Похожие презентации:
Искусство Древней Греции. Эллинизм
1.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.6. ЭЛЛИНИЗМ.
Кифишина Оксана Анатольевна,
кандидат искусствоведения
2. 3- 1 вв. до н.э. – эллинизм Пространство греческого/эллинского языка + синтез греческой и восточных культур
3.
Появление конного портрета царяАлександр Македонский на Буцефале.
Конный портрет
Бронза.
неизвестного диадоха
Национальный археологический музей.
3 век до н. э.
Неаполь
Метрополитен музей. Нью Йорк
4. Мастер Пафоса. Александр
5.
6.
Главные культурные центры в эпоху эллинизма:
Александрия (Египет, династия Птолемеев)
О. Родос
Пергам (Малая Азия/совр. Турция,
династия Атталидов)
Фаросский маяк.
Реконструкция.
Символ торжества
человеческой мысли и
могущества ученых
Александрийского
Музайона (библиотеки)
Сальвадор Дали.
Колосс Родосский
7.
Александр МакедонскийЛувр, Париж
8.
9. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ: 2.Статуарное изображение героя-атлета Портрет диодоха. Бронза. Сер. II в. до н.э. Рим, Национальный
музей10. Статуя поэта Посейдиппа Мрамор. 250 г. до н. э. музеи Ватикана. Галерея статуй
11. Определение портретируемого царя по монетам
Серебряная тетрадрахма с .Портрет Деметрия Полиоркета
портретом Деметрия Полиоркета.
из Геркуланума.
3 век до н. э.
Мрамор. 290 г. до н. э
Музей нумизматики в Афинах.
Национальный археологический музей.
Неаполь
12. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Серебряная тетрадрахма с .профилем Селевка I Никатора.
305-295 гг. до н. э .
Музей нумизматики в Афинах.
Портрет СелевкаI Никатора из
из Геркуланума.
Бронза, 290 г. до н. э
Национальный археологический музей.
Неаполь
13. Определение портретируемых персон. Серебряная тетрадрахма Птолемей I Сотер с профилем Птолемея I Сотера Мрамор, 3 в. до н.э.
Определение портретируемых персон.Серебряная тетрадрахма
с профилем Птолемея I Сотера
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Птолемей I Сотер
Мрамор, 3 в. до н.э.
Лувр, Париж
14.
• Важным культурным полюсомСредиземноморья стала Александрия
Египетская – город, основанный
Александром Македонским. После смерти
Александра здесь воцарилась династия
Птолемеев. Ученых, философов, поэтов и
художников объединяла Александрийская
библиотека, шкафы которой, обозначенные
греческими буквами от альфы до омеги,
хранили сотни тысяч папирусных свитков –
«сочинений, просиявших во всех областях
знаний». Здесь же был создан Мусейон, то
есть храм Муз, покровительниц искусств,
ставший прообразом всех будущих музеев.
15.
• Фаросский маяк. РеконструкцияВ александрийском порту, куда
стремились корабли со всего
света, возвышался Фаросский
маяк, причисляемый к семи
чудесам света.
Маяк был построен в 299 –
277 гг. до н.э. на небольшом
островке Фарос, чтобы указывать
путь в порт Александрии, и был
разрушен землетрясением в
византийский период. Его
фрагменты были найдены под
водой уже в наши дни. Судя по
описаниям, на основе которых
была произведена реконструкция,
это была трехъярусная башня ок.
110 м в высоту. На верхнем ярусе
помещался негасимый огонь
фонаря, свет от которого был
виден в радиусе ок. 50 миль.
16.
• Древо Птолемеев17. скульптурный портрет царя из династии Птолемеев в египетской традиции. Портрет Птолемея II. Базальт. 3 век до н. э. Лувр.
Париж.18. Парные статуи Птолемея II и Арсинои II. 3 век до н. э. Грегорианский музей, Ватика..
19. Портреты цариц из династии Птолемеев: Арсиноя II (278-270 гг. до н.э.)
20. Золотая октодрахма с профилем Арсинои II 3 век до н. э. Музей Метрополитен. Нью Йорк
21.
Золотая октодрахма с профилями Птолемея II и Арсинои II.285-246 г. до н. э. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.
22. Александрийская гемма Птолемеев
Камея с портретом Птолемея II23. Чаша Фарнезе. Сердолик.
24.
Чаша Фарнезе сделана из одного из самых больших из известных нам цельных
кусков сердолика. С античных времен она переходила из рук в руки, пока из
коллекции Фарнезе не попала, наконец, в Неаполитанский музей, где по сей
день является украшением камей или гемм. Изделие предназначалось для
совершения представителями династии Птолемеев ежегодных
жертвоприношений нильской водой в начале разлива реки. Белые и
коричневые прожилки камня умело использованы для получения
художественного эффекта в изображении метафорически слившихся воедино
природы, истории и мифа. Кубок представляет собой сам Египет.
