19.02M
Категория: ИскусствоИскусство

Джироо́ламо Савонароо́ла Итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов

1.

Джироо́ламо Савонароо́ла
Итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов.

2.

Родился
21 сентября
1452 года
в Ферраре.

3.

Биография до вступление в
монашество.
Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо Савонаролы
и Елены Буонокорсси.
●Воспитанием Джиролома занимался дед,
Микеле Савонарола-известный врач.
●Когда мальчику исполнилось 6 лет дед умер.
●Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере
и старался дать ему достойное образование.
●Савонарола окончил первый факультет искусства
и получил звание магистра.
●Неудачная любовь в 19 лет к известной и богатой флорентийки
и увлечение средневековыми богословскими сочинениями
привели Джироламо к решимости поступить
в монастырь.

4.

• В 1475 г. он тайно бежал из родного
дома в Болонью, в доминиканский
монастырь, оставив дома
написанную им книгу «О презрении
к свету».
• В монастыре он вёл суровую жизнь.
• Был ярым противником
монастырской роскоши и посвящал
свободное от молитв время
изучению Отцов Церкви.
• Настоятель монастыря поручил
Савонароле обучать новичков и
возложил на него обязанность
проповедника.
Портрет Савонаролы кисти
Фра Бартоломео, около 1498

5.

• В 1482 г. его послали проповедовать в
разные города, в том числе в
Феррару, откуда ввиду начавшейся
войны с Венецией ему приказали
отправиться во Флоренцию, в
известный тогда монастырь Сан-арко.
• В 1483 г. Савонарола проповедовал в
церкви Сан-Лоренцо, но не имел
успеха.

6.

• Это заставило его заняться
исправлением своих
недостатков. Он
отправился проповедовать
в небольшой городок СанДжиминьяно, где пробыл
два года, увлекая
слушателей своими
речами.

7.

• В 1486 году Савонарола
познакомился в Реджио с
Джованни Пико делла
Мирандола, который стал
его страстным
последователем. Под
влиянием Пико, Лоренцо
Медичи вызвал
Савонаролу из Генуи во
Флоренцию (1490 г.), и он
снова занял кафедру
учителя в Сан-Марко.

8.

• Он сразу поставил себя в
независимое положение по
отношению к Лоренцо Медичи,
отказавшись явиться к нему с
выражением почтения; Лоренцо
пришлось уступить монаху.

9.

• 1 августа 1490 г.
Савонарола произнёс
знаменитую проповедь,
где с неслыханной до
него уверенностью
высказал мысли о
необходимости и
близости обновления
церкви, о том, что скоро
Бог поразит своим
гневом всю Италию.
Проповедь Савонаролы во Флоренции.
(Ломтев Н. П., 1850-е годы)

10.


• Он утверждал, что, подобно ветхозаветным
пророкам, передаёт лишь веления Божии,
угрожал проклятием тому, кто не верит в
его пророческое призвание, обличал
испорченность нравов флорентийцев, не
стесняясь в выборе выражений.
• В своих вдохновенных проповедях
Савонарола часто смешивал свои мысли с
текстами Св. Писания, говоря в своё
оправдание, что «слова эти недавно
сошли с небес».

11.


• Влияние Савонаролы
усилилось благодаря
исполнению некоторых
его предсказаний —
смерти папы Иннокентия,
нашествию французского
короля Карла VIII и др.
• Ласковое и сердечное
обращение с братией
сделали Савонаролу
любимцем монастыря, и
в 1491 г. он был
единогласно избран
настоятелем Сан-Марко.

12.


• «Грехи Италии, — говорил
он, — силой делают
меня пророком».
• Народ верил в его
пророчества; из его
сочинений «Об истине
пророчества» и «Об
откровениях» видно,
что он и сам был
убеждён в своём
Божественном
призвании.
Моретто да Брешиа (Алессандро Бонвичино).«Портрет доминиканца Джироламо Савонарола»

13.


• Он продал церковное имущество,
изгнал всякую роскошь из
монастыря, обязал всех монахов
работой. Для успеха проповеди
язычникам Савонарола учредил
кафедры греческого, еврейского,
турецкого и арабского языков.
Александр VI пытался привлечь
Савонаролу на свою сторону,
предлагая ему сначала
архиепископство во Флоренции,
потом кардинальскую шапку; но
Савонарола не прекращал своих
обличений Рима и папы.

14.

• В 1494 г. французский король Карл VIII
вступил в Италию и в ноябре
прибыл во Флоренцию. Пьеро ди
Лоренцо Медичи был изгнан как
изменник; во главе посольства к
французскому королю был
поставлен Савонарола. В это
тревожное время Савонарола стал
настоящим повелителем
Флоренции; под его влиянием во
Флоренции были восстановлены
республиканские учреждения.

15.

