931.61K
Категория: БиографииБиографии

Леонардо Да Винчи. Великие учёные эпохи возрождения

1.

Великие учёные эпохи возраждееия
леонардо да винчи

2.

Биография
Леонардо да Винчи родился
15 апреля 1452 года в
селении Анкиано близ
небольшого городка Винчи,
недалеко от Флоренции в
«три часа ночи» то есть в
22:30 по современному
отсчёту времени[источник не
указан 1075 дней].
Примечательна запись в
дневнике деда Леонардо,
Антонио да Винчи (1372—
1468) (дословный перевод):
«В субботу, в три часа ночи 15
апреля родился мой внук, сын
моего сына Пьеро.
2

3.

Легенда о щите медузы
В своих «жизнеописаниях наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и
зодчих» вазари рассказывает, что как-то
один знакомый крестьянин попросил отца
леонардо найти художника, чтобы тот
расписал круглый деревянный щит. сер
пьеро отдал щит своему сыну. леонардо
решил изобразить голову горгоны
медузы, а чтобы изображение чудовища
производило на зрителей должное
впечатление, он использовал в качестве
натуры ящериц, змей, кузнечиков,
гусениц, нетопырей и «прочих тварей»
«из множества каковых, сочетая их поразному, он создал чудовище весьма
отвратительное и страшное, которое
отравляло своим дыханием и
воспламеняло воздух». результат
превзошёл его ожидания: когда
леонардо показал законченную работу
отцу, тот испугался. сын сказал ему:
3
Мастерская Верроккьо
В 1466 Леонардо да Винчи
поступает в мастерскую Верроккьо
подмастерьем художника.
Мастерская Верроккьо находилась в
интеллектуальном центре
тогдашней Италии, городе
Флоренции, что позволило
Леонардо обучиться гуманитарным
наукам, а также приобрести
некоторые технические навыки. Он
изучил черчение, химию,
металлургию, работу с металлом,
гипсом и кожей. Помимо этого юный
подмастерье занимался рисованием,
скульптурой и моделированием.

4.

Побеждённый учитель
Профессиональная деятельность, 1472
—1513
Картина Верроккьо «Крещение
Христа». Ангел слева (левый нижний
угол) — творение кисти Леонардо
В 1472—1477 годах Леонардо работал
над: «Крещение Христа»,
«Благовещение», «Мадонна с вазой».
В XV веке в воздухе носились идеи о
возрождении античных идеалов. Во
Флорентийской Академии лучшие умы
Италии создавали теорию нового
искусства. Творческая молодёжь
проводила время в оживленных
дискуссиях. Леонардо оставался в
стороне от бурной общественной жизни
и редко покидал мастерскую. Ему было
не до теоретических споров: он
совершенствовал своё мастерство.
Однажды Верроккьо получил заказ на
картину «Крещение Христа» и поручил
Леонардо написать одного из двух
ангелов.
Во второй половине 70-х годов была
Создана «Мадонна с цветком»
(«Мадонна Бенуа»).
4
В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое
молодых людей были привлечены к
судебному разбирательству по
ложному анонимному обвинению в
содомии. Их оправдали[3]. О его жизни
после этого события известно очень
мало, но, вероятно (есть документы), у
него была собственная мастерская во
Флоренции в 1476—1481 годах.
.

5.

Личная жизнь
У Леонардо было много друзей и учеников.
Что же касается любовных отношений,
достоверных сведений на этот счёт нет,
поскольку Леонардо тщательно скрывал эту
сторону своей жизни. Женат он не был, о
романах с женщинами достоверных
сведений нет. По некоторым версиям, у
Леонардо была связь с Чечилией
Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с
которой он написал свою знаменитую
картину «Дама с горностаем». Ряд авторов,
вслед за словами Вазари, предполагают
интимные отношения с юношами, в том
числе учениками (Салаи)[5][6][7], хотя
никаких свидетельств этого не существует,
другие же считают, что у Леонардо не было
близких отношений вообще никогда и ни с
кем и он, вероятнее всего, был
девственником, совершенно не интересуясь
этой стороной жизни и отдавая
предпочтение занятиям науками и
искусством.
5

6.

Франциск поручил мастеру сконструировать механического
льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы
букет лилий[12]. Возможно, этот лев приветствовал короля в
Лионе или использовался во время переговоров с папой[13].
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского
короля и поселился в его замке Кло-Люсе (там Франциск I
провёл своё детство), неподалёку от королевского замка
Амбуаз. В официальном звании первого королевского
художника, инженера и архитектора, Леонардо получал
годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии
Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не
первым итальянским мастером, милостью французского
короля получившим «свободу грезить, мыслить и
творить»[14],— до него подобную честь разделяли
Последние годы и смерть Леонардо присутствовал на
свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19
декабря 1515 года[10][11]. В 1513—1516 годах Леонардо
жил в Бельведере и работал над картиной «Иоанн КрАндреа
Соларио и Фра Джованни Джокондо. Во Франции Леонардо
почти не рисовал, но мастерски занимался организацией
придворных празднеств, планированием нового дворца в
Роморантане при задуманном изменении речного русла,
проектом канала между Луарой и Соной, главной
двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
6

7.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не
исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета
Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в
1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной
работой Леонардо да Винчи[15]. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни
считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному
искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому
художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен
или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является
исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское
Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый
этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно
отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в
сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии,
большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с
краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко
очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее
условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил
новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её
видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки
между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и
линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева
неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена
между Землёй и находящейся наверху чернотой».
Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему
быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет
сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в
старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола
для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с
XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо,
профессор Пьетро Марани.
Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен
ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро
Анджела[16].
Ранний да Винчи.jpg
Леонардо виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо,
он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
7

8.

еонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении
Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от
Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному
отсчёту времени[источник не указан 1075 дней]. Примечательна
запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—
1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15
апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика
назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его
родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его
возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни
Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на
богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и
Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать
её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда.
В Италии того времени к незаконнорождённым детям относились
почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди
города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он
прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец
пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но
безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи»
означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя —
итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын
господина Пьеро из
8

9.

История создания
Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером
Содерини в честь восстановления Флорентийской республики
после изгнания Пьеро Медичи.
Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини
поручил расписать Микеланджело.
Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее
29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками
под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на
численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим
флорентийским отрядом.
По замыслу художника фреска должна была стать самой
масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в
три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно
подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и
изложил свой замысел в записке, представленной Синьории. Для
работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви
Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса,
которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская
художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески
занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы
всадников за знамя.
По словам Вазари подготовительный рисунок был признан
вещью:ыдающейся и выполненной с большим мастерством из-за
удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении
этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же
ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две
переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим
ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…
9

10.

По воле Синьории два великих мастера того времени
работали над украшением зала. Это был единственный
раз, когда Леонардо и Микеланджело встретились в одном
проекте. Каждый блеснул сильной стороной своего
дарования. В отличие от да Винчи Микеланджело выбрал
более «приземлённый» сюжет. Его роспись «Битва при
Кашине» должна была показать флорентийских воинов в
тот момент, когда во время купания они подверглись
внезапному нападению противника. Оба картона в течение
нескольких месяцев были представлены на обозрение
публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны,
когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и
Микеланджело «школой для всего света».
По мнению многих исследователей несмотря на то, что
работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были
осуществлены (Микеланджело даже не приступал к
росписи), два гения совершили переворот в развитии
западноевропейской живописи, приведший к развитию
новых стилей — классицизма и барокко. Одна из первых
копий (набросок чернилами) с оригинального картона да
Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в
Университетской галерее. В Уффици имеется
незаконченная копия, возможно принадлежащая
художнику-любителю. По предположению Миланези она
могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при
создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella
propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio
Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558»[1].
Предполагается что именно с гравюры Заччиа около 1605
года сделал свой рисунок Рубенс.
10
Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной
вечери» эксперименты с составами краски и грунтом.
Существуют различные предположения о причинах
разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы.
По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными
красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе
работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот
использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми
красками в технике энкаустики), но неверно истолковал
его. Тот же аноним утверждает, что стена была
просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда
как внизу высохла под воздействием угольных жаровен.
Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые
пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь
исправить положение, продолжил работу масляными
красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка
не принимала состав на основе орехового масла. Из-за
технических трудностей работа над самой фреской
продвигалась медленно. Возникли проблемы
материального характера: Совет требовал либо
предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные
деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в
1506 году в Милан французским наместником Шарлем
д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.
В 1555—1572 годах семья Медичи решила
реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с
помощниками. В результате произведение Леонардо
было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва
English     Русский Правила