Похожие презентации:
История храмов станиц Кубани
1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя Общеобразовательная Школа №55
Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу
История нашей родной станицы
Тема : « История храмов - нашей малой родины»
Выполнила:
Карпенко Татьяна Александровна
Учитель истории и обществознания.
Ст.Старонижестеблиевская 2013 год
2.
Родина моя - Старонижестеблиевская.Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы
ни объясняли его название, все равно ассоциация
с тихим ангелом и со стихами «Тихий ангел
пролетел». Однако не очень уж тихой оказалась
одна из самых старых станиц Кубани. Купол
церкви. Лунный свет.
Здесь порой вершились судьбы всего юга
России. В 1794 году нижестеблиевцы селятся у
Сухого лимана в среднем течении Ангелинского
ерика . Самые ранние статистические данные о
станице, сохранившиеся в архиве, относятся к
1802 году, то есть спустя восемь лет после её
образования, тогда в станице было 27 дворов,
станичное правление, церковь. На тот момент в
станице проживало 189 человек.
3.
По состоянию на 1 декабря 1875 года встанице была проведена первая
государственная статистическая
перепись, по которой в станице
значилось 560 дворов, 3681 житель, 1
церковь,6 лавок, 3 кузницы, 25
ветряных и водяных мельниц, одна
бондарная мастерская и две
маслобойни. В это время в станице
была уже одноклассная школа, в ней
работал один учитель и училось 26
детей казаков.
4.
В 1880 году часть жителей станицы отселилась сцелью создания нового поселения в низовьях Протоки
и на берегах Кирпильского лимана и тоже назвала своё
поселение станицей Нижестеблиевской. Таким
образом, на Кубани стало две станицы
Нижестеблиевских. Это обстоятельство создавало
множество неудобств и поэтому вышестоящее
начальство Кубанской области приняло решение более
старую Нижестеблиевскую именовать
Старонижестеблиевской, а другую так и оставить
Нижестеблиевской.
Только в 20-е годы XX века вторая Нижестеблиевская
была переименована в станицу Гривенскую.
5.
« Храмы моей малой родины»Трудно словами описать то, какое огромное
значение имела для казака-черноморца , а
затем кубанца, церковь. Поистине все стороны
его жизни были связаны теснейшим образом с
нею.
Церковный священник был для казака
основным советчиком во всех его жизненных
делах. Казак верил ему, верил в его
благородные помыслы, он благоговел перед
ним, как посланником Всевышнего. Только с
ним, священником, самым близким для него
человеком, мог казак поделиться трудную
минуту жизни своим горем, получить священную
божественную энергию, выжить, священник мог
остановить его перед роковым шагом; вселить в
него уверенность. Молодые родители приносили
своего младенца в церковь, где священник мог
его окрестить, помочь им подобрать имя для
малыша.
6.
Молодые люди, парни и девушки, приходилив церковь, чтобы оформить брак, получить
напутствия на новую для них жизнь,
молодые казаки перед отправкой на военную
службу приходили в церковь.
Когда же человек умирал, казаки - в
сопровождении родных и близких усопшего,
приносили его в церковь, где священник
своим богослужением за упокой как бы
помогал душе умершего отделиться от праха
и уйти на вечную жизнь и загробное царство,
а родственникам умершего облегчить их
тяжелую утрату..
7.
« История происхождения храмов»Первая же церковь появилась на
Нижестеблиевском курене в первые годы
существования поселения .
По преданию церковь эту в разобранном
виде привезли черноморцы на Кубань из-за
Буга, приехав сюда с семьями в 1794 году.
Интересна дальнейшая история этой церкви.
В 70-е годы девятнадцатого века по решению
казачьего общества рядом со старой церковью
начали строить новую, деревянную церковь,
завершили которую в 1884 году.
8.
История старой же церкви далее связана уже состаницей Ольгинской (в то время Таманского
Отдела). В справочнике по Ставропольской епархии
(Екатеринодар, 1910 г.) говорится об этом так:
«В 1875 году на месте станицы образовался хутор
Добровольный. Население его составляли казаки станицы
Старонижестеблиевской добровольно, по предложению
общества выселившиеся сюда на запасную общественную
землю. В 1905 году хутор был переименована в станицу
Ольгинскую... Старонижестеблиевцы разобрали свою
разборную церковь, привезённую из-за Буга, и подарили
ольгинцам.
Церковь Иоанна Воина была пожертвована обществом
станицы Старонижестеблиевской, перенесена, обновлена и
освящена в 1888 году, в 1904 году расширена, в 1905 году
обновлен иконостас».
9.
