Социология русского зарубежья (Гурвич и Степун)
План
Основые положения
Гурвич Георгий Давидович ( Жорж Гурвич)
В своих работах Гурвич подверг резкой критике формализм и эмпиризм современной ему академической социологии, противопоставив ей
Суть подхода Гурвича
Степун Федор Августович
Театральная публика
Пролетариат
«Криминальная революция»делит преступников на две категории: уголовных и политических
Вождь
Библиографический список
364.47K
Категория: СоциологияСоциология

Социология русского зарубежья (Гурвич и Степун)

1. Социология русского зарубежья (Гурвич и Степун)

Выполнила студентка
ФС/3-СЦГ-2-2018НБ
Микаелян Марина

2. План

Основные положения
Идеи Г. Гурвича
Идеи Ф. Степуна
Библиографический список

3. Основые положения

Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось
после Октябрьской революции 1917, когда Россию
массово начали покидать беженцы. Среди
представителей «другой» России были и российские
социологи, много сделавшие для развития мировой
социологической науки, в том числе для развития
отрасли, занимающейся исследованием военной сферы
общества. межвоенные годы (1918—1939) центр
отечественной военно-социологической мысли
переносится за рубеж, где продолжают развиваться
традиции научной мысли, заложенные в России в
конце XIX — начале XX в. В эти годы разработкой
проблем социологии занимались: в Страсбургском
университете — Георгий Гурвич;в Дрезденской высшей
технической школе — Федор Степун. А так же много
других социологов – выходцев из России.

4. Гурвич Георгий Давидович ( Жорж Гурвич)

Российский
правовед и
французский
социологпозитивист

5. В своих работах Гурвич подверг резкой критике формализм и эмпиризм современной ему академической социологии, противопоставив ей

социологию, основанную на диалектике,
истолкованной в духе релятивизма. В качестве
метатеоретического основания
социологии он провозгласил
«гиперэмпирическая диалектика"
В методологическом
плане эта ориентация
означает отказ от
какой-либо заранее
принятой
философской позиции
В онтологическом плане —
интерпретацию
человеческого опыта как
бесконечно разнообразного
и непрерывно
обновляющегося в своей
основе.

6. Суть подхода Гурвича

« Гиперэмпирическая диалектика»
“Эмпирическая”, так как предполагает
опору на методологически выверенные
факты, “гипер”, так как рассчитывает на их
максимальный охват, и “диалектика”, так
как процессы в социальной онтологии и их
отражение в социальной гносеологии
взаимосвязаны и подобны, хотя
субъективная диалектика в силу
относительности человеческого познания
уступает богатству объективной
диалектики

7.

Предмет социологии, по Гурвичу, —
«целостные социальные явления»,
исследуемые на всех уровнях и во всех
аспектах, как структурных, так и
бесструктурных.
Ставит в качестве задачи для
социологии анализ глобальных
обществ и выражает свое недоверие в
отношении к работам фрагментарным,
не связанным с тотализирующей
рефлексией

8.

Социология изучает три категории типов
социальной реальности:
микросоциологические (изучаемые
микросоциологией)
частных групп
социальных классов и глобальных
обществ (изучаемые макросоциологией).
При этом Гурвич подчеркивал
преобладающее значение глобальных
обществ в сравнении с
микросоциальными типами.

9.

Социальная реальность может
изучаться тремя методами:
Систематизирующий и аналитический.
Преследует практические цели и направлен
лишь на один уровень социальной
реальности. Метод большинства частных
социальных наук, наук о праве.
Индивидуализирующий. Применяется в
двух частных науках — истории и
этнографии. Предметами их могут служить
клан в архаическом обществе или семья.
Метод качественной и дискретной
типологии ( три категории типов) Основной
метод социологической науки.

10.

В своем научном творчестве ученый
уделяет значительное место понятию
«человеческой свободы». Ученый
выделяет следующие этапы (степени)
человеческой свободы:
свобода произвольная, сообразна
субъективнымм предпочтениям
свобода новаторских достижений
свобода — изобретение
свобода — решение
свобода — созидание (высшая степень
человеческой свободы).

11. Степун Федор Августович

Российсконемецкий
философ,
социолог,
общественнополитический
деятель

12.

Феномен массы
Мирная
Революционная
«Социологическое понятие массы
не есть понятие большого числа».
Но что же тогда масса с
социологической точки зрения?
Большой, по количеству
делегатов, научный конгресс —
это не масса. Тысячная толпа
призывников — тоже. То есть
пространственно-временной
показатель в этом случае играет
лишь вспомогательную роль.

13. Театральная публика

Это "латентная" масса, которая отличается от
революционной тем, что не обладает
сверхличностным характером
объективности «Мы», а есть лишь
аккумуляция индивидов.
Почва для возникновения в недрах
театральной публики некоего «Мы»
безусловно имеется – это совместное душевное
переживание увиденного, но из него не
произрастает никакого массового творческого
акта, свойственного революционной массе

14. Пролетариат

Особое внимание уделено им социальному
феномену пролетариата. Степун отвергает
расхожую оценку пролетариата как главного
двигателя революции. По его мнению,
революции только творятся пролетариатом.
Совершаются же они толпами,
сочувствующими пролетариату.

15.

Степун выделяет три вида революций, с которыми
связаны три отличающихся друг от друга
революционных «слоя»
Слой «фантастической» и «оборотнической»
революции, которая осуществляется особыми
«демоническими» силами.
«Криминальная революция»
Это, как правило, преступные элементы,
играющие во всех революциях
весьма существенную роль.
«Биологическая революция».Здесь царит дух
молодости,свершении, веры в свои силы, больших
надежд на будущее.
В этом слое отсутствует оглядка на прошлое

16. «Криминальная революция»делит преступников на две категории: уголовных и политических

«Несчастные»
те, кто совершает
проступки невольно,
лишь защищая себя от
несправедливых
притеснений со
стороны общества.
Им, например,
свойственны кража с
голоду, убийства от
отчаяния.
«Подлинные»
те, кто зарабатывает
на преступлениях и не
считает это зазорным.
Это — преступникипрофессионалы.

17. Вождь

Мирная масса
Революционная
масса
Мирной массе соответствует вождь,
избранный из ее среды — первый
безлична".Она нуждается в вожде,
среди равных. Характер его
который придаст ей некий
деятельности — это направление
определенный образ, сформирует
воли и мысли коллектива,
ее.Этот вождь приходит,
имеющего свое «лицо». Функции
как правило, со стороны и не несет с
его — функции сменяемого
собой
руководителя. Его руководство —
никаких дополнительных
планомерно и преследует
идей
рациональные цели. Его задача —
искать пути и средства для
достижения этих целей, в то время
как задача руководимой массы, —
прикладывать усилия к тому,
чтобы задуманные руководством
планы были осуществлены.

18. Библиографический список

Актуальные проблемы социологии: В 2
т. СПб., 2003. Л.Г.Скульмовская
2. https://cyberpedia.su/9x11f56.html (дата
обращения 01.12.2019)
3. СОЦИОЛОГИЯ МАССЫ ФЕДОРА
СТЕПУНА ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА,
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ГЕРГЕЛЬ Р.Е.
1.
English     Русский Правила