Похожие презентации:
Постмодернистский марксизм Эрнесто Лаклау и Шанталя Муффе
1. Постмодернистский марксизм Эрнесто Лаклау и Шанталя Муффе.
Работу выполнили:Студентки 1 курса СЦГ-1,2-2019
Уварова Анастасия
Пантелеева Анна
2. Характеристика подхода
Постмодернистский марксизм – это социофилософское течение,основывающееся на трудах и идеях, предложенных Карлом Марксом,
однако ставящее под критическое рассмотрение ключевые элементы
марксистской теории.
Основные положения:
Теория основана на идее о том, что социальный мир формируется
дискурсом с помощью значений, так же она синтезирует ряд идей
аналитический философии, феноменологии и структурализма, отвергая
возможность непосредственного допуска к референту, феномену и знаку.
Дискурс – это совокупность ориентаций, присущих тексту, который погружён в различные контексты
(исторический, культурный, социальный, психологический).
3. Основные представители
Эрнéсто Лаклау (6 октября 1935 – 13 апреля 2014) —аргентинский политолог, постмарксист, автор написанной
совместно с Шанталь Муфф работы «Гегемония и
социалистическая стратегия» (1985 г.) которая традиционно
считается постмарксистской. Данное произведение, перенимая
внимание к лингвистике, текстам и дискурсу в
постмодернизме, отделяет идеологию от её матиального
базиса и, в конечном счёте, растворяет «всё социальное в
идеологии или “дискурсе”»
Шанта́ль Муфф (17 июня 1943) — бельгийский
политический философ. Автор т.н. диссенсуальной модели
политического взаимодействия. Она наиболее известна своим
вкладом в развитие Эссекской школы дискурс-анализа, а также
сотрудничеством с Эрнесто Лакло над книгой «Гегемония и
социалистическая стратегия» (1985).
4. Характеристика подхода
Основополагающей идеей является теория дискурса. Она основанана мысли о том, что социальный мир формируется дискурсом с
помощью значений, также она синтезирует ряд идей аналитической
философии, феноменологии и структурализма, отвергая возможность
непосредственного доступа к референту, феномену и знаку.
По представлениям, развиваемым в данной теории, под дискурсом
следует понимать определённый способ общения и понимания
социального мира. Дискурсы не являются завершёнными и
замкнутыми — они постоянно изменяются, и борются между собой за
превосходство, стараясь в этой борьбе зафиксировать определённые
ими значения в языке.
5. Понятие Гегемонии
Понятие гегемонии, имеющее для Лаклау и Муффе центральное значение, былоразработано Грамши для рассмотрения культурного лидерства, а не принудительного
воздействия государственной власти.
Марксистский
интерес
Материальный мир
При такой смене подхода мы, безусловно, отходим от традиционного марксистского
интереса к материальному миру и вступаем в область идей и дискурса. Как
высказывается на эту тему Вуд, «по сути аргумент Лаклау — Муффе состоит в том, что
не существует материальных интересов, есть лишь дискурсивно созданные идеи о них»
(1986 г.)
6. Переход от традиционного марксисткого интереса к области идеи и дискуссий
1. Замена материальных интересов идеями и смещение пролетариата спривилегированной позиции марксистской теории
2. Социальный мир характеризуется различными позициями и
антагонизмами. Невозможно достичь «единого дискурса»
3. Универсальный дискурс пролетариата «заменила полифония голосов,
каждый из которых строит собственную, не сводимую к иному,
дискурсивную идентичность»
4. Марксисты-теоретики должны рассматривать множество различных
дискурсов, которые исходят от широкого круга незащищенных
индивидов: чернокожих, женщин, иммигрантов, экологов и т.д.
В результате, марксистская теория децентрализовалась и
детализовалась, поскольку больше не концентрируется исключительно
на пролетариях и не считает проблемы пролетариата единственной
проблемой общества.
7. Появление радикальной демократии
1. Отказ от:3. Взамен:
Придавания основного значения
Предлагают создать
материальным факторам
постметафизическую политическую
теорию, ориентированную на идеал
Уделения повышенного
«радикальной и плюралистической
внимания пролетариату
демократии», которая в их концепции
2. Отрицание:
олицетворяет не просто
демократическое общество, но
Коммунизма в качестве цели
общество «радикальной
марксистской теории.
демократии», «благое общество».
Постметафизическая установка выражается в первую
очередь в последовательном антиэссенциализме – отказе от
объяснения в терминах сущности.
8. Радикальная демократия
Радикальная демократия стремится объединить под широким куполом огромныйдиапазон направлений демократической борьбы:
1. антирасистский
2. антисексистский
3. антикапиталистический
4. против эксплуатации природы и многие другие
Таким образом, это действительно «радикальная и плюралистическая демократия»
9. Принципы радикальной демократии
Борьба одной группы происходитсамостоятельно, а не за счет других
групп
Все демократические баталии
должны развиваться как равные
Изменение характера
единоборства,
необходимость их
объединения, чтобы
группы видели себя частью
масштабной борьбы за
радикальную демократию.
10. Критика теории
Н. Фэркло и Л. Чоулиараки обращаютвнимание на то, что в теории недооценивается
влияние структурных составляющих,
неравнозначных возможностей субъектов к
дискурсивным преобразованиям.
Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен
указывают на слабый потенциал
понятия «область дискурсивности»
Критика теории
Аллен Хантер критикует их
за общую приверженность
идеализму
Так же данный подход подвергался критике со
стороны Джераса, Буравого и других. В качестве
недостатков ими были отмечены чрезмерный
идеализм, нелогичность, безнравственность,
негативные последствия для человечества и т.д.
11. Список литературы
Критика постмарксизма [электронный ресурс] URL:https://lib.sale/sotsiologicheskaya-teoriya_1350/kritikapostmarksizma-82946.html
Ритцер Дж.. Современные социологические теории. 5-е изд. —
СПб.: Питер. — 688 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)..
2002
Постмодернистская марксистская теория [электронный ресурс]
URL: https://mydocx.ru/7-62779.html
Постмарксизм [электронный ресурс] URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Постмарксизм