Философия Л.Н.Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
Краткая биография
«Исповедь»
Мистический имманентизм
Толстовство
Последователи
Cтандарты?
Что есть Бог для Толстого?
Власть
5.30M

Философия Л.Н.Толстого

1. Философия Л.Н.Толстого

Работу выполнила студентка 1
курса, группы ОЭМИб-М08-19-2
Cвирина Кристина

2. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)

Один из наиболее известных русских писателей и
мыслителей, один из величайших писателейроманистов мира. Участник обороны Севастополя.
Просветитель, публицист, религиозный
мыслитель, его авторитетное мнение послужило
причиной возникновения нового религиознонравственного течения — толстовства. За свои
взгляды был отлучен от церкви. Членкорреспондент Императорской Академии наук
(1873), почётный академик по разряду изящной
словесности (1900). Был номинирован на
Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903,
1904, 1905). Впоследствии отказался от
дальнейшей номинации.

3. Краткая биография

Родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской
губернии. Отец — Николай Ильич Толстой (1794—
1837), военный, чиновник. Мать — Мария Николаевна
Волконская (1790 — 1830). В 1844 году поступил в
Императорский Казанский университет, который
бросил через 2 года. С 1851 года провёл 2 года на
Кавказе. В 1854 году участвовал в обороне
Севастополя. С 1857 по 1861 годы (с перерывами)
путешествовал по Европе. В 1862 году женился на
Софье Берс. У них родилось 9 сыновей и 4 дочери. Также,
у него был внебрачный сын. В 1869 году Толстой
завершил книгу «Война и мир». В 1901 году был
отлучён от церкви. Умер 20 ноября 1910 года в
возрасте 82 лет. Похоронен в Ясной Поляне. Основные
произведения: «Война и мир», «Анна Каренина»,
«Воскресение», «Детство», «Крейцерова соната»,
«После бала» и другие.

4.

5.

6.

Толстой – мировое явление, но
полностью позиционирующее
себя как типично русское, не
мыслящее себя вне русской
жизни.

7. «Исповедь»

В 70 х года Толстой переживает глубокий духовный
кризис, который он выразил в своём произведении
«Исповедь».
Исповедь – жанр религиозной литературы. Помощь
Бога – акт молитвы. Это размышление перед лицом
Бога. Молитва настраивает человека на искренность.
Молитва в конце как благодарность.
Смысл исповеди – осознать свои грехи. Исповедующийся
– грешник. Но Толстой подразумевал другой смысл
исповеди. Он исповедуется перед собой. Через
отрицание Бога мы придём к Богу. А если Бог
отрицается, следовательно, он не истина. Сомнение во
всём. Сомнение в вере. Это приход к бессмыслице.
Отрицание смысла, отсутствие смысла жизни.

8. Мистический имманентизм

Толстой создаёт свою
систему мистического
имманентизма,
который был близок к
идеям рационализма
нового времени, то
есть отрицанию всего
трансцендентного.
Однако, это –
мистическое учение о
жизни и человеке, что
крайне значительно
отделяло его от
современной
философии. Толстой,
таким образом,
разрывал свои
отношения и с
церковью и с миром.
Ключевые темы
философии
Толстова всегда
были в фокусе его
этических исканий.
Это можно
охарактеризовать
как «панморализм».
Это стремление
подчинить науку и
философию этике.

9. Толстовство

Религиозные и нравственные идеи Толстого воплотились в
движении толстовства.
Толстовство – религиозно-этическое общественное течение,
которое возникло благодаря религиозно-философскому учения
Толстого.
Ведущие темы:
• непротивление злу насилием,
• всепрощение,
• всеобщая любовь и нравственное
самоусовершенствование личности,
• опрощение.

10. Последователи

Толстовцы, как правило,
придерживаются
вегетарианства, не употребляют
алкоголя и табака (эти запреты
не являются абсолютными: так,
Валентин Булгаков, будучи
арестован эсэсовцами в Праге,
первые недели заключения
отдавал мясо своего скудного
пайка сокамерникам, но затем,
заметив, что стремительно
теряет силы, был вынужден
отказаться от вегетарианства).
При увлечённости толстовцев
сельским хозяйством они
стремились исключить по
возможности
сельскохозяйственную
эксплуатацию животных.
И. М. Трегубов, И. И. ГорбуновПосадов, П. И. Бирюков, Е. И. Попов

11. Cтандарты?

Философия как способ конструирования
жизни в качестве безусловной ценности и
есть сама жизнь в ее собственно
человеческом , т. е. духовно-разумном
измерении. И потому важно не столько
частное определение того,
соответствует ли Толстой не- коему
отвлеченному стандарту философии,
сколько то, что своим творчеством он
продолжает неизменно провоцировать
главный вопрос: нуждается ли сама
философия, преображающая универ- сум в
«форму свободной человечности», в каких
бы то ни было внешних по отношению к ее
собственной внутренней реальности
стандартах?..

12. Что есть Бог для Толстого?

Для Толстого Бог - это не Бог Евангелия.
Он отрицает все те его свойства, какие
рассматриваются в православном
вероучении. Он стремится освободить
христианство от слепой веры и
таинства, видя предназначение религии в
доставлении человеку земного, а не
небесного блаженства. Бог
представляется ему не Личностью,
которая может открываться людям, а
туманным, неопределенным Нечто,
неопределенным началом духа, живущим
во всем и в каждом человеке. Это Нечто
является и хозяином, велящим поступать
нравственно, творить добро и
уклоняться от зла.

13.

Что есть зло?
Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир,
возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какойлибо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого
отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит
человечество к замене закона насилия законом любви”.

14. Власть

Писатель отрицал определяющую
роль «божества», «единичных»
личностей, правящих народами,
отрицал решающую историческую
роль «великих» людей. Не власть, не
цари и другие владыки являются
движущей силой общественного
развития, а народ – создатель всех
материальных благ, творец и
хранитель духовных ценностей. По
мнению Толстого, не Наполеон, не
Александр I, не Растопчин и др.
заметные исторические фигуры
определяют ход истории.
Ее движет рядовая личность – солдат, крестьянин,
вообще «простолюдин», которые в массе своей
обычной и незаметной деятельностью, совместными
усилиями творят жизнь и создают историю.

15.

Творческое наследие Л.
Толстого сложно и
противоречиво. Оно
отражает понятия,
чувства и настроения
патриархального
крестьянства, идеологию
самого многочисленного
производительного класса
пред- и пореформенной
России. Мировоззрение Л.
Толстого содержит и
крестьянский
революционный
демократизм и реакционную
религиозную проповедь
пассивности. Но Л. Толстой
создал яркую и правдивую
картину своей эпохи. Как
мыслитель, он отличался
активным поиском
социальной справедливости,
высокой
гражданственности.
Он ставил важные
«больные» и
«проклятые» вопросы,
подвергая сомнению
основы политического и
общественного
устройства своего
времени. Необходимо
хранить и приумножать
ценные, выдержавшие
проверку временем идеи
духовного наследия
писателя. Л. Толстой
всегда будет дорог
прогрессивному
человечеству как
сторонник и защитник
жизни и труда, как
великий гуманист,
деятельно искавший
пути к всеобщему
счастью на нашей

16.

Cписок используемой литературы:
• http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html
• https://myfilology.ru/174/filosofskoe-uchenie-ltolstogo/
• Спиркин.Философия 2012 г.
English     Русский Правила