Представитель эллинской династии передан, как когда-то фараоны – живые
боги Египта, в образе сфинкса с львиным телом и человеческой головой,
украшенной символами царской власти. Государственная власть Птолемея VIII
(145 – 116 гг. до н.э) гармонически слита с его божественным величием: темнокоричневая туша зверя символизирует стабильность и безопасность страны.
На спине сфинкса расположилась царица Клеопатра III, локоны которой
венчает характерная диадема богини Исиды: как и все царицы Египта она
здесь – дочь и воплощение Исиды. В то же время колосья, зажатые в правой
руке, превращают ее, в глазах греков, в воплощение Деметры. Нил передан
аллегорически - это сидящий старец, опершийся локтем о ствол сикоморы. С
противоположной стороны изображены две девочки, аллегории главных
времен года сельского Египта. Вверху персонифицированное Небо
перекликается воздушным изгибом плаща с земной округлостью сфинкса и
венчает собой микрокосм, изображенный на чаше: рядом летит Ветер. В
центре юноша схватился за ярмо плуга, с левой руки свисает мешок с
семенами, в руке зажат серп: это аллегория цикла сельскохозяйственных
работ, от вспашки до посева и сбора урожая. В терминах греческой мифологии
изображение соответствует воспитаннику Деметры, Триптолему, поскольку он
дополняет образ Деметры-Исиды, мы можем определить его как Гора в
египетской традиции. Образ земледельца воплощает египетский народ,
сельских тружеников.
25. Портреты философов. Эпикур. Мрамор. 270 г. до н. э. Музей Капитолини. Рим
26. Портреты философов. Киники
Диоген (Вилла Альбани)27.
• Киники – последователи философскоготечения, восходящего к учению Сократа об
простом образе жизни, соответствующем
человеческой природе. Свое прозвище
киники получили по месту своих занятий –
афинскому гимнасию для детей-неграждан,
Киносаргу. Кроме того, основатель учения
кинизма, Антисфен, получил прозвище
«простая собака» (греч. kyon, род. падеж kynos), которое его ученики сделали своей
эмблемой. Киники учили, что человек не
должен быть рабом своих увлечений и
страстей, и отвергали государственные
отношения, рабство, официальную религию.
Киники считали себя «космополитами» гражданами мира.
28.
Портрет неизвестногофилософа-киника.
II в. до н.э.
Противопоставление
духа и плоти
29. Юноша с Делоса. Бронза. (0,32м) (Афины, Этнический музей)
30.
• Первоначально это изображение было небюстом, а частью статуи, выполненной, по
греческому обычаю, в полный рост. Кто бы
это ни был, изображение передает характер
и душевное состояние. Мягкие, несколько
вялые черты лица, нерешительная, грустная
линия рта, страдальческие глаза и
изрезанный морщинами лоб – все говорит о
человеке, обуреваемом тревогой и
сомнениями, и являет личность отнюдь не
героическую. В чертах лица есть еще
отблеск прежнего пафоса, но этот пафос
передан теперь языком психологии.
31.
Эллинистический “реализм”
Маронида (Мюнхен. Глиптотека)
32. Статуя боксера. Бронза. Рим, Национальный музей терм
33.
34.
35.
36.
Старый рыбак. Бронза.Лувр, Париж
37.
38.
39. Эллинистическая скульптура. Стили: 2. АРХАИЗМ Афина/ Минерва из Геркуланума (Неаполь. Археологический музей)
40.
Артемида из Помпей.Мрамор.
41.
• Гермес.Мраморный рельеф.
1 в. до н.э.
Метрополитен музей
42. 3. Эллинистический классицизм Агесандр. Афродита c о. Мелос. (Лувр)
43.
44. Афродита. Теракотта. II в. до н.э. Музей Канаккуле. (Турция)
45. Нео-аттизм - Мраморная база с рельефом «танцующие менады». Ок. 100 г. до н.э. Рим, Национальный музей терм
Нео-аттизм Мраморная база срельефом
«танцующие
менады».
Ок. 100 г. до н.э.
Рим,
Национальный музей терм
46. Орест и Электра. Мрамор. НАМ, Неаполь
47. Орест и Пилад. Мрамор. Лувр, Париж
48. 4. эллинистическое “барокко” Гибель Лаоокона и его сыновей (музеи Ватикана)
49.
50. Ника Самофракийская (Лувр)
51. «Бык Фарнезе» с о. Родос. НАМ, Неаполь Аполлоний из Тралл Наказание Дирки.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58. Грот в Спелунге.
