заменили каторгой.
Кирилло-Мефодиевское
общество,1845-47.
Украина
Шевченко,
Костомаров, Гулак
Демократия, славянская республика,
ликвидация крепостничества –
основные идеи. Общество раскрыто.
Главными особенностями революционной идеологии 40-х-50-х годов
стали:
1.утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате
сотрудничества верховной власти и общества
2.обоснование правомерности и необходимости революционного насилия
в целях осуществления перемен в обществе;
3.выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы
будущей революции и устройства жизни страны после победы
революции.
59.
Радикальное направлениеДругим крупным теоретиком революционного направления
был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). На
словесном отделении философского факультета Московского
университета вокруг него сложился кружок «Литературное
общество 11-го нумера»
60.
Радикальное направление• 1832 – кружок «11 нумера».
• Литературный кружок сложился
вокруг В. Белинского. Здесь он
читал свою драму «Д. Калинин».
• Белинского исключили из
университета. Сотрудничал с
журналами «Телескоп»,
«Отечественные записки»,
«Современник».
• «Ужасное зрелище страны,
где люди торгуют людьми».
В.Г.Белинский
61.
Радикальное направлениеБелинский вскоре был
исключен из университета,
вошел в кружок Станкевича, а
с 1834 г. вел литературнокритический отдел в журналах
«Телескоп» и «Молва». Статья
«Литературные мечтания», в
которой автор резко
критиковал С.С. Уварова. В н.
40-х гг. он стал приверженцем
революционных
социалистических
преобразований в России.
В.Г. Белинский
62.
Радикальное направлениеЕго взгляды особенно отчетливо проявились в критических
статьях, опубликованных в журнале «Современник»,
издававшийся Н.А. Некрасовым.
63.
Радикальное направлениеНаиболее отчетливо идеи
Белинского были изложены в
«Письме к Н.В. Гоголю». В этом
письме резко критиковалось
самодержавие и крепостничество.
Уничтожение крепостного права,
отмена телесных наказаний.
Письмо в сотнях списков
расходилось по России и стало
основой для формирования
мировоззрения значительной
части образованной молодежи.
64.
Радикальное направлениеУмеренные
Кружок М.В. БуташевичаПетрашевского (1845-1849)
Радикалы
А.И. Герцен, Н.П. Огарев
(Теория русского
(общинного) социализма)
Парламентская республика
Освобождение крестьян с
землей
Свобода слова, печати,
вероисповедания
Возможность вооруженного
восстания
Ликвидация абсолютизма,
крепостного права
Россия может перейти к
социализму, минуя
капитализм
Крестьянская община –
основа будущего социализма
в России
Реформы вместо революции
65.
Радикальное направлениеСохранение
крепостного права
может привести к
массовому насилию
Герцен призывал
общественность оказать
давление на правительство
и побудить его к отмене
крепостничества
Кружок петрашевцев занял особое место в
освободительном движении
Все петрашевцы были арестованы,
приговорены к расстрелу, но затем
помилованы и сосланы на каторгу в
Сибирь
66.
Радикальное направлениеОсобое место в общественном
движении занимал П.Я.Чаадаев.
Он утверждал, что Россия занимает
особое место в мировой истории,
говорил о «духовном застое» в
России, о «национальном
самодовольстве», что препятствует
ее развитию.
За свои идеи он был объявлен
сумасшедшим, а его журнал
«Телескоп» был закрыт.
П.Я. Чаадаев
67.
Радикальное направлениеОсобое место в общественном
движении занимал П.Я.Чаадаев.
П.Я.Чаадаев
Его произведения:
• «Философические
письма»-1829г.,
• «Апология
сумасшедшего» - 1836г.
Идеи:
• «отлученность»
Росси
от
всемирной истории
• «духовный
застой»
России,
«национальное самодовольстве»,
что
препятствует
ее
историческому развитию.
• За свои идеи он был объявлен
сумасшедшим, а его журнал
«Телескоп» был закрыт.
68.
Проблемный вопросКакие направления общественного
движения получили
распространение в период
правления Николая I?
Какие из них были новыми для
России?
69.
Выводы• Главным итогом развития
общественного движения 30-50-х.
гг. стало широкое
распространение либеральных и
революционных настроений
среди интеллигенции.
70.
Пути развития страныГлавный вопрос общественной жизни- вопрос о
направлении дальнейшего развития страны.
• оно развивалось в условиях ужесточения политического
режима после восстания декабристов;
•произошел окончательный разрыв между революционным
направлением и правительственным реформаторством;
•впервые консервативное направление получило
собственную идеологию;
•оформились либеральное и социалистическое течения
общественной мысли.
71.
Выводы•Общественная мысль второй четверти XIX в.
находилась в активном поиске решения
наболевших проблем российской социальнополитической действительности. По-разному
эти проблемы предлагали решить
представители консервативного, либерального
и радикального направлений. Несмотря на
запретительную политику правительства,
наличие цензуры, участники общественного
движения осмысляли исторический путь
России, [обсуждали проблемы российского
общества и искали пути их решения.
72.
РефлексияОпределите, кому принадлежат следующие высказывания.
1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого
варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и
унизительного чужеземного владычества и, наконец,
крепостничества... чтобы совершить движение вперед...
главное уничтожить в русском раба».
2. «Прошедшее России было удивительно, все настоящее
более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно
выше всего..»
3. «Наша древность представляет нам пример и начало
всего доброго ... Западным людям приходиться все прежне
отстранять как дурное и все хорошее создавать; нам
довольно воскресить, уяснить старое, привести его в
сознание и в жизнь».
73.
Рефлексия4.« В России необходимо сохранить общину и освободить
личность…»
5. «Крепостное право сохраняет в себе много
патриархального, и хороший помещик лучше
охраняет интересы крестьян, чем это могли бы
сделать они сами».
6.«Не без некоторой зависти смотрим .. .на западную
Европу. И есть чему позавидовать!»
7. «Опасность для России одна; если она перестанет
быть Россиею».
1.6-западники,
2,5-консерваторы,
3,7- славянофилы, 4-социалисты