Вопросы
1. Основные черты философии эпохи Возрождения
Социальный утопизм эпохи Возрождения
2. Философия Николая Кузанского
3. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени
Основные черты философии эпохи Просвещения
Французское просвещение
Руссо Жан-Жак (1712-1778)
2.14M
Категория: ФилософияФилософия

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

1.

Философия
эпохи
Возрождения
и Нового
времени
К.филос.н.,
доцент
Т.А. Медведева

2. Вопросы

Основные черты философии
эпохи Возрождения
2. Философия Николая Кузанского
3. Рационализм и эмпиризм в
философии Нового времени
1.

3. 1. Основные черты философии эпохи Возрождения

1. Основные черты философии эпохи
Возрождение (от фр. Renaissance )
Возрождения
– переходный этап в истории
европейской культуры,
знаменующий
переход от
средневековья
к Новому времени

4.

Этапы итальянского Возрождения:
Предвозрождение (Дученто) – 2-я пол.
XIII в.
Раннее В. (Треченто) – XIV в.
Высокое В. (Кватроченто) – XV в.
Позднее В. (Чинквеченто) – XVI в.

5.

Гуманизм (лат.
humanus –
человеческий) –
главное основание
культуры
Возрождения.
Термин был впервые
употреблен
Цицероном в I в. до
н.э.

6.

«Не даем мы тебе, о Адам, ни
определенного места, ни образа, ни
особой обязанности, чтобы и место, и
лицо и обязанность ты имел по
собственному желанию, согласно твоей
воле и твоему решению … во власть
которого я тебя предоставляю».
Пико делла Мирандола
(«Речь о достоинстве человека»)

7.

Истоки гуманизма
Возрождения –
творчество Данте и
Петрарки.
«Божественная
комедия» Данте
(1255-1321) –
величественный
синтез поэзии,
философии и
теологии.

8.

Ф. Петрарка (1304-1374) – «первый
гуманист», «отец гуманизма».
Главное содержание
творчества Петрарки
– внутренний мир
человека.
«О собственном
незнании и незнании
древних», «Моя тайна»

9.

Лоренцо Валла (1405 или 1407- 1457)
«Жить добродетельно – значит жить с
пользой для себя»
Эразм Роттердамский (1469-1536)
«Похвала глупости» (1509)
Мишель де Монтень (1533-1592)
«Опыты»
«Нет ничего более прекрасного и
оправданного, чем хорошо и честно
исполнить роль человека".

10.

Эпоха гуманизма способствовала
разработке принципиально новой
философской картины мира, в которой
человек впервые стал центральным
звеном всего мироздания
(антропоцентризм).

11.

Пантеизм («Бог во всем») –
характеристика философского
понимания природы.
Истоки возрожденческого пантеизма –
в философии неоплатоников,
учивших о мировой душе,
имманентной самой природе.

12. Социальный утопизм эпохи Возрождения

Т. Мор (1478-1535)
"Весьма полезная, а также и
занимательная, поистине золотая
книжечка о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия"
(1516).
главная причина всех социальных
бедствий - частная собственность
идея примата общего над
индивидуальным

13.

Т. Кампанелла (1568-1639)
«Город Солнца» (1602)
Во главе идеального государства стоят
философы и мудрецы, светская власть
переплетается с духовной
Программа социального
преобразования, основанная на отмене
частной собственности
Идея всемирного объединения людей

14. 2. Философия Николая Кузанского

Н. Кузанский (1401-1464) – крупнейший
философ и теолог эпохи Возрождения. Его
философия – это синтез
неоплатонизма и различных
мистических учений.
Труды:
«Об ученом незнании»,
«О Неином»,
«О предположениях» и др.

15.

мир – «развертывание» Бога
идея бесконечности вселенной
принцип совпадения
противоположностей
человеческое знание как «знание о
незнании»
высшая познавательная способность
человека - разум (intellectus)
человек как микрокосм и Богочеловек

16.