• По своим политическим взглядам
Савонарола был
республиканцем, но он думал,
что республика лишь тогда
будет благом для Флоренции,
когда граждане станут
нравственнее: религиозное и
нравственное очищение
произведёт и политическую
реформу.
• Савонарола указывал на
несправедливое
распределение налогов,
нападал на богачей, говоря, что
они «присваивают себе
заработную плату
простонародья, все доходы и
налоги», а бедняки умирают с
голода. Всякий излишек —
смертный грех, так как он стоит
жизней бедным.

16.

• Вся работа государственного
переустройства Флоренции была
выработана в проповедях Савонаролы и
совершалась по его программе.
• По предложению Савонаролы были
установлены Великий Совет и Совет
восьмидесяти.
• Ставленником Савонаролы в Совете был
Никколо Макиавелли
• 5 февраля 1495 г., по предложению
Савонаролы, великий совет заменил
поземельный налог подоходным, в
размере 10 %.
• Заёмщиков Савонарола освободил от
уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал
заёмный банк, потребовав, чтобы в
годовой срок выехали из Флоренции все
ростовщики и менялы, бравшие по 32 с
половиной процента.

17.

• Наконец Савонарола провозгласил
синьором и королём Флоренции
Иисуса Христа,
сам же он был в глазах народа
избранником Христа.

18.

• Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей
задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.
• Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали
церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен
раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей
удалились в монастырь Сан-Марко.
• Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или
маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола
на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых
наказывал огромными штрафами; развратников и гомосексуалов он
призывал сжигать заживо.

19.

• Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое. Её
можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания
ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых
преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции.
Фактов отрезания языка не известно. Была практика прокалывания языка
святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы.
Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены.
Также при Савонароле был принят закон, предполагающий сожжение
«содомитов». Однако, за весь период руководства Савонаролы только трое
так называемых "содомитов" были приговорены к смерти, из них двоим
приговоры были заменены штрафами. Третий осужденный также имел
дурную славу вора и бандита, и был казнен скорее по этой причине.

20.

Стороники и противники
Савонаролы.
На стороне Савонаролы были
люди из простонародья,
партия «белых», которых
называли «плаксами»
• Против него были:
«беснующиеся», приверженцы
аристократического
республиканского правления
«серые», стоявшие за Медичи.
В проповедях Савонарола никого не щадил и потому обрёл много врагов как
в светской среде, так и среди духовенства.

21.

• По приказанию папы Савонарола должен был
удалиться в Лукку, но его прощальная
проповедь так потрясла слушателей, что
они уговорили папу отсрочить высылку
Савонаролы.
• Против Савонаролы не раз выставляли других
проповедников; не раз папа запрещал ему
проповедовать, но слава Савонаролы
проникла даже за пределы Италии: его
проповеди переводились на иностранные
языки (даже на турецкий, для султана).
• Враги Савонаролы восстановили против него
папу, который пригласил Савонаролу в Рим;
но тот под предлогом болезни отказался,
продолжая свои обличительные
проповеди. Доминиканцы, которым папа
поручил рассмотреть содержание
проповедей Савонаролы, не нашли в них
основания для обвинения Савонаролы в
ереси, и папа опять предлагал ему сан
кардинала.

22.

• Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно
распространился во Флоренции.
• Савонарола организовал решительный удар «беснующимся».
Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью
следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты,
кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это
предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия».

23.

• Костёр тщеславия (итал. falò delle
vanità) — сожжение светских книг
музыкальных инструментов,
игральных карт и костей,
парфюмерных продуктов, богатых
нарядов и зеркал, конфискованных
у граждан Флоренции по наущению
религиозного реформатора
Джироламо Савонаролы.
• Самая пышная церемония такого рода
была проведена на городской
площади в Жирный вторник 7
февраля 1497 года. Согласно
преданию, художник Сандро
Боттичелли самолично бросил в
костер несколько лучших своих
полотен на мифологические темы.

24.

• Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий
— испытание огнём. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и
францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7
апреля среди костров, но испытание огнём не состоялось. Народ
разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.
• На другой день монастырь Сан-Марко был осаждён разъярённой толпой;
Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро
Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную
комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы
Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14
раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами, упрёками и
угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.

25.

• Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также
«Руководство к христианской жизни» на переплёте одной книги, по просьбе
тюремщика.
• 22 мая ему был объявлен смертный приговор;
• 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его
сожжено.

26.

В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в
Ферраре;

27.

В то же время, статуя его, как
одного из предшественников
Реформации, входит в состав
памятника Мартину Лютеру в
Вормсе.

28.

Оценка деятельности.
• В оценке значения деятельности Савонаролы мнения
расходятся:
одни,идеализируя его честность, прямоту и широкие
планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки
церкви;
другие напоминают, что он жил средневековыми
идеями, не создал новой церкви и был сторонником
строгих католических догматов.
English     Русский Правила