59. Ослепление Полифема из Спелунги
60.
61. Группа Пасквино: Менелай с телом Патрокла
62. Фавн Барберини (Мюнхен, Глиптотека)
63.
«Барокко» и БАРОККОБернини. Экстаз святой Терезы
1645-1652 гг. мрамор.
Капелла Корнаро,
церковь Санта Мариа делла Витториа
Фавн Барберини. 220 г.до н.э.
64. 4. Эллинистическое “рококо” Дойдолос. Купающаяся Афродита. (Римский национальный музей)
65. Купающаяся Афродита с о. Родос
66. Венера Каллипига.
67. Афродита и сатир. Мрамор. Афины, НАМ
68. Эрот и Психея. Рим, Музеи Капитолия
69. Спящий Эрот с о. Родос. Бронза
70.
71. Мальчик с гусем. Мрамор. Рим, музеи Капитолия
72. Акрополь Пергама
73.
• В Пергаме (город на северо-западе Малой Азии) местный стильопределяется после 282 г. до н.э., когда Филитер добивается
независимости. Этот стиль характеризуется эксцентричностью форм,
неправильностью жестов, незакрепленностью в пространстве фигур,
“обнимающих пустоту”. Скульптура жестом, направленным в
окружающее пространство, бросает вызов наблюдателю, стремится
захватить его. Результаты периода внутреннего созревания, повсюду
предшествующего освобождению пластики от “манеры”, находят
выражение в правление Эвмена I (263-241) в работах представителей
двух основных течений — афинского и сикионского. Фиромах, Никерат
и Ксенократ создают зрелые образцы пергамского стиля, “барокко”,
получившего всеобщее признание и периодически вновь
становящегося актуальным. Становится более ощутимым
анатомическое строение, скелет и мускулы, просвечивающие сквозь
натянутую кожу. В многолюдных донариях (места приношений) Аттала I
работы Эпигона уделяется повышенное внимание периферийным
элементам, что позволяет изображению проникнуть в пространство
зрителя, как, например, в скульптурах “Павших галлов” (ок. 235 г. до
н.э.).
• Другие знаменитые памятники, прославившие Пергам как культурный
полюс эллинистической ойкумены были Алтарь Зевса и статуя Ники
Самофракийской (ок. 189 – 182 гг. до н.э.) были созданы в честь
совместной победы Пергама, острова Родоса и Рима над сирийским
владыкой Антиохом III.
74. Портрет Аттала I. Серебряная тетрадрахма Аттала I. Мрамор. 200-170 г. до н. э. Музей нумизматики. Афины. Пергамский музей.
Портрет Аттала I.Серебряная тетрадрахма Аттала I.
Музей нумизматики. Афины.
Мрамор. 200-170 г. до н. э.
Пергамский музей. Берлин
75. Портрет Эвмена II . Серебряная тетрадрахма Эвмена II. Бронза. 200-190 г. до н. э. Музей нумизматики. Афины. Пергамский музей.
Портрет Эвмена II .Серебряная тетрадрахма Эвмена II.
Музей нумизматики. Афины.
Бронза. 200-190 г. до н. э.
Пергамский музей. Берлин
76.
77.
• В честь победы над племенами галлов, вторгшимися в Грецию иразорившими многие святилища Греции, включая Дельфы,
пергамский царь Аттал I заказал мастеру Эпигону мемориал.
Римские мраморные копии позволяют представить сами
бронзовые скульптуры. Эпигон, видимо, неплохо знал галлов, так
как точно передал их этнические признаки – характерные черты
лица и «ежик» прически. Ожерелье на шее также в духе кельтов.
Но в целом, фигура трактована в духе героической наготы
греческих воинов.
• Хотя агония передана здесь не в пример реалистичнее
соответствующих классических скульптур, фигуры гибнущих
галлов по-прежнему исполнена пафоса и достоинства.
• Запечатленный скульптором образ предпочтения смерти рабству,
в образе галла, закалывающего жену и себя, явно задевал самые
заветные струнки души у греков, утративших многие
демократические свободы. К галлам явно относились с
уважением, как к достойным противникам. Но в скульптурах
чувствуется и кое-что еще – то чисто животное, физическое
страдание, которое не было прежде свойственно греческой
скульптуре. Смерть изображается здесь не намеком, а как
конкретный физический процесс, как это было ранее свойственно
ассирийским рельефам, например «раненной львице» из дворца
Ашшурбанипала. Теперь нам представлен галл, которому, как и
ассирийской львице, больше не повинуются ноги, он из последних
сил опирается на руку, словно сопротивляясь гнущей его к земле
невидимой силе тяжести.