Труды Кузанского оказали влияние на
развитие взглядов Н.Коперника, Дж.Бруно,
Г. Галилея.
Н. Коперник (1473-1543)
Гелиоцентрическая система мира
«Об обращении небесных сфер» (1543)
Дж. Бруно (1548-1600)
Идея о бесконечности космоса
Начало жизни – в самой материи
Возможность существования других миров

17. 3. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

XVII век – время становления
экспериментально-математического
естествознания, новый этап в
развитии европейской науки. Именно
поэтому в философии на первый
план выходят проблемы теории
познания – гносеологии.

18.

Рационализм - (от лат. ratio – разум) –
философская установка, согласно
которой истинными основаниями бытия
и познания являются принципы разума.
Основы рационалистической традиции в
философии были заложены элеатами.

19.

Р. Декарт (1596-1650)
– основоположник рационализма
Нового времени.
Труды: «Рассуждения о
методе», «Метафизические
рассуждения о первой
философии» и др.
«Вся философия подобна дереву, корни
которого – метафизика, ствол – физика, а
ветви, исходящие от этого ствола, - все
прочие науки».

20.

идея создания
универсального научного
метода
категория «самосознания»: поиск
достоверности знания в самом субъекте
(все здание науки вырастает на
абсолютной достоверности аксиомы «Я
мыслю»)
главное средство познания природы математика

21.

Проблема субстанции
Субстанция (от лат. Substantia – лежащее в
основании) – первоначало, основа
единства мира
Духовная субстанция (основной признак –
мышление)
Материальная субстанция (основной признак
– протяженность)
Человек – единство двух субстанций

22.

Б. Спиноза (1632-1677)
«Этика», «Богословско-политический
трактат» и др.
Пантеистическая трактовка субстанции
(она может быть названа Богом, или
природой)
Субстанции Декарта рассматриваются
как атрибуты единой субстанции
Отдельные вещи – проявления
субстанции, ее модусы

23.

Г. Лейбниц (1646-1716) – учение о
множественности субстанций.
«Монадология»
«Монада» ( греч. Monas – единица)
субстанция, имеющая духовную
природу, воспринимающая и
отражающая в себе весь мир.
Сущность монады – деятельность
(представление и стремление)

24.

Эмпиризм (от греч. ἐμπειρια – опыт) –
теоретико-познавательная позиция,
согласно которой источником и
обоснованием всех знаний является
чувственный опыт.

25.

Ф. Бэкон (1561-1626)
«Опыты» (1597),«Новый Органон»
(1620)
и др. работы
Обоснование индуктивного
метода научного познания
Критика «идолов»
человеческого сознания

26.

Т. Гоббс (1588-1679)
«О человеке» (1658) ,
«Левиафан, или Материя,
форма и власть
государства церковного
и гражданского» (1651) и др.
Теория общественного
договора
Благо народа – высший
закон государства

27.

Дж. Локк (1632-1704)
“Опыт о человеческом разуме” (1690 г.)
«Нет ничего в уме, чего раньше не было в
ощущениях»
Идея первичных и вторичных качеств
Первичные качества неотделимы от объектов
(плотность, протяженность, форма,
движение, покой). Вторичные не находятся в
самих вещах, но представляют собой силы,
вызывающие в нас различные ощущения
своими первичными качествами (цвет, запах и
т.д.)

28.

Чтобы стать знанием, материал идей
ощущения должен быть переработан
деятельностью рассудка, состоящей в
сравнении, сочетании и отвлечении
(абстракции)
Достоверным является умозрительное
знание, опытное знание только
вероятно
Учение о государстве и праве

29. Основные черты философии эпохи Просвещения

приоритет разума как высшей
инстанции при решении всех проблем
человеческого общества
вера в прогресс
свободомыслие и антидогматизм
антиклерикализм

30. Французское просвещение

Время: нач. 18 в. - до начала
французской революции 1789 г.
Представители: Ф. Вольтер, Ш.
Монтескье, Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д.
Дидро, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, К.
Гельвеций, П. Гольбах.

31. Руссо Жан-Жак (1712-1778)

"Об общественном договоре" (1762),
"Эмиль, или О воспитании" (1762),
"Юлия, или Новая Элоиза" (1767) и др.
поддерживал теорию общественного
договора
одним из первых противопоставил
«культуру» и «цивилизацию»
заложил основы философского анализа
феномена отчуждения
English     Русский Правила