Политические проекты периода Крестьянской войны в Германии
Томас Мюнцер (ок.1490-1525)
«12 статей» (1525)
«Двенадцать статей» — манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, часть требований крестьян в борьбе за свои права.
«Статейное письмо» (1525)
«Гейльброннская программа»
Список использованной литературы
424.49K
Категория: ИсторияИстория

Политические проекты периода Крестьянской войны в Германии

1. Политические проекты периода Крестьянской войны в Германии

«12 статей», «Статейное письмо»,
«Гейльброннская программа»
Прохорова Мария
Рябошапка Ирина
Савина Ксения
Шиловская Полина

2. Томас Мюнцер (ок.1490-1525)

Крестьянская
война (15241526) – пик
революционной
борьбы

3. «12 статей» (1525)

Относительно умеренные и
конкретные требования:
Необходимость
выборности и
сменяемости духовных
лиц общинами
Обязательность отмены
крепостного права
Уменьшение размера
податей, оброков и
барщины
Устранение произвола в
управлении и судах и т.д.
Титульный лист "Двенадцати статей"

4. «Двенадцать статей» — манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, часть требований крестьян в борьбе за свои права.

«Двенадцать статей» — манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, часть требований
крестьян в борьбе за свои права. Был принят в Швабии, в имперском городе Меммингене.
ПУНКТЫ СТАТЕЙ
Первая статья посвящена правам и обязанностям приходского священника. Каждая
церковная община имеет «право и силу всей общиной выбирать себе священника и
смещать его, когда он неподобно ведёт себя». Также в статье прописано, что священник
должен проповедовать «чистое Евангелие, без человеческого добавления», то есть согласно
реформаторскому тезису Sola Scriptura.
Вторая статья посвящена десятине. Хотя составители утверждают, что десятина была
справедлива в ветхозаветные времена, а, с наступлением Нового Завета «потеряла силу»,
они всё же готовы давать «справедливую зерновую десятину», но с условием, что её будут
собирать церковные старосты, выбранные всей общиной и что на собранные средства
будет выплачиваться достаточное содержание священнику и его близким, а остатки
раздаваться бедным членам общины, а оставшиеся сверх того деньги — беречь.
Третья статья посвящена личной зависимости:
«До сих пор было в обычае считать нас 'собственными' людьми, что жалости подобно,
принимая во внимание, что Христос пролитием Своей драгоценной крови освободил и
искупил всех нас, — как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому
соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными»[3].
Далее оговаривается, что составители не отвергают закон и власть, но хотят жить по
закону, а не по свободному человеческому измышлению.

5.

В этой статье авторы призывают отменить законы, согласно которым простым
людям было запрещено свободно ловить дичь, птицу и рыбу. При выдвижении
этого требования, авторы опирались на цитату из книги Бытия:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле
В пятой статье составители призывают отменить установления, согласно
которым простым людям запрещалось свободно пользоваться лесами:
«В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа
присвоили исключительно себе все леса… И когда деревенский человек в чёмлибо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение:
леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова
перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается,
чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а
также, когда понадобится плотничать, однако, с ведома выбранных на то
общиною людей»
Шестая статья посвящена барщине. Следует отметить, что составители не
требуют её отмены, но выступают лишь против чрезмерных поборов

6.

В этой статье говорится о взаимоотношениях господина и крестьянина.
Отныне, крестьянин получает землю от своего господина и владеет ею на
основании соглашения с господином. Господин не имеет права требовать
от крестьянина какой-либо дополнительной работы и не должен ни к чему
его принуждать, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений
пользоваться землёй. Однако, здесь же оговаривается, что «если
господину потребуется служба, то крестьянин должен более других быть
для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от
которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за
подобающую плату».
7
8
9
Восьмая статья посвящена оброку. Как и в случае с барщиной в
шестой статье, составители не требуют отмены оброка, но призывают
господ пересмотреть земли и установить оброк по справедливости
«так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый
работник достоин платы своей»
В девятой статье составители высказывают своё недовольство
действующими штрафами:
«Мы чрезмерно отягчены большими штрафами, ибо постоянно вводят
новые постановления и наказывают нас, не соображаясь с делом, а по
вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым
писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу»

7.

В десятой статье составители высказывают своё
недовольство незаконным присвоением лугов и пашен.
Авторы заявляют, что хотят вернуть их в общее
пользование.
10
Одиннадцатая статья посвящена отмене "посмертного побора,
который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как
правило присовокуплялся и побор «за допуск» к наследству.
11
12
«Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести
и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние… И те, которые
должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали
нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и всё остальное. Этого
Бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно».
Двенадцатая статья, названная «Общим решением» подводит
итог всему вышеизложенному. Составители утверждают, что
это их окончательное мнение, и что всё, написанное выше —
основывается на священном писании. Документ заканчивается
словами «мир Христов да будет со всеми вами».

8. «Статейное письмо» (1525)

Более радикальное содержание:
Нежелание терпеть крайне
бедственное положение народа
Необходимость объединения всех
крестьянских общин в «христианский
союз и братство»
В этом союзе установится
справедливый общественный строй
(принцип: «служение общей пользе»)
Носитель власти – народные массы

9. «Гейльброннская программа»

(Авторы: Вендель Гиплер и Фридрих Вейганд)
Преобразования, направленных на ограничение
произвола князей и усиление власти
императора:
Введение общеимперского законодательства,
единой монеты
Унификация системы мер и весов
Отмена внутренних таможенных пошлин
Секуляризация церковных имуществ в пользу
рыцарства
Возможность выкупа феодальных повинностей
за взнос
Съезд в Гейльбронне не состоялся

10. Список использованной литературы

История политических и правовых учений: Учебник
для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.
В.С.Нерсесянца. – 3-е изд., стереотип. – Москва :
Издательство НОРМА, 2002. – 736 с.
Historic.Ru: Всемирная история [Электронный
ресурс] / Алексей Злыгостев. – Электрон. дан. –
[Москва], [2002] . – URL : http://historic.ru . –
(6.12.2019).
Крестьянская война в Германии [Электронный
ресурс] // Википедия : [Википедия - свободная
энциклопедия] / [Wikimedia Europe network]. Электрон. ст. - США, 2001. - URL
: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Крестьянская_война
_в_Германии. - (11.12.2019)
English     Русский Правила