А на её месте в 1894 годув ознаменование 100-летия
основания своей станицы
построили новый красивый
храм . Новая же церковь в
ст.Старонижестеблиевской
именовалась церковью во
имя святого великомученика
Иоанна Воина, была с двумя
приделами в честь Иверской
иконы Богоматери и святого
Александра Невского.
Церковь была деревянная,
что для нашего степного края
было редкостью.
10.
В ней хранились церковные документы с 1817 года, т.е. с тогвремени, когда станица стала называться
Старонижестеблиевской ( 1815 год) .
На месте же старой церкви, а точнее, ее алтаря, вскоре была построена часовня
в напоминание о стоявшем здесь когда-то храме. При церкви находилась
церковно-приходская школа. Кроме нее, в станице имелись мужское и женское
училища, подведомственные Министерству просвещения.
11.
Как и в прежней церкви, в новойисполнялись те же обряды.
Так же приходили сюда молодые казаки
перед отправкой на службу. В праздничные и
воскресные дни мелодично звонили новые
колокола, созывая станичников на
богослужение, и тревожно раздавался их
звон, когда начиналась война, призывая
казаков на защиту Отечества.
Тревожно звонили колокола и во времена
весеннего разлива Кубани, которая заливала
некоторые станицы. Стеблиевцы тогда
впрягали своих лошадей в брички и
отправлялись на место бедствия на помощь
пострадавшим. Это был их священный долг.
12.
Рождение нового храма.В 1914 году по просьбе жителей
северной окраины станицы и на их
пожертвования была построена церковь
из кирпича- Троицкая церковь
Пресвятой Богородицы. С этого
времени она стала именоваться
«новой», а церковь в центре станицы —
«старой» .
В середине 30-х годов здание
«старой» церкви подверглось
разрушению: были сброшены колокола,
сняты купола, а образовавшиеся
зияющие дыры были тщательно
заделаны.
Само здание церкви было переделано
в районный Дом культуры
13.
22 июня 1941 года началась ВеликаяОтечественная война. А в начале августа
1942-го года станица была оккупирована
немецко-фашистскими захватчиками. В
здании Дома культуры сначала была открыта
церковь, но, как утверждали жители станицы
«немцам что-то не понравилось и они
запретили богослужение».
А вскоре в этом здание был открыт своего
рода концентрационный лагерь для пленных
воинов Красной Армии.
14.
Страшное было это время!Истощенные голодом люди, которых здесь за высокой
церковной оградой, говорят, находилось не менее двух
тысяч человек, взывали о помощи. Под натиском
наступавшей, Советской Армии немцы начали спешно
отступать. Это было в феврале 1943 года. Всю эту массу
пленных советских солдат они отправили по дороге на
Красноармейскую. Конвоиры, сопровождающие
пленников, расстреливали тех, кто пытался бежать. Та же
участь ждала и пленных, которые были слабы ,и не могли
двигаться.
Когда станица была освобождена и несколько ребятподростков заглянули здание, где находились пленные,
они увидели там несколько десятков трупов умерших от
голода и расстрелянных пленных советских солдат.
15.
Здание самой же церкви было тогда жеразобрано на, оборонительные укрепления.
Церковь разобрали в феврале 1943 года,
когда гнали немецко-фашистских захватчиков с
кубанской земли, а не по атеистическим
соображениям. Срочно понадобился
строительный материал для переправ через реку
Протоку. И тогда было принято решение
разобрать деревянные церкви в станицах. Так
была разрушена церковь в моей родной станице,
но которая тем самым подтвердила и оправдала
свое имя -Иоанна Воина.
16.
После войны на месте этойцеркви был сооружен музей боевой
славы.
Небольшое, но аккуратное
здание, напоминающее собой
мавзолей, украшенное по
периметру урнами с землей со всех
городов-героев Советского Союза.
Над входом были нанесены даты 1941-1945 и большая гипсовая
звезда ордена Победы.
.
Казалось бы, найдено было решение, которое
удовлетворяло большинство станичников. И
действительно, музей этот долгие годы являлся святыней
и достопримечательностью станицы. До тех пор, пока не
началась теперь уже «демократическая» революция, как и
всякая революция, пошатнувшая души людей.
17.
Смятение и мир души.Отчего душа всегда мятется?Оттого, что нет опоры ей.
Божьим страхом истина даётся
И спокойной совестью своей.
Убегает вон она из чада,
Силится смятенье утолить,
Будто не поймет чего ей надо,
Как душевный сумрак обелить.
И гонимым внутренним изгоем
От себя мучительно бежит.
Её тянет брение другое Чтоб в своём селении не жить.
Но когда нисходит в помышленье
Ангел света огненным перстом,
Указуя мысль о примиреньи
С Господом Спасителем Христом,
То, как низко головой склоняясь
Беглый раб к хозяину идет,
Так душа, смущенно извиняясь,
С Богом примирение найдет.
