Похожие презентации:
Третий период русской архитектуры 17 века: московское (нарышкинское и голицинское) барокко
1.
Третий период русской архитектуры 17 века:московское (нарышкинское и голицинское)
барокко.
«Дивное узорочье».
2.
Стремление преодолеть средневековые принципы искусства сочеталось вХVII веке с мощным воздействием народного творчества, которое
приносило светскую праздничность. Именно отсюда – неповторимость
художественной культуры России ХVII столетия, её жизнеутверждающий
характер, её декоративное великолепие.
Декоративность обнаруживается в зодчестве этой эпохи, в произведениях
живописи, в изделиях прикладного искусства. Стенные росписи
напоминают пёстрый и весёлый ковёр, церкви часто кажутся игрушками,
украшенными цветными изразцами, посуда, оружие являют собой пример
безудержной декоративной фантазии
3.
Возникший в конце 17 века стиль иногда называют«Дивное узорочье» (термин отражает пристрастие к обилию
декоративных мотивов в архитектуре) или Нарышкинское
(Московское) барокко.
Это условное (по фамилии бояр Нарышкиных - родственников второй
жены царя Алексея Михайловича - Натальи Кирилловны
Нарышкиной, матери Петра I) название стилевого направления в
русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., характерными
чертами которого являются:
- многоярусность
- симметрия и равновесие масс
- резной белокаменный декор
- влияние европейской архитектуры на внешнее оформление зданий +
использование традиционных форм русского деревянного зодчества.
Подчеркнутая декоративность этих храмов дала основание определить
стиль как барочный.
4.
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именноон стал связующим звеном между архитектурой старой
патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко)
возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.
Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение
противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность,
разнородность структуры и декоративной отделки.
В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма,
отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями
русского деревянного зодчества и древнерусской каменной
архитектуры.
Характерен двойственный масштаб - одного гигантского, вертикально
устремленного, и другого – миниатюрно-детального.
5.
Элементы наружной отделки типично маньеристического стиляиспользованы не для расчленения и украшения стен, а для
обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в
традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное
впечатление
производят
элементы
внутреннего
декора.
Традиционный русский растительный узор приобретает барочную
пышность.
Характерное для европейского барокко непрерывное движение,
динамика перехода лестниц от наружного пространства к
внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного
воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие,
изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них
видимы скорее черты традиционного народного деревянного
зодчества.
6.
Для нарышкинского стиля также характерна двуцветностьсочетания красного кирпича и белого камня, использование
полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в
интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного
орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым
камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов,
Англии и Северной Германии.
Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать
подлинно
барочными
в
западноевропейском
понимании.
Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции
— оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые
элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.
Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна
барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое,
пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и
жёстко
разграничены,
что
соответствует
принципу
формосложения, типичному для древнерусского зодчества.
7.
Ярославль.Церковь Иконы Божьей
матери
8.
9.
10.
11.
Ярославль.Церковь Никиты Мокрого
12.
Церковь Покрова в Филях(арх. Якоб
Потапов).
Бухвостов
или
Петр
Здание архитектурно относится к
распространённому в конце XVII века
типу ярусных центрических церквей,
образец раннего московского барокко.
Это многоярусный храм, имеющий в
основе четверик, на который были
водружены
два
восьмерика,
убывающие в объеме. Одно здание
совмещает в себе зимнюю и летнюю
церкви и колокольню. На первом этаже
(подклеть)
находилась
зимняя
(отапливаемая)
церковь
Покрова
Богородицы, а над ней церковь Спаса
Нерукотворного, которая названа в
благодарность за спасение Л. К.
Нарышкина от смерти во время
стрелецого бунта (он молился перед
этой иконой во время бунта)
13.
14.
Церковь Покрова Богородицы в Филях15.
Традиционное пятиглавие получило в постройке новуюинтерпретацию: центральный одноглавый столп, состоящий из двух
уменьшающихся восьмериков и служащий колокольней, доминирует
над небольшими главками на боковых полукружиях собора. Здание
окружено открытыми галереями с широкими лестницами. Сложена
церковь из красного кирпича и украшена белокаменной резьбой
16.
Церковь Покровапредставляет собой
ярусный пятиглавый
храм,
в котором объёмы
колокольни и церкви
расположены
на одной вертикальной
оси,
так называемый
восьмерик на
четверике
17.
Ярус звона выполнен в форме восьмигранного барабанаи увенчан ажурной позолоченной гранёной главойлуковкой
18.
Среди других построекбояр
Нарышкиных
примечательна
трапезная
ТроицеСергиевой
лавры
(архитектор
Яков
Бухвостов), имеющая
богато декорированный
фасад с расписными
стенами и раковинами
на карнизах.
19.
20.
21.
Архитектурным шедевром XVII в. стал Новодевичий монастырь,постройки которого вокруг уже существующего Смоленского собора
составили целостный ансамбль с колокольней, трапезной с Успенской
церковью, надвратными церквами.
Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в
1524 году в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»
— главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение
Смоленском в 1514 году.
22.
Архитектурный ансамбль Новодевичьегомонастыря
23.
Преображенская церковь напоминает трехэтажный дворец,поднятый над трехпролетной аркой. Купола с шеей (еще одна черта
нарышкинского стиля) по форме напоминают экзотические плоды,
которые в то время много привозили в Россию
24.
Колокольня состоит изшести различных по
высоте и диаметру
восьмериков.
72-метровая вертикаль
объединила в одно целое
все монастырские
постройки.
При подходе с восточной
стороны она оказывается
посередине стены между
двумя башнями ограды,
усиливая главную
композиционную ось
монастыря.
25.
В 2004 г. комплекс Новодевичьего монастыря был внесёнв список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве
«выдающегося образца так называемого „московского барокко“»
26.
По композиции «нарышкинскиецеркви» представляли собою
традиционный восьмерик на
четверике, усложненный
пышным ордерным декором
(виноградная лоза, гранаты,
тюльпаны, фрукты, цветы) и
кружевной орнаментикой из
белого камня на красной
кирпичной плоскости стены.
«Нарышкинский стиль» в Москве
сохранялся довольно долго.
Характерным примером его
эволюции явился храм
Архангела Гавриила,
построенный для князя А.
Меншикова, так называемая
Меншикова башня.
27.
Это традиционный для древнерусского зодчества столпный храм,архитектурно соотносящийся с колокольней Ивана Великого,
храмом Вознесения в Коломенском, но уже предвещающий
золоченые шпицы петровской архитектуры.
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу
Александра Меньшикова. Авторами проекта в современных
изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие
Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров
из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотесов из
Костромы и Ярославля.
Это самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в
Москве.
28.
Голицинское барокко – художественный стиль московскойархитектуры и декоративного искусства конца XVII – начала ХVIII
века.
Самым ярким и необычным памятником этого стиля стала церковь
Знамения Богородицы в подмосковной усадьбе Голициных, селе
Дубровицы (1690 – 1697), построенная воспитателем Петpa I
Б.А.Голицыным в своем подмосковном имении.
29.
церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы30.
План церквипредставлял собою
типично ренессансное
решение, основанное на
сочетании окружностей
и двух объемов:
центрического
бесстолпного храма,
имеющего в плане
крест, и двухъярусного
восьмерика с ярко
выраженными
барочными чертами
31.
В соединении с причудливым растительнымрельефным орнаментом, обилием скульптуры и
ажурной золотой короной взамен традиционной
главы церковь в Дубровицах явила пример
уникального, нигде более не повторяющегося
стиля, получившего название «голицынского
барокко».
32.
Основание храма представляетравноконечный крест с закругленными
концами. Первый этаж поставлен на
высоком фундаменте, дающем
возможность обвести вокруг стен
открытую ходовую паперть, богато
украшенную резьбой и
орнаментальным узором, тянущимся по
парапету, прерываемому четырьмя
многогранными лестничными сходами.
Купол оформлен в
виде короны
33.
Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом,по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные
скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой
рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.
Непосредственно над входом, на крыше западного притвора —
изваяние Василия Великого.