Кто же такие Голендры?
Анкетирование
Сибирские Голендры проживают в 350 верст от Иркутска в Заларинском районе в трёх деревнях
Как поселились Голендры в Иркутской области?
Как поселились Голендры в Иркутской области?
Дом Голендров
Дом Голендров
Традиции уникального народа Голендры
За неделю до Пасхи в вербное воскресенье дети заранее ломали вербные веточки, и рано утром ходили по домам вербабнили всех, кто
Технология расписывания яиц на Пасху у Голендров
Технология расписывания яиц на Пасху у Голендров
Сенокос
Праздник Отжинки
Кулинарный рецепт Пихтинских Голендров
Свадьба
Свадьба
Обряд чепэц
Обряд с ругачём
Вывод
Они сохранили голландские чепцы, польские ксенжки и немецкие фамилии, не растеряв главного – честности, человечности,
И в заключении я бы хотел сказать небольшое высказывание:
Спасибо за внимание!
19.93M
Категория: КультурологияКультурология

Исследование традиций своих предков. Голендры

1.

Подготовил:
Ученик 4 класса Д
МБОУ СОШ № 40
Ибрагимов Андрей

2.

В прошлый раз я принимал
участие в научно-практической
конференции, тема была
связана с изучением
родословной своей семьи. Для
меня это было очень
увлекательно и я решил, что в
этом году продолжу эту тему. Я
углубился и познал историю
древнего народа под названием
«Голендры».

3.

Цель: Познать кто такие Голендры?
Задачи:
1) Воспитать уважение и патриотизм к своему
народу;
2) Составить анкетирование в классе;
3) Познать обычаи и быт Голендров;
4) Узнать, как этот удивительный народ поселился
в Заларинском районе Иркутской области;
5) Посетить музей в Пихтинске и Среднем
Пихтинске;
6) Проанализировать всю собранную
информацию.

4. Кто же такие Голендры?

5.

Сибирь - страна многонациональная. Здесь
тесно переплелись разные культуры, обычаи
и традиции. Наверное, в каждом районе нашей
области есть уникальные деревни, но Пихтинск
и его жители особенно выделяются своей
неповторимой самобытностью.
Ни время, ни испытания не повлияли на
их родственные связи. Голендры
держатся до сих пор вместе, ценят
общину, хранят веру и чтут традиции.

6. Анкетирование

В своем классе я решил провести
анкетирование, которое
показало нам, что ученики не
знают, кто такие Голендры.
Голендры
Знают
5%
Не
знают
Знают
Не знают

7.

Голендры
Людвиг, Кунц, Гильдебрант, Зелент - такие необычные
для сибирского уха фамилии носит необычный народ.
Люди, их носящие, не являются ни немцами, ни
голландцами. Они молятся, читают, отпевают своих
покойников на польском языке, но они не поляки.
Между собой они говорят на странной смеси украинского
и белорусского, которую сами называют "хохлацким"
наречием. Сами же себя они называют пихтинцами или
голендрами.

8. Сибирские Голендры проживают в 350 верст от Иркутска в Заларинском районе в трёх деревнях

9. Как поселились Голендры в Иркутской области?

Голендры пришли в Сибирь во время
столыпинской аграрной реформы. Голендры – это
движение очень большое начиная с 1500 годов –
это переселение людей с Голландии и Германии, т.к
не хватало земель, они все время передвигались в
сторону Польши.
И 300 с лишнем лет они прожили на реке Буг,
сейчас это территория западной Украины,
Белоруссии и Польши. И вот оттуда в 1908-м году
пришли в Иркутскую губернию четыре ходока от
голендр, вроде как на разведку.
Посмотрели предлагаемые земли, выбрали для
будущего поселения самый глухой участок тайги. С
1911 по 1915 год сюда приехали 36 семей. Они
основали три деревни – Замустэче, Новыну и
Дахны, сейчас это Пихтинск, Средний Пихтинск и
Дагник. Но переехали не все, многие голендры не
решились, остались там, на Буге…

10. Как поселились Голендры в Иркутской области?

4 ходока:
1.Гиньборг Андрей
2.Гильдебрант Иван
3.Бытов Иван
4.Кунц Петр
Столыпинская реформа – лишь эпизод в долгой
истории заселения Голендров в Иркутской области.
Когда ходоки пришли в Тыреть просить земли для
переселения, их нужно было записать. Им сказали
что такой национальности как «Голендры» нет, и
недолго думая предложили записать немцами –
главным образом из-за фамилий.
Первым ходокам был возложен
памятник в 2008 год по празднованию
100 лет Пихтинску.

11. Дом Голендров

Конструктивно и функционально
постройка разделена на три основные
части, расположенные по продольной
оси постройки и условно называемые:
«изба», «стайка» и «ток».
Все три части связаны между собой
проходами изнутри и каждая из них
имеет отдельные выходы, как
правило, на обе стороны дома.
Строили дома так, чтобы хозяйка по
всем помещениям могла пройти, не
меняя обувь. Поэтому из жилой части
мы можем сразу попасть в стайку,
помещения для скота, а дальше из
стайки попадаем в ток – где хранится
сено.

12. Дом Голендров

13.

Голендры в ВОВ
Сегодня помнят жители Пихтинска, что в деревню во
время ВОВ приезжали сотрудники НКВД с целью
установить истинную национальность ее жителей. Они
ходили по улице, по домам, прислушивались к
разговорам играющих детей, надеясь услышать от тех
немецкую речь.
Но ребятишки говорили «по-хохлацки», старики пели
песни по-польски, и о принадлежности пихтинцев к
немцам, казалось, ничего не свидетельствовало.
Это и спасло деревни, которые могли бы полностью
исчезнуть, а все жители оказались бы в лагерях. Тем не
менее немецкие имена и фамилии сыграли свою роковую
роль. Более 80 жителей Пихтинска были вызваны в
Заларинский районный военкомат и призваны в армию.
Но вместо фронта пихтинцы оказались в «трудовой
армии». Направили их на разные станции «воевать» в
тайге с пилой и топором.

14.

Голендры в ВОВ
Пришел долгожданный День Победы. А для пихтинцев
«война» продолжалась. На основании постановления СССР и
распоряжения НКВД СССР и Наркомучета трудоармейцев
отнесли к категории «спецпоселенцев». Им, как всем
депортированным, предписывалось регулярно отмечаться в
спецкомендатурах и под угрозой уголовного наказания не
отлучаться с места жительства без разрешения властей. И это –
за самоотверженный труд в нечеловеческих условиях.
Домой пихтинцы стали возвращаться в 1950-х. Но еще до
1955 года многие из них стояли на учете и ходили в
деревню Харагун Заларинского района отмечаться в
спецкомендатуре.
Их единственная вина состояла в том, что их посчитали
немцами, которыми они, по сути, никогда не были. Они
хотели с оружием в руках защищать свою Родину, а она
отнеслась к ним как к предателям.

15. Традиции уникального народа Голендры

16. За неделю до Пасхи в вербное воскресенье дети заранее ломали вербные веточки, и рано утром ходили по домам вербабнили всех, кто

Вербное воскресенье
За неделю до Пасхи в
вербное воскресенье дети
заранее ломали вербные
веточки, и рано утром
ходили по домам
вербабнили всех, кто уже
встал, или кто еще спит, при
этом легонько бьют вербой
и произносят такие слова.
Перевод слов:
Вербная неделя
За неделю до Великой Пасхи.
Будьте здоровы как верба,
Быстрая как вода,
Умывайтесь молочком,
Вытирайтесь полотенцем,
Умывайтесь водою,
Вытирайтесь тряпкой.
Хозяева детей благодарят и
угощают их чем-нибудь
вкусненьким, например:
конфеты, печенье, пряники и
другое.

17. Технология расписывания яиц на Пасху у Голендров

1. Греют воск в специальной
баночки для росписи.
2. Подготавливают и продумывают
узоры росписи яиц. Узоры
представляют собой сочетание
геометрических линий в симметрии
по кругу.
3. Наносят на яйцо специальной
лопаточкой – пысаком узор,
обмакивая предварительно
пысак в растопленный воск.
4. Варят расписанные яйца
преимущественно в луковой шелухе. Во
время варки восковой узор остается
белым , а само яйцо окрашенным.
5. Скорлупу пасхальный яиц хозяйки
стараются сохранять в банке или
использует в оформлении окон до
следующей пасхи.

18. Технология расписывания яиц на Пасху у Голендров

19. Сенокос

А с Петрова Дня начиналась самая
праздничная работа – сенокос, когда
выходят на луга всей семьей от мала
до велика, даже немощным не
усидеть дома.
Одевались в светлое и чистое, косы
и вилы с граблями ладили,
слаженно и сноровисто ставили
копны на волокуши, чтоб зимой по
необходимости подвезти домой
свежего сена.

20. Праздник Отжинки

После окончания жатвы женщины из
последних колосьев делали
снопочек и обвязывали его
веночком из цветов.
Этим снопочком встречали хозяина и дарили
ему этот снопок, затем вешали
в амбаре и хранили до самой весны,
а весной вышелушивали
зерна и первыми
сеяли их в землю.