18.
Вокруг музея вроде бы вдруг завязаласьострейшая дискуссия. В конце концов,
сошлись на том, что на музей нарастили
купол с крестом. Пригласили священника
Троицкого храма отца Петра (Токарева),
служившего в ту пору, который освятил новую
постройку.
Таким образом, музей Боевой славы,
оставаясь музеем, превратился в часовню.
Но в результате такой перестройки
получилось любопытное соотношение
символов: сверху на часовне - православный
крест, а внизу, под ним, у входа - звезда
ордена Победы.
19.
20.
Новой же Троицкой церквиПресвятой Богородицы, как
говорили тогда станичники, повезло.
После войны здесь разместился
кинотеатр, потом были мастерские
Здание ее не подверглось
разрушению и в нём долго
проводились богослужения.
Однако и оно было разрушено, уже
позднее, в 60-е годы... Службы
возобновились лишь в 1989 году. К
этому времени от самого красивого и
добротного здания остались стены и
крыша.
Внутреннее убранство растащили,
росписи на стенах закрасили. Ни
электричества, ни отопления, ни
телефона.
21.
« Божья благодать»Отец Максим был направлен служить в
Старонижестеблиевскую церковь чуть больше
года назад и, по словам прихожан, в станице
пришелся ко двору. Старики - почитают , для
молодого поколения - « свой парень» , но для
одних и других он является « Нашим
ГИППОКРАТОМ » - лекарь душ человеческих. В
храм потянулись люди: и стар, и млад .Храм
понемногу стал обновляться. Из самых
существенных изменений - новые окна с
энергосберегающими стеклами, новая
электропроводка, изгородь, цветочные клумбы,
молодой сад.
Нашу красавицу сейчас не узнать. Сразу видна хозяйская
рука. И все это благодаря стараниям отца Максима.
Правду говорят : « Ни место красит человека, а человек
место !»
22.
23.
24.
Когда совесть с правдою бываетИ не поддается худобе,
То душа степенно пребывает
В праведном покое и в себе.
Когда совесть к тьме неблагодарной
Верой устремляется хромой,
То душе как в комнате угарной
Тяжело дышать в себе самой.
25.
Мы - православные христиане, наша миссиянеизменно хранить истину Господню и просвещать
светом Евангелия все народы, наше дело - спасать
заблудших, молиться за всех. Да звучит голос истины
повсюду, умножая Церковь Христову.
26.
« Господь непрестанно призывает нас к покаянию инаправляет на путь истины. Кто внимательно следит за
жизнью своей, тот, непременно узрит десницу Господню
спасающую его. Господь возлагает на нас надежды и
промышляет о нас каждый день. Голос истины звучит в
наших душах, зажигая огонь любви в сердцах кающихся,
готовых бороться с грехом и творить мир среди людей.»
27.
К сожалению, далеко не всеми слышится голос истины сокровенный и вечный, могущественный и спасающий. Этотголос есть глас Божий, зовущий: "Сыне, даждь Ми сердце твое",
да будут наши сердца обителью Духа Святого. Иисус Христос
говорит: "Я есмь истина и жизнь". Счастлив тот, кто слышит этот
благодатный глас Божий и жаждет слышать ещё больше, тот светильник миру.
28.
Прихожане обратились к главе района с просьбой поддержатьобщий местный приходской почин - открытие одноклассной
местной воскресной школы. Большую часть затрат приход берет
на себя, а власть, как пообещал глава, приобретёт телевизор для
просмотра православных программ.
Осенью 2009 года школа открыла свои двери для первых
учеников. Состоялось торжественное открытие школы, на котором
присутствовали учащиеся МОУ СОШ №55 и №15.
29.
« Говоря о той или иной личности , мы преждевсего оцениваем значение этого человека для
той сферы деятельности, к которой он приложил
свои силы, однако довольно редко сопоставляем
величину этого вклада с особенностями данного
момента, то есть не задумываемся, насколько
ситуация была благоприятна или, напротив,
неблагоприятна для созидательной работы в том
или ином направлении. А ведь иной раз
значимость данного лица многократно
возрастает, когда мы представляем себе, какие
преграды ему приходилось преодолевать и
какое великое умение прилагать для решения,
казалось бы, самых простых задач»
30.
Все мы, когда плохо, идём в храм ипросим: «Господи, помоги!» Не только
нам, но и мы сами должны помогать.
Поэтому храм станицы
Старонижестеблиевской без внимания
власти и прихожан не останется.
Сейчас храм восстанавливается, и в
нем проводятся богослужения.
Такова история церквей в моей
родной станице
Старонижестеблиевской.