21. Кулинарный рецепт Пихтинских Голендров

Один из необычных рецептов является
приготовление «картофлянок».
Мы по выходным всей своей семьей
любим приготавливать это блюдо.
Рецепт:
Холодный вареный картофель
истолочь, добавить муки и
соли, перемешать.
Полученное тесто раскатать в
длинные тонкие колбаски и
нарезать на кусочки. Каждый
кусочек скатывается руками в
шарик и прижимается
пальцем на ладони.
Получаются плоские
лепешечки с ямкой
посередине – картофлянки.
Отварить их в соленой воде.
Блюдо приготовлено!

22.

Рукоделие
Вышивание
крестиком и
гладью

23. Свадьба

24. Свадьба

Свадьба у голендров – длительный период,
празднуют её в три дня.
Первый день свадьбу гуляют у невесты. Когда жених
со своими гостями приходят в дом к невесте, то
родители обмнениваются хлебом, а сваха со стороны
невесты объявляет «пучанток высилья» (начало
свадьбы).
Женатым гостям цепляют цветочки на праву сторону,
а неженатым на левую сторону. Танцуют, потом
садятся за стол, проводят обряд с ругачём, вечером
невесту провожают к жениху.
На второй день жених со сватом едут за тещей, тем
временем сваты и свахи едут в дом ко второй свахе со
стороны жениха за чепцом.
Проводят обряд «прибить чепэц», танцую и веселятся,
а на третий день свадьбу гуляют у жениха.

25. Обряд чепэц

Чепец шьется матерью невесты и
становится символом женской судьбы.
Обряд чепэц
Замужняя женщина одевает его по праздникам, свято хранит
всю жизнь, никому не доверяя, и однажды он станет ее
погребальным облачением. Такова голландская традиция,
немцы и поляки, к слову сказать, такого не знали.
Сваты выносят лавочки и ставят напротив друг друга, на одну садятся
родители. Сваха выносит две приданные подушки с вышитыми
наволочками и кладут их на вторую лавочку, на них садят жениха с
невестой и дают им в руки тарелки, снимают с невесты фату.
Родители благославляют невесту и жениха. Невесте
одевают чепэц, а жениху шапку. Надев, сваты снимают с
жениха и невесты свадебные цветочки и цепляют их на
праву сторону – это значит, что они уже женатые .
После этого родители поздравляют детей и кладут на тарелки
деньги. Сваты тоже кладут деньги и при этом сваха кричит: «На
чепэц», а сват кричит «На шапку», и все родственники кладут
подарки. И вот теперь поднимают молодых вместе с лавкой три
раза и кричат «виват».
Сваты берут молодых и ведут за стол и свадьба
продолжается до вечера.

26. Обряд с ругачём

Ругач – свадебная ветка.
На нем обязательно должны быть конфеты. На
свадьбе существует примета: тот, кто побывал на
этой свадьбе, он обязательно должен с этой ветки
взять себе конфетку.
В этот день молодожены делятся своим счастьем со
своими гостями, счастьем таким же сладким, как эти
конфеты.

27.

28.

Для того, чтобы подготовиться к
конференции, мне пришлось посетить
деревни
Посетил музей, где
поинтересовался разными
вопросами и нашел там
ответы на них.

29. Вывод

Я побывал в деревнях под названиями Пихтинск, Средний
Пихтинск и Дагник, где проживает уникальный народ Голендры.
Посетил два музея: 1) Музей-Усадьба Голендра Гимборга 1912 года
2) Музей в Среднем-Пихтинске
Составил анкетирование в классе, познал быт и традиции Голендров,
узнал как поселился этот народ в Иркутской области Заларинского
района. Проанализировал все собранные данные и пришел к
выводу, чем раньше у вас появиться интерес к изучении своего
народа и их традиций, тем больше информации вы узнаете.
С возрастом начинаешь ценить традиции, в какой бы форме они
ни проявлялись, люди начинают задумываться обо всем, только
тогда, когда это уже поздно, всё приходит с возрастом, поэтому
нужно прививать детей, чтобы чли традиции своих предков.

30. Они сохранили голландские чепцы, польские ксенжки и немецкие фамилии, не растеряв главного – честности, человечности,

Голендры
Они сохранили голландские чепцы, польские
ксенжки и немецкие фамилии, не растеряв
главного – честности, человечности,
трудолюбия и доброты, умения выживать в
тяжелейших таежных условиях, воспитывать
хороших детей. Не немцев, не голландцев, не
поляков, не украинцев – просто Голендров.

31. И в заключении я бы хотел сказать небольшое высказывание:

«Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не
опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не
может стать достойным сыном своего отечества, не зная
родословной своего народа»